Слайд 1Творчество
Ивана Николаевича Крамского
Подготовила учитель МХК
МБОУ «Журавская ОШ»
Шипицына Н.В.
Слайд 2И.Н. Крамской (1837-1887)
талантливый портретист
художник-философ
критик и теоретик
искусства
Автопортрет (1867)
Слайд 3В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора
Маркова.
В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати».
Слайд 4В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных
организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал созвучное им мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма, моральной сущности искусства и его национальной принадлежности.
Слайд 5Портрет Л.Н.Толстого 1873г
Это лучший портрет Толстого из всех написанных при жизни
писателя. Художник изобразил Толстого-мыслителя, борца со злом и несправедливостью.
Слайд 7Портрет
М.Е.Салтыкова-Щедрина
1879г
Слайд 8Портрет художника
И. И. Шишкина,
1873
Слайд 9«Христо́с в пусты́не» , оконченная в 1872 году.
Слайд 10«Неизвестная», написанная в 1883 году
Слайд 11Художественный критик П.М. Ковалевский так характеризует «Неизвестную»: «Эта вызывающе красивая женщина,
окидывающая вас презрительно чувственным взглядом из роскошной коляски, вся в дорогих мехах и бархате, - разве это не одно из исчадий больших городов, которые выпускают на улицу женщин презренных под их нарядами, купленными ценою женского целомудрия. А если они позволяют себе смотреть с презрением на это общество, то оно само и виновато. Картина эта, или этюд, может быть, портрет действительного обличительного свойства, и за такое обличение художнику спасибо».
Слайд 13Владимир Порудоминский так писал об этой картине в своей книге о
Крамском:
« Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, — удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой — обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там — тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта).
Слайд 17Сам Крамской так писал о сюжете этой картины в письме Павлу
Третьякову от 19 апреля 1875 года:
« …Мой этюд в простреленной шапке по замыслу должен был изображать один из тех типов (они есть в Русском народе), которые многое из социального и политического строя народной жизни понимают своим умом и у которых глубоко засело неудовольствие, граничащее с ненавистью. Из таких людей в трудные минуты набирают свои шайки Стеньки Разины, Пугачевы, а в обыкновенное время — они действуют в одиночку, где и как придется; но никогда не мирятся. Тип несимпатичный, я знаю, но знаю также, что таких много. Я их видел… »
Картина была представлена на 4-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») в 1875 году[6]. В том же 1875 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым
Слайд 20Крамской умер 24 марта 1887 года, ему не было и 50
лет. Последний год жизни художника был наполнен творчеством и попытками реформировать систему преподавания в Академии художеств.
Смерть наступила внезапно, во время работы над портретом доктора К.А. Раухфуса. Смерть художника была символична, это отражено и в некрологе, где автор сравнил смерть Крамского «со смертью доблестного воина, умирающего на поле битвы, с оружием в руках, под сенью любимого знамени».
Слайд 21Могила И. Н. Крамского на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)