Презентация, доклад по МХК на тему Танец жизни и смерти (8 класс)

Содержание

Танец является одной из самых древних форм, в которых человек начал выражать свои представления о мире. Ритуальный танец сакральных обрядов давал человеку чувство сопричастности космическим ритмам и бесконечности цикла жизнь / смерть / воскрешение. «Белая богиня»

Слайд 1Нетрадиционный урок
Танец жизни и смерти в живописи
Смысл и значение пластических формул
Ф.

Валлатон. Вальс
Нетрадиционный урокТанец жизни  и смерти  в живописиСмысл и значение пластических формулФ. Валлатон. Вальс

Слайд 2Танец является одной из самых древних форм,
в которых человек начал

выражать свои представления о мире. Ритуальный танец сакральных обрядов давал человеку чувство сопричастности космическим ритмам и бесконечности цикла жизнь / смерть / воскрешение.

«Белая богиня»
из Тассилин-Аджер Сахара, Алжир

Позднепалеолитические росписи в пещере Пиндаль. Астурия, Испания

Роспись из Рока дельс Морос
Каталония, Испания

Танец является одной из самых древних форм, в которых человек начал выражать свои представления о мире. Ритуальный

Слайд 3В эпоху неолита в изображение танца приходит мужская фаллическая образность.
В

изображении танца появляются новые сакральные смыслы, танец уподобляется «танцам языков священного пламени».

«Пламенеющие женщины». Мезолитическая живопись в пещере Когул. Каталония, Испания

«Танец» из Гобустана. Азербайджан

Танец-огонь как образ космической энергии, структурирующий Космос из Хаоса, находит воплощение в круговых композициях керамики из Самарры (Ирак).

В эпоху неолита в изображение танца приходит мужская фаллическая образность. В изображении танца появляются новые сакральные смыслы,

Слайд 4Семантическая пара танец-зверь возникла вместе
с магическими ритуалами моления об удаче

на охоте. Частью охотничьих танцев было подражание повадкам животных.

Наскальный рисунок из Тиоут. Алжир

«Колдун» из пещеры
Трех братьев. Франция


Неолитический охотничий танец. Пещера Валь-Камоника, Италия

Неолитический охотничий танец Комплекс Танум. Швеция

В критской живописи человек перешел от подражания животному к агону-борьбе с ним.

Игры с быком. XV в. до н. э. Фреска из Кносса. Крит

Семантическая пара танец-зверь возникла вместе с магическими ритуалами моления об удаче на охоте. Частью охотничьих танцев было

Слайд 5В солярных танцах круг становится символом циклического движения Солнца, его суточного

и годового пути жизни/смерти.

Петроглифы их ущелья Тамгалы. Эпоха бронзы. Казахстан

Неолитический охотничий танец. Комплекс Танум. Швеция

Н. Рерих. Скалы Лахула (Знаки Гесэра). 1935–1936

При переходе
к земледельческой культуре фаллическая символика танца получила новое истолкование как брачный союз Неба и Земли, который осуществляется через оплодотворение земли небесным семенем дождя.

Фрагмент росписи дипилонской амфоры VIII в. до н. э.

В солярных танцах круг становится символом циклического движения Солнца, его суточного и годового пути жизни/смерти.Петроглифы их ущелья

Слайд 6В Древнем Египте в качестве ритуального танец живота был связан с

началами, порождающими жизнь: с новым годом, посевом, свадьбой.

Рельеф VI династии из гробницы в Саккаре. Древний Египет

«Танцующие женщины». Фреска из гробницы в Фивах Новое царство. Древний Египет

Сила матриархальных традиций проявляется
в том, что миф о мужском противостоянии изображается женщинами.

Рельеф из гробницы Анкмахору в Саккаре. Древний Египет

Схема бега-танца фараона к богине Хатхор

В Древнем Египте в качестве ритуального танец живота был связан с началами, порождающими жизнь: с новым годом,

Слайд 7В древнегреческом искусстве геометрического стиля
в вазописи зафиксировано присвоение функции настройки

и гармонизации космоса, а также жизнетворческих способностей мужским божеством.

Аполлон и музы. Скифос чернофигурный. Около 510 г. до н. э.

Ваза Франсуа (кратер Клития). VI в. до н. э.

Гробница вакхантов в Тарквинии. 470 г. до н. э. Италия

Мастер Аналатос. Лутрофор Фрагмент. Около 690 г. до н. э.

В древнегреческом искусстве геометрического стиля в вазописи зафиксировано присвоение функции настройки и гармонизации космоса, а также жизнетворческих

Слайд 8Оргиастические функции богини в Греции присвоил Дионис. С тирсом и чашей

вина в руках под звуки авлоса он возглавил танцы менад и сатиров.

Скопас. Менада. IV в. до н. э.

Гробница триклиниум
в Тарквинии
470 г. до н. э. Италия

Гробница львов в Тарквинии. 470 г. до н. э. Италия

Оргиастические функции богини в Греции присвоил Дионис. С тирсом и чашей вина в руках под звуки авлоса

Слайд 9Фарандола на телах пророков. Апокалипсис. Манускрипт XIII в. Франция
В средневековом изобразительном

искусстве возрождающие языческие танцы превратились
в богохульные танцы-ловушки для праведных людей.

Пляска смерти. Бернт Нотке, XV в. Церковь Св. Николая. Эстония

Пляска смерти. Часовня Св. Бернардино. Клузоне, Италия

Фарандола на телах пророков. Апокалипсис. Манускрипт XIII в. ФранцияВ средневековом изобразительном искусстве возрождающие языческие танцы превратились в

Слайд 10Витраж XIII в. с изображением Крысолова
Рисунок барона Августина фон Мёрсперга. 1595
Дионис/Аполлон,

ведущий человека путями воскрешения, принял облик демонического крысолова-дудочника, который уводит детей в мир смерти.

Древние смыслы танца как жертвоприношения выявляет сюжет о танце Саломеи.

Фреска XII в. из монастыря Св. Иоанна. Мюстаир, Швейцария

Фреска со скоморохами. Собор Св. Софии Киевской. XI в.

Пестрая одежда и разрисованное лицо танцоров-акробатов напоминают танцы тотемов-предков.

Витраж XIII в. с изображением КрысоловаРисунок барона Августина фон Мёрсперга. 1595Дионис/Аполлон, ведущий человека путями воскрешения, принял облик

Слайд 11Отсрочка воскрешения до судного дня лишила «танец жизни» ближайшей перспективы и

оставила человека один на один со смертью. Однако в Италии, где были сильны античные традиции, мотив хоровода становится символом «доброго правления».

А. Лоренцетти. Плоды доброго правления. Палаццо Публико, Сиена

Танцевальная процессия. Замок Рункельштайн. Южный Тироль

Фра Беато Анджелико. Страшный суд. Фрагмент Монастырь Сан-Марко, Флоренция

Отсрочка воскрешения до судного дня лишила «танец жизни» ближайшей перспективы и оставила человека один на один со

Слайд 12С. Боттичелли. Мистическое Рождество. 1501
Ренессанс восстановил в правах «танец жизни» в

полном объеме, придав ему возвышенную одухотворенность.

Л. Кранах Старший. Золотой век. 1530

Донателло. Кантория собора Санта-Мария дель Фьоре. 1439. Флоренция

С. Боттичелли. Мистическое Рождество. 1501Ренессанс восстановил в правах «танец жизни» в полном объеме, придав ему возвышенную одухотворенность.Л.

Слайд 13Ф. Липпи. Пир Ирода. 1452–1464
Д.А. Фазоло. Приглашение к танцу. 1570. Вилла

Кальдоньо

Христианская одухотворенность возводит
в аполлонический этос любой сюжет, в том числе
и изображение дионисийских танцев. Люди Возрождения совершают свой жизненный круг танцев в окружении античных гигантов, чье присутствие возвышает сиюминутную реальность до высот вечности.

Центром картин на мифологические темы становится Афродита.

А. Мантенья. Парнас. 1497

Ф. Липпи. Пир Ирода. 1452–1464Д.А. Фазоло. Приглашение к танцу. 1570. Вилла КальдоньоХристианская одухотворенность возводит в аполлонический этос

Слайд 14Вне античного антуража танец так же исполнен божественного достоинства
и при

этом сохраняет жизненную энергию.

Г. Бургкмайр. Танец с факелами. Начало XVI в.

М. Пепейн. Придворный бал (Королевская свадьба)
1604

И. Франкен Старший
Венецианский карнавал
1580

Вне античного антуража танец так же исполнен божественного достоинства и при этом сохраняет жизненную энергию.Г. Бургкмайр. Танец

Слайд 15Художники Северного Возрождения вернулись к утверждению посюсторонних ценностей «танца жизни» в

изображении народного танца и народных языческих танцевальных ритуалов.

П. Брейгель Младший
Танцы вокруг майского дерева 1610-е

П. Брейгель Младший. Одержимые пляской (Паломники в пляске св. Витта
идут к церкви в Моленбек). По гравюре Брейгеля Старшего (1564)

А. Дюрер. Танцующая крестьянская пара. 1514

Художники Северного Возрождения вернулись к утверждению посюсторонних ценностей «танца жизни» в изображении народного танца и народных языческих

Слайд 16Традицию корневой стихийной природы народного танца продолжает П. Рубенс. Он создал

некую общую идеальную формулу танца как тотальной жизнетворческой стихии.

П.П. Рубенс. Праздник Венеры. 1638

П.П. Рубенс. Крестьянский танец. 1640

Мастера классицизма противопоставили стихийности бытия идеальную форму круга танца жизни.

Н. Пуссен. Танец под музыку Времени. 1638

Традицию корневой стихийной природы народного танца продолжает П. Рубенс. Он создал некую общую идеальную формулу танца как

Слайд 17В работах мастеров рококо под налетом гедонистической трактовки танцевальной культуры прослеживается

мысль о балансе на грани смерти, что подчеркивается театральностью, любовью к маске, марионетке и кукле, этим выходцам из мира мертвых.

Танцы на полотнах Ф. Гойи несут оттенок зловещей инфернальности.

А. Ватто. Пастушка. Фрагмент. Начало XVIII в.

Н. Ланкре. Танцовщица Камарго. 1730-е

Ф. Гойя
Игра в жмурки 1789

Ф. Гойя. Похороны сардинки. 1814

В работах мастеров рококо под налетом гедонистической трактовки танцевальной культуры прослеживается мысль о балансе на грани смерти,

Слайд 18Диада «танца жизни»
и «пляски смерти» сосуществует на протяжении ХIХ–ХХ вв.,

попеременно сменяя свои полюса. Реализм, импрессионизм
и частично символизм придерживались парадигмы танца жизни.

К. Коро. Хоровод нимф

О. Ренуар. Танцы в Мулен де ла Галетт

В триптихе, посвященном вальсу, Ренуар исследует любовно-эротические жизнетворческие свойства вальса.

Танец в Буживале.1883

Танец в городе. 1884

Танец в деревне.1883

Диада «танца жизни» и «пляски смерти» сосуществует на протяжении ХIХ–ХХ вв., попеременно сменяя свои полюса. Реализм, импрессионизм

Слайд 19В работах постимпрессионистов вновь появляются гротесковые мотивы марионетки и маски.
Э. Дега.

Репетиция балета на сцене. 1874

А. Тулуз-Лотрек. Танец в Мулен Руж

Ж. Сера. Канкан. 1890

Художники-символисты обращаются
к архетипическому хороводу в связке
с атрибутами богини-матери – водой и розой.

Ф. Штук. Хоровод роз

К. Петров-Водкин У фонтана
1906

В работах постимпрессионистов вновь появляются гротесковые мотивы марионетки и маски.Э. Дега. Репетиция балета на сцене. 1874 А.

Слайд 20С подачи романтизма и символизма модерн возвел «танец смерти» на пьедестал,

соединив воедино Эрос и Танатос. Особую популярность получает смертоносный в своей сладострастности танец Саломеи.

Г. Моро. Саломея, танцующая перед Иродом. 1876

Ф. Штук. Танец Саломеи

В картине М. Слевогта «Танец Смерти» символом Смерти становится карнавальная маска.

С подачи романтизма и символизма модерн возвел «танец смерти» на пьедестал, соединив воедино Эрос и Танатос. Особую

Слайд 21Своеобразным итогом опасных игр с бытием в ХIХ в. является полотно

Э. Мунка «Танец жизни» (1900),
в котором спасительный круг жизни безвозвратно разорван. В результате Юность и Старость томятся
в одиночестве, а эротизм танца влюбленной пары, символизирующей Зрелость, приобретает трагическое звучание единичной искры, вспыхнувшей в пустыне жизни.

Дионисийская стихия танца обнаруживает тенденции вернуться
к безжизненности полного хаоса.

Ф. Малявин. Вихрь. 1906

Ф. Штук. Танцовщицы. 1896

Своеобразным итогом опасных игр с бытием в ХIХ в. является полотно Э. Мунка «Танец жизни» (1900), в

Слайд 22Художники первой половины ХХ в. попытались восстановить животворящую целостность «танца жизни»

путем освоения форм архаического искусства.

П. Пикассо. Три женщины. 1908

А. Матисс. Танец. 1910

В абстрактной картине К. Аппеля «Блюз в ночи» танец огня рождается из разбитой скорлупы мирового яйца, пребывающего
в бездне вод.

Наталья Гончарова обращается
к магическому кругу русского народного хоровода.

Н. Гончарова. Хоровод. 1910

Художники первой половины ХХ в. попытались восстановить животворящую целостность «танца жизни» путем освоения форм архаического искусства. П.

Слайд 23Поиски живой воды жизни к середине ХХ в. были прерваны разочарованием

во многих мифах.

Сюрреалистический монстр на картине М. Эрнста «Домашний ангел» (1937), всплывший из довременных глубин коллективной памяти, празднует свой апофеоз на пустынной земле.

Э. Хоппер. Стриптиз. 1941

О. Дикс. Средняя часть триптиха «Большой город». 1928

Поиски живой воды жизни к середине ХХ в. были прерваны разочарованием во многих мифах. Сюрреалистический монстр на

Слайд 24Презентация подготовлена Е. Князевой на основе материала Е. Медковой Журнал «Искусство» №

4/2012

К. Мозер. Танцовщица Лои Фуллер. 1910

Презентация подготовлена Е. Князевой  на основе материала Е. Медковой Журнал «Искусство» № 4/2012К. Мозер. Танцовщица Лои

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть