Презентация, доклад посвященная творчеству Г.Тукая

   Интересно, найдется ли хотя бы один татарин или татарка, которые не слышали хотя бы первых строк замечательного стихотворения «Туган тел»(«Родной язык»), которое негласно считается гимном всего  татарского народа, отражением самой его души. А кого в детстве

Слайд 1


Слайд 2   Интересно, найдется ли хотя бы один татарин или татарка, которые

не слышали хотя бы первых строк замечательного стихотворения «Туган тел»(«Родной язык»), которое негласно считается гимном всего  татарского народа, отражением самой его души. А кого в детстве не пугали чудищем «Шурале»? А потому, ни в коем случае нельзя забывать о том человеке, который написал эти золотые произведения.
   Интересно, найдется ли хотя бы один татарин или татарка, которые не слышали хотя бы первых строк

Слайд 4

основоположник новой национальной поэзии, высоко поднявший знамя гражданственности, народности и реализма. Продолжая и развивая многовековые идейно-эстетические традиции как восточных, так и русско-европейских литератур, опираясь на собственно-национальные истоки и живые родники устного народного творчества, он создал поэтическую школу, под благотворным влиянием которой выросло целое поколение не только татарских, но и других тюркоязычных поэтов и писателей, что является давно признанной истиной.

Габдулла Тукай

основоположник новой национальной поэзии,

Слайд 5   Габдулла Тукай родился 14/26 апреля 1886 года в деревне Кушлавуч

Казанской губернии(ныне Арского района) в семье приходского муллы Мухамедгарифа

Рождение

   Габдулла Тукай родился 14/26 апреля 1886 года в деревне Кушлавуч Казанской губернии(ныне Арского района) в семье

Слайд 6.
Стоит отметить, что детство и юность провел он в

нищете и мытарствах.

Когда ему было пять месяцев, умер отец. Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, вышла замуж и переехала в другую деревню. Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре умерла, и четырехлетний Габдулла остался круглым сиротой.
В 1892-1895 годы жизнь его проходит в семье крестьянина Сагди, где не было нужды в куске хлеба. Здесь Габдулла начал приобщаться к крестьянскому труду. Именно в кырлайский период он впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. В Кырлае Габдулла начал учиться.
В начале зимы 1895 года он был взят в семью сестры своего родного отца, Газизы Забировой (Усмановой), в Уральск. Здесь Габдулла продолжал посещать медресе «Мутыгия», по тем временам прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, а так же одновременно посещая русский класс при нем. Его учеба продолжалась вплоть до 1907 года и первые произведения были написаны им именно в этот период.

Отъезд Тукая из Училе в Кырлай»
Федоров В., 1975

. Стоит отметить, что детство и юность провел он в нищете и мытарствах.Когда ему было пять месяцев,

Слайд 7С 1905 года работал наборщиком и корректором в типографии, а затем

корректором и редактором в разных газетах и журналах г. Уральска и г. Казани. За год с небольшим, Тукай написал около пятидесяти стихотворений, одну поэму, а также свыше сорока статей и фельетонов.

Первые шаги к творчеству

С 1905 года работал наборщиком и корректором в типографии, а затем корректором и редактором в разных газетах

Слайд 8 Начавшаяся в стране революция 1905

года всколыхнула жизнь и в Уральске. Здесь появились первые татарские газеты и журналы: «Фикер» («Мысль»), «Эль-гаср-эль-джадид», «Уклар» («Стрелы») и др. В них Тукай сотрудничает и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые и поставленные революцией, участвует в демонстрациях, волной прошедших по городу. Все его творчество пронизывается боевым духом возвеличения и защиты демократических идеалов. В том же 1905 г. Тукай публикует свои уже не подражательные, а оригинальные стихотворения «О свободе», «Одно слово друзьям», в которых выступает защитником прогресса и равноправия народов.
В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия».
В этом же году власти запретили издания органов татарской печати, в которых сотрудничал и работал Тукай. Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это стало стихотворение Тукая «Не уйдем!»



Начавшаяся в стране революция 1905 года всколыхнула жизнь и в Уральске.

Слайд 9 татарских купцов, представителей реакционного духовенства и

паразитов-шакирдов («Паразитам»), высмеивал тупого обывателя-мещанина, двурушника-националиста, беспощадно критиковал продажную националистическую интеллигенцию (стихи «Националисты», «Сибгатуллин», «Молодежь» и т. д.). В его лирических стихах отражалась скорбь обездоленных народных масс (стихи «Осенние ветры», «Гнет», «Чего не хватает мужику») и в особенности горькая участь оскорбленной и униженной женщины-татарки («Униженной», «Жалоба»). В основных своих произведениях Тукай оставался носителем демократических идей и выразителем переживаний и чаяний угнетенных народных масс. Поэзия его разоблачала эксплуататоров, срывала маски с консервативной националистической татарской буржуазии и духовенства. В этом смысле творчество Габдуллы Тукая имеет четко выраженный прогрессивный характер. Он дал первые образцы чисто народной поэзии на подлинно народно-татарском языке.

   Габдуллу Тукая можно и впрямь назвать зачинателем татарской поэзии. Уже ранний период творчества Тукая был отмечен страстной проповедью служения народу, хотя при этом у него преобладала еще риторика любви к нации. Поэт быстро перерос просветительскую романтику, все глубже проникая в реальный и духовный мир народа. Татарский поэт был весьма далек от слепой идеализации народа. Любя его, он не хотел прощать ему темноты, невежества, духовной подавленности, покорности судьбе, не мог пройти мимо этих вековых болезней («Гнет», «Религия и народ», «Рассказ с печки» и др.). В умении различать и оценивать сильные и слабые стороны в народном сознании сказалось революционно-демократическое отношение к народу.
Совместно с Г. Камалом Тукай в 1908-1909 гг. издает сатирический журнал «Яшен» («Молния»), а с 1910 г. работает в журнале «Ялт-юлт» («Зарница»), фактическим руководителем которого он являлся до конца жизни. В эти годы свободолюбивые мотивы в творчестве Тукая приобретают особую глубину.
Его творчество охватывает период революции 1905 и последовавший период реакции. Первоначально Тукай подражал древним арабским и персидским поэтам. Революция 1905 толкнула Тукая на демократический путь: он скоро освободился от тяготевшей над ним панисламистской и пантюркистской идеологии татарской буржуазии и начал выступать в своих произведениях против самодержавия и капитализма. Его эмоционально насыщенные, высокохудожественные стихи острием своим были направлены против угнетателей народа. В замечательной сатирической поэме «Новый кисекбаш» поэт  бичевал консервативных

татарских купцов, представителей реакционного духовенства и паразитов-шакирдов («Паразитам»), высмеивал тупого обывателя-мещанина, двурушника-националиста,

Слайд 10Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань – колыбель национальной культуры

и истории, чтобы посвятить свою деятельность новым общественным и творческим задачам.
«Светозарная Казань» притягивала своей богатой и необходимой поэту культурной средой – газетами, книжными издательствами, театром, кругом людей, родственных Тукаю по мысли и духу. Казань стала временем расцвета его таланта, временем его человеческой зрелости, временем его славы. Здесь он состоялся как поэт, как журналист, как общественный деятель.
Появление Тукая в Казани и его первые стихотворные сборники «Габдулла Тукай шигырьләре» были встречены демократической интеллигенцией с большим сочувствием. Поэт входит в литературные круги.

Казань в судьбе поэта

Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань – колыбель национальной культуры и истории, чтобы посвятить свою деятельность

Слайд 11В пору нового революционного подъема происходят значительные изменения в жизни поэта.

Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 годах он совершает путешествия, имевшие для него большое значение.
В начале мая 1911 года пароходом едет в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья . Здесь он был гостем своего друга – поэта С. Рамиева, встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным сюда за революционную деятельность в родном краю, и принял участие в маевке, где с речью о празднике 1 Мая выступил Нариманов.
Весной 1912 года Тукай решается на более значительные путешествия по маршруту Уфа – Петербург. В Уфе он встречается с Мажитом Гафури.
Петербург встречает Тукая холодно. Здесь он не находит людей, подобных Гафури. Становилось очевидным, что петербургские «национальные интеллигенты» пригласили его лишь как «модную знаменитость» и вовсе не интересуются изданием новых татарских газет и журналов.
Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, в середине июня он очутился в казахской степи.

Путешествие по России

В пору нового революционного подъема происходят значительные изменения в жизни поэта. Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в

Слайд 12Он создал первые замечательные стихи для детей на татарском языке. Он

также впервые переводил на татарский язык стихи западноевропейских и русских классиков

http://balarf.ru/мультфильмы-на-татарском-языке

Он создал первые замечательные стихи для детей на татарском языке. Он также впервые переводил на татарский язык

Слайд 13       «Ана догасы» («Молитва матери»)Менә кич. Зур авыл өстендә чыкты нурлы ай

калкып, Көмешләнгән бөтен өйләр, вә сахралар тора балкып. Авыл тын; иртәдән кичкә кадәр хезмәт итеп арган Халык йоклый — каты, тәмле вә рәхәт уйкуга талган. Урамда өрми этләр дә, авыл үлгән, тавыш-тын юк; Авыл кыръенда бер өйдә фәкать сүнми тора бер ут. Әнә шул өй эчендә ястүеннән соңра бер карчык Намазлыкка утырган, бар җиһаннан күңлене арчып; Күтәргән кул догага, яд итә ул шунда үз угьлын: Ходаем, ди, бәхетле булсайде сөйгән, газиз угълым! Тамадыр мискинәмнең тамчы-тамчы күзләреннән яшь; Карагыз: шул догамы инде тәңре каршына бармас?       «
Молитва матери» (Перевод В.Ганиева) Ясный лик на небе кажет лучезарная луна. На соломенные крыши льет сребристый свет она. Тихо-тихо. Спит деревня. Высоко витают сны.  Мертвым сном забылись люди, от трудов утомлены. И собаки не желают даже вылезть за порог.  Лишь в одной избушке светит осторожный огонек. Там старуха бьет поклоны за молитвою святой.  К небу от земной юдоли унеслась она душой. Вот она, сложив ладони, их приблизила к лицу:  «Осчастливь, господь, сыночка!» — молится она творцу. Слезы капают у старой, бледный лоб давно иссох.  Ту молитву неужели не услышит вышний бог?                                                                                   1909

 «Туган тел» («Родной язык»)И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!  Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы. Иң элек бу тел белән әнкәм бишектә көйләгән,  Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән. И туган тел! Һәрвакытта ярдәмең белән синең,  Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, кайгым минем. И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам: Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!         «Родной язык» («Туган тел»)Родной язык — святой язык, отца и матери язык,  Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг! Качая -колыбель, тебя мне в песне открывала мать,  А сказки бабушки потом я научился понимать. Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль, ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль. Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил творца: — О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца.                                                                                     1910

из творчества Тукая

http://shigriyat.ru

       «Ана догасы» («Молитва матери»)Менә кич. Зур авыл өстендә чыкты нурлы ай калкып, Көмешләнгән бөтен өйләр, вә

Слайд 14О каждом дереве, роднике, птице, поэт писал с душой и бережно.
Именно

деревня Кырлай стала местом, вдохновившим Тукая на создание мелодичных и народных произведении, воспевающих природу этого края.

«Арский педагогический колледж имени Габдуллы Тукая»

"Атнинский государственный драматический театр имени Габдуллы Тукая"


Увековечивание имени Тукая и творческого наследия

О каждом дереве, роднике, птице, поэт писал с душой и бережно.Именно деревня Кырлай стала местом, вдохновившим Тукая

Слайд 15Литературный музей Габдуллы Тукая-
отдел Национального музея
Республики Татарстан
Именем поэта названа

государственная премия в области искусства Республики Татарстан
Литературный музей Габдуллы Тукая- отдел Национального музея Республики ТатарстанИменем поэта названа государственная премия в области искусства Республики

Слайд 16Гимн Тукаевского района
 

 
 
Слова и музыка Разины  Сәетгәрәевой
В честь Габдуллы Тукая

целый район в Республике Татарстан назван его именем

Тукаевский

Гимн Тукаевского района    Слова и музыка Разины  СәетгәрәевойВ честь Габдуллы Тукая целый район в Республике Татарстан назван

Слайд 17Из поездки поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г.

Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, и писать несмотря ни на что.
2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало.
Исключительно тяжелые условия жизни рано надорвали его здоровье. Он умер от туберкулеза в возрасте 27 лет.

Последний год жизни поэта

Светлая память о Тукае не ограничивается
годами и веками.

Наследие Тукая
ВЕЧНО!

Из поездки поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г. Даже будучи тяжело больным, он продолжал

Слайд 19http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1262992

http://balarf.ru/мультфильмы-на-татарском-языке

http://5literatura.net

http://karaakkosh.com/stihi-gabdulla-tukay.html

http://shigriyat.ru







Автор презентации:
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Князевская СОШ»
Тукаевского района РТ
Харматуллина Лилия Фаритовна

Источники :

Спасибо за внимание!

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1262992http://balarf.ru/мультфильмы-на-татарском-языкеhttp://5literatura.nethttp://karaakkosh.com/stihi-gabdulla-tukay.htmlhttp://shigriyat.ru

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть