Слайд 2Творчество Симона Ушакова
С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи
принято связывать представление о последнем периоде искусства Московской Руси.
И его творчество, и сама его личность типичны для эпохи коренных изменений, происходивших во второй половине XVII в. Четко обозначившаяся ломка средневекового мировоззрения приводит к серьезным переменам в понимании и трактовке иконописного образа.
Слайд 3Творчество Симона Ушакова
Особенно отчетливо эти новшества выразились в деятельности мастеров Оружейной
палаты Московского Кремля. Возникшая при государевом дворе еще в начале XVII в. как хранилище оружия, она уже в середине столетия превращается в большую художественную мастерскую, куда стягиваются лучшие иконописцы из разных городов Руси, где рядом с ними работают приглашенные иноземные мастера. Здесь выполняется огромный объем работ, начиная от росписи храмов и жилых помещений Кремля и кончая украшением знамен, карет, различных бытовых предметов.
Слайд 5Творчество Симона Ушакова
В Оружейной палате более двадцати лет трудился Симон Ушаков.
Его работоспособность и энергия поразительны. Он расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты, делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода, Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря.
Слайд 7Творчество Симона Ушакова
Ушаков возглавляет иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и
последователей, среди которых особую известность получили Тихон Филатьев и Кирилл Уланов.
Вслед за учителем они пытаются найти новые формы для создания иконописного образа.
Слайд 8Работы Тихона Филатьева и Кирилла Уланова
Слайд 9Творчество Симона Ушакова
Симон часто пишет изображения Спаса и Богоматери, демонстрируя свое
умение мягко моделировать лицо и шею, подчеркнуть округлость подбородка, припухлость губ.
В иконе "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства)", написанной в 1668 г., он изображает царя Алексея Михайловича, пытаясь передать его портретные черты.
Слайд 11Творчество Симона Ушакова
Известно, что Ушаков писал парсуны.
В изображении интерьера или
пейзажа на иконах он иногда использует принципы линейной перспективы. В качестве образца для фонов икон художник порой пользуется западноевропейской гравюрой.
Так, в архитектурном пейзаже иконы "Троица" (1671) он повторил изображение с гравюры, исполненной по картине итальянского живописца XVI в. Паоло Веронезе "Пир у Симона-фарисея".
Что же касается понимания иконописного образа в целом, то мастер остается в рамках средневековых представлений. (Двойственный характер, присущий его искусству, находит аналогии в творчестве позднегреческих иконописцев - таких, например, как Эммануил Тзанес.)
Слайд 12Парсуна
Название "парсуна" пошло от латинского слова "персона", то есть лицо. Позже
вместо "парсуна" стали говорить "портрет". Первые парсуны еще походили на иконы. Мастера не сразу освободились от привычки видеть и изображать человеческое лицо по-старому. И все-таки с каждой парсуны смотрит на нас живой человек, которого не спутаешь ни с каким другим.
Изображение царя Ивана Грозного похоже на "словесную парсуну", которая сохранилась в старинной рукописи: "Царь Иван образом нелепым (то есть некрасивый), очи имея серы, нос протягновенен и покляп (длинный и отвислый); возрастом (ростом) велик бяше, сухо тело имея, плещи (плечи) имея высоки, груди широки, мышцы толсты". А сын Ивана Грозного - царь Федор Иванович. Он был человек мирный, слабый, и это передано на парсуне.
Слайд 14«Троица» С. Ушакова и А. Рублева
Одно из типичных произведений Симона Ушакова икона
«Троица» создана им в период творческой зрелости. В качестве основной композиционной схемы, главным образом в построении центральной группы ангелов, Ушаков использовал знаменитую «Троицу» Андрея Рублева. Но при этом он настолько изменил весь ее дух и смысл, что зритель почувствует скорее разницу между двумя одноименными произведениями, нежели сходство. Главный пафос «Троицы» Ушакова состоит в создании видимости материального, предметного мира. Обращаясь к традиционному сюжету и сохраняя композиционную схему, а также старые приемы в передаче складок одежды, художник XVII века в главном переосмысливает изображение. Ставя акцент на бытовых моментах, усиливая материальную трактовку, он тем самым придает иконе светский характер и вместе с тем лишает ей одухотворенности и философского звучания, составляющих сущность произведения Рублева. Это особенно отчетливо сказывается в трактовке лиц, выполненных объемно, с применением светотени, мелкими мазками, ложащимися по форме.
Слайд 16Наше время
Из дошедшего до наших дней его наследия наиболее известны иконы,
хранящиеся ныне в ГТГ и ГРМ. Среди них - повторения прославленных русских святынь: образы Богоматери Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской (оба 1668) и др.
Известны также его гравюры на меди - "Отечество", "Семь смертных грехов"; гравюры к "Житию Варлаама и Иоасафа", к "Псалтыри Симеона Полоцкого".
Слайд 17Работы, дошедшие до нашего времени