Слайд 1Русские народные промыслы
Выполнила Акимова А.В., учитель истории МБОУ СОШ с. Пышлицы
Слайд 2Жостовская роспись
Жостовская роспись – русский народный промысел, заключающийся в росписи металлических
подносов, придуманный в деревне Жостово Московской области.
В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью.
В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1928 г. все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово.
Слайд 3
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном или
красном фоне. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает.
Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
Слайд 11Палехская миниатюра
История палехской миниатюры, как народного промысла, берет свое начало в
поселке Палех Ивановской области. Еще в допетровские времена Палех славился искусными иконописцами. Расцвет палехского иконописания приходится на 18 – начало 19 веков.
В 1918 году образуется Палехская художественная декоративная артель, главным направлением деятельности которой стала роспись по дереву.
Слайд 12
Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствуются из повседневной жизни, классических, сказочных, былинных
литературных произведений и песен. Изображения, как правило, выполняются на черном фоне и расписываются золотом.
Можно выделить следующие отличительные черты палеха: миниатюрное многоклеймное письмо, общий тон – мягкий, разнообразие, живописность элементов композиции, узорчатый стиль письма, многообразие радужных сияний, деревья изображаются с натуральной листвой, фигуры удлиняются подобно строгановским, использование фонов различных тонов (вплоть до золотого).
Слайд 20Федоскинская миниатюра
Этот промысел сложился в конце XVIII в. Искусство возникло из-за
популярности в Европе табакерок, изготовленных из прессованного картона ( то есть из папье-маше). Табакерки покрывались черным грунтом, черным лаком, затем расписывались классическими сюжетами. Производство организовал купец Коробов.
Слайд 21
Ассортимент фабрики в наше время заметно вырос, но традиции Федоскинской лаковой
миниатюры остались неизменными, они и поныне используются для создания чудесных изделий. Сейчас Федоскинская фабрика выпускает шкатулки, ларцы, пудреницы, игольницы, чайницы, броши, кулоны из папье-маше.
Слайд 27Хохлома
Это старинное русское ремесло зародилось в XVIII веке в Нижнем Новгороде.
Для
создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Слайд 33Городецкая роспись
Возникла в XIX веке, сначала ее использовали для росписи прялочных
донец.
Кроме донец расписывали детские стульчики и лубяные короба для пряжи.
Позже эта роспись стала очень популярна для декоративных тарелок, досок, шкатулок.
Слайд 34
Разновидности росписи – «букет», «гирлянда», «венок», «цветочная полоса», цветочные мотивы с
изображением птицы или коня
Слайд 40Мезенская роспись
Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее
истоки теряются в Древней Руси. Ученые считают, что она появилась в VII – X веках.
Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века.
Слайд 41
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный
и чёрный. Мезень писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской). Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.