Слайд 1Тень как символ
в искусстве
МОЯ ГАЛЕРЕЯ
Слайд 2Тень как символ
в искусстве
Тень – непреходящая тема в искусстве… Свет
не может ее изгнать!
Ей отдают должное как в философском смысле, так и в «техническом» подтексте.
Признанные художники, «мастера света и тени», не просто играли полутонами. Используя тень, они стремились показать сущность мировосприятия, мироощущения.
Слайд 3Живопись возникла благодаря тени, - так считали в Древней Греции.
Сюжет,
изображенный на полотне выдающегося британского живописца 18-го столетия Джозефа Райта, передает древне-римскую легенду: «Коринфская дева, дочь гончара из Сикиона, обвела на стене профиль своего возлюбленного, отбрасываемый в свете свечи, и попыталась его сохранить…»
Слайд 4Разделение и утверждение
«…Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился
над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» (Ветх. Завет. Быт. 1: 2−5).
Впоследствии это деяние Всевышнего обрело глубокое философское значение: противостояние света и тьмы, добра и зла, белого и черного воздействовало на формирование мироощущения в европейской культуре.
В искусстве Средневековья падающая тень почти не встречается или подается условно.
В эпоху Ренессанса тень стали использовать для придания изображению реалистичности.
Слайд 5Разделение и утверждение
В 1410 г. Джентиле да Фабриано рисует панно «Стигматизация святого Франциска»: падающий свет освещает
небольшой участок горы и, рассеивающийся деревьями, впечатляюще отражает на землю силуэт святого.
Если Средневековье открыло в живописи красоту и поэзию света, то Возрождение раскрыло в искусстве красоту и поэзию тени.
Тень становится формообразующим, утвердительным началом.
Слайд 6Разделение и утверждение
Первый великий художник XV века Мазаччо делает тень сюжетным ядром композиции
в росписи Капеллы Бранкаччи («Петр исцеляет тенью», 1424−1425 гг.) как источник божественной благодати. Во фреске Мазаччо святой появляется в ореоле тени.
В эпоху Ренессанса тень приобрела также дополнительное символическое значение, связанное с темой Благовещения. В работах Яна ван Эйка, Лоренцо ди Креди и Лодовико Карраччи тень, отбрасываемая архангелом Гавриилом или девой Марией, символизирует «тень Вседержителя», властью которого Христос воплотился в облике человека.
Слайд 7священный мрак
Один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи немало
внимания уделял роли света и тени в изобразительном искусстве.
Для великого Леонардо картина — это тень тени человеческой (в отличие от Средневековой живописи, изображавшей свет света Господня). Для него темное выступает как воплощение земли, земного начала, образ глубины земных недр.
Леонардо не любит яркого света: «…Чрезмерный свет создает грубость», обнажает, оскорбляет эту скрытую в полутьме тайну живого. Тень для Леонардо — воплощение тайны и поэзии жизни.
В XVI веке художники начинают связывать тень уже с понятием перспективы.
Слайд 8Священный мрак
Тень как самостоятельный философский образ использовал в своем творчестве Микеланджело Меризи
де Караваджо.
На полотне «Ужин в Эммаусе» (1601 г.) изображена встреча апостолов с Христом после его смерти.
Тень над головой Христа повторяет нимб своей формой, но не цветом. Мало кто мог отважиться нарушить многовековую традицию и лишить нимб символики небесного света.
В картине все предельно приземлено, а тронутое порчей яблоко напоминает о первородном грехе.
История Христа переживается сугубо с точки зрения человеческой судьбы, и черная тень превращается в символ Рока.
Слайд 9Священный мрак
У художников эпохи барокко (Ж. Леклера, М. Стома, Х. Тербрюггена и др.)
тень - это воплощение священного в повседневной жизни. Контрастное ночное освещение придает религиозным композициям глубокое напряжение. Тусклый, тяжелый свет вызывает ощущение драматичной загадочности, таящейся в реальной жизни.
На картине Жоржа де Латура «Магдалина перед свечой» (1630 г.) яркое пламя свечи погружает молодую женщину в бесконечное безмолвие, атмосферу глубокого мистицизма и тихой меланхолии. Свеча отражает тему борьбы света и тени.
Латур передает «ночь» — опустошенность человеческой души, которая может осознать себя лишь через свет веры.
Слайд 10Обретение самостоятельности
В XVIII веке во Франции тень начинает «заявлять о себе» как о самостоятельном жанре под
названием «силуэт».
Министр финансов при дворе Людовика XV Этьен де Силуэтт был очень экономным по своей натуре и безрезультатно пытался пресечь расточительность королевского двора. Стены своего замка он предпочитал украшать не дорогими картинами и гобеленами, а … тенями. Он подводил гостя к стене и самолично обводил его профильную тень. Затем контур закрашивал чёрной краской.
Со временем тени заполнили несколько залов. В замке Шатто-де-Берг на Марне образовалась необычная портретная галерея, первый и единственный в своём роде «музей теней».
Последователей у экономного портретиста осталось немало и по сей день, ножницами вырезающих за считанные минуты профиль заказчика.
Слайд 11Мрачная эстетика 18-го века
В XVIII в. в искусстве также развивается эстетика мрачного и зловещего
мира. Тень начинает играть действенную роль в изображении в качестве отрицательного, разрушительного начала, что можно наблюдать в произведениях Франсиско Гойи (например, в картине «Двор сумасшедшего дома»).
Писателей, художников (Г.В. Тишбейна, Дж. Райта из Дерби и др.) вдохновляет все неясное, тяжкое и мрачное.
Слайд 12От игр света к играм разума
Импрессионисты использовали тень главным образом с визуальной
точки зрения.
Если в ранних работах Клода Моне тени деревьев еще изображены черными, то позднее,
в картинах Альфреда Сислея и Камиля Писсаро («Иней», 1874 г.) тени становятся цветными. Постепенно их негативные значения теряются.
Слайд 13Тень метафизики
В творчестве Джорджо де Кирико тень - это образ тьмы ночи, тьмы навязчивых страхов,
тьмы душевной, ее поведение непредсказуемо и неподвластно законам перспективы.
Она возникает в картинах Кирико немотивированно, ниоткуда («Пророк», 1917). В метафизическом мире идеальных сущностей царит вечный день.
Слайд 14Тени реализма и сюрреализма
Во многих реалистических полотнах тень возвращается к своему предназначению и выражает
мрачные настроения.
Кристиан Шад в «Портрете доктора Хаустейна» (1928 г.) при помощи тени изобразил сцену беседы, - визави героя отражается на стене.
Самое большее значение тени придавали сюрреалисты, объясняя своим интересом к изображению снов и фантазий.
С. Дали, И. Танги, Р. Магритт, П. Дельво прилагали усилия к тому, чтобы изображения их фантазий казались более реалистичными, чем сама реальность, для чего тщательно выписывали каждую деталь и неутомимо использовали тени.
Слайд 15Тени реализма и сюрреализма
В реалистической живописи XX в. активно использовалась способность тени создавать настроение
вселенского одиночества (Э. Хоппер, Р. Кент, Ф. Нуссбаум).
Король поп-арта Энди Уорхол посвятил тени целую серию своих произведений. В картине «Тень» (1981 г.) он отделяет свой имидж от тела.
В дальнейшем тень как изобразительное средство в своем творчестве использовали Э. Рушей, Г. Рихтер и др.
Слайд 16Тени реализма и сюрреализма
В картине российских представителей contemporary art Виталия Комара и Александра
Меламида «Происхождение социалистического реализма» (1982−1983 гг.), представлено ироничное видение классического мифа, связанное с традициями социалистического реализма.
Слайд 17Тени сегодняшнего дня
Сегодня создание работ посредством тени довольно популярно. Причем предметы,
отбрасывающие тень, как правило, не имеет никакого отношения к тому, что получается в результате.
Для создания своих произведений художники месяцами включают и выключают свет, передвигают простые материалы (бумагу, дерево, алюминий,
различный мусор).
Излюбленная тема греческого художника Теодосио Ауреа - красота и изящество женского тела.
Слайд 18Тени сегодняшнего дня
Р. Флоро передал в своей работе «Се человек? Или
Тень?» переживания человека, лишенного целостности.
Слайд 19Тени сегодняшнего дня
Герой британского скульптора и дизайнера как бы поделен на две части:
одна — тот, кем он является, другая — тот, кем он мог бы быть. Казалось бы, высокая фигура обязана отбрасывать тень, но она рыхла, расплывчата, а из спины персонажа торчат темные иглы.
Главное же в скульптуре — то, что обе части сводит именно тень — черная дорожка.
Так, например, в руках художника потаенное
делается очевидным.