Слайд 1Якопо Тинторетто
(Картины и биография)
Слайд 2Тинторетто (Tintoretto) Якопо (наст. фамилия Робусти, Robusti) (родился 29 сентября 1518,
Венеция — умер 31 мая 1594, там же), итальянский живописец; наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Паоло Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианской школы.
Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик).
Слайд 3Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красками
отца для своих живописных опытов на стене дома.
В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, — прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность.
Слайд 4«Обретение мощей апостола Марка», 1548.
Слайд 5
Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Известный своим бескорыстием,
он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан-Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов.
Слайд 6Быстрый темп работы, смелые и свободные приемы письма, то, что Тинторетто
в значительной степени был самоучкой, создали у многих его современников представление о якобы беглой, поверхностной и небрежной манере его живописи.
Однако именно Тинторетто, в отличие от всей предшествующей практики венецианской живописи, чрезвычайно большое значение придавал рисунку.
Слайд 7В 1548 по заказу Скуола ди Сан-Марко была написана картина «Чудо
св. Марка» которая является как бы итогом исканий молодого мастера и своего рода синтезом тех воздействий, которые на него оказали живопись Тициана и других венецианцев, искусство Микеланджело, римско-флорентийский маньеризм.
Слайд 8
Самыми излюбленными приемами Тинторетто становятся выбор точки зрения с очень низким
горизонтом, построение картины в крутых диагоналях, стройные, удлиненные пропорции фигур с маленькой головой, светящиеся, сдержанные в гамме цвета.
Слайд 9«Венера, Вулкан и Марс», 1551
Слайд 16Тяга к трагическим конфликтам, пластической мощи и страстной динамике форм и
цвета роднит Тинторетто с Микеланджело. Картина «Чудо святого Марка» помогла Тинторетто обрести широкую популярность в Венеции: он получает несколько официальных заказов, начинает работать в Прокурациях, во Дворце Дожей, в ряде венецианских церквей и для различных религиозных братств, пишет большое количество портретов, которые ему заказывают монархи, дожи, высшая знать Италии.
Слайд 17
Портрет женщины с обнаженной грудью.
Портрет Якопо Сансовино.
Слайд 18В 1560-е годы происходит сближение художника с Веронезе — отныне их
будет связывать крепкая дружба.
В эти же годы Тинторетто пишет «поэзии» — картины на мифологические сюжеты («Сотворение Млечного пути», Лондон).
Слайд 19 Некоторые из них были призваны аллегорически прославлять Венецию: как царицу
морей («Обручение Вакха с Ариадной»), ее военную мощь, мудрость ее дипломатии, ее богатство и красоту.
Слайд 20В 1562 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св.
Марке («Похищение тела св. Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия; «Опознание тела св. Марка», Галерея Брера, Милан).
Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан-Тровазо (1566).
Слайд 21«Похищение тела святого Марка», 1566
Слайд 22Главной ареной деятельности Тинторетто в последние тридцать лет его жизни стали
работы для братства Сан Рокко — 56 картин. Братство св. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. В 1564 братство решает приступить к украшению своего дворца и плафона большого зала и организует конкурс на лучший проект среди наиболее прославленных живописцев, в котором должны были принять участие Веронезе, Сальвиати и Таддео Цуккаро. Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Св. Рох во славе» безвозмездно.
Слайд 23«Христос перед Пилатом», 1565-1567
Слайд 25С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с
братством, членом которого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен.
Слайд 27«Христос с Марией и Марфой», 1570-1575.
Слайд 28«Поклонение пастухов», 1576-1581
Слайд 30«Минерва отстраняет Марса от Мира», 1577
Слайд 32К последним годам жизни художника относится работа над картинами для церкви
Санта-Мария Маджоре. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594).
Слайд 33Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент
предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»).
Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием.