Презентация, доклад по МХК на тему Окно как символ в искусстве (8 класс)

Содержание

Эндрю Уайет. Полуденная любовь, 1992 г.Светлый или тёмный, распахнутый или закрытый — оконный проем как архитектурный элемент на картинах художников выступает как метафора надежды, перемен, шага в неведомое.

Слайд 1Окно как символ в искусстве
Моя галерея

Окно как символ  в искусствеМоя галерея

Слайд 2Эндрю Уайет. Полуденная любовь, 1992 г.
Светлый или тёмный, распахнутый или закрытый — оконный проем

как архитектурный элемент на картинах художников выступает как метафора надежды, перемен, шага в неведомое.
Эндрю Уайет. Полуденная любовь, 1992 г.Светлый или тёмный, распахнутый или закрытый — оконный проем как архитектурный элемент на картинах художников выступает

Слайд 3От окошка до окна
Первые окна - маленькие, мутные, едва пропускали свет и больше

походили на заготовки для витражей, - что с успехом использовалось в сакральной архитектуре.
Свет, льющийся в храм с небес, воспринимался эквивалентом Божественного присутствия, а три окна в церкви в XV—XVI вв. подразумевали Святую Троицу.

Джузеппе Арчимбольдо. Сцены из жития святой Екатерины. Фрагмент, 1551

От окошка до окнаПервые окна - маленькие, мутные, едва пропускали свет и больше походили на заготовки для витражей, - что

Слайд 4От окошка до окна
Лоренцо Коста. Святое семейство, 1490

Леонардо да Винчи.

Мадонна Дрейфус (Мадонна с Младенцем и гранатом), 1480
От окошка до окнаЛоренцо Коста. Святое семейство, 1490 Леонардо да Винчи. Мадонна Дрейфус (Мадонна с Младенцем и

Слайд 5Размер имеет значение
Относительно большие и прозрачные стекла первыми начали изготавливать стеклодувы Италии.

Популярность в архитектуре большого трехчастного («венецианского») окна сыграла решающую роль в «возвышении» окна во времена интеллектуальной революции Возрождения. Рама теперь фокусирует взгляд, а увиденный пейзаж предстает как завершенная и предназначенная для созерцания картина.
Приоритет видения художественного мира зрением «духовным», господствовавший в Средние века, изменился.
Отныне человек посредством окна объединяется с материальным миром.
Размер имеет значениеОтносительно большие и прозрачные стекла первыми начали изготавливать стеклодувы Италии. Популярность в архитектуре большого трехчастного («венецианского») окна сыграла решающую

Слайд 6Размер имеет значение

Ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти

именно так и рассматривал живопись — как обозначенное границами рамы распахнутое окно в другой мир.
Размер имеет значение Ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти именно так и рассматривал живопись — как обозначенное

Слайд 7Размер имеет значение
Оконные проемы на портретах придали полотнам ощущение пространства. Ключевой момент

в искусстве Ренессанса - человек и природа становились единым целым.

Ганс Мемлинг. Аллегория истинной любви. Диптих, левая панель, 1480-е

Размер имеет значениеОконные проемы на портретах придали полотнам ощущение пространства. Ключевой момент в искусстве Ренессанса - человек и природа становились

Слайд 8Размер имеет значение
Ганс Мемлинг. Диптих Богоматерь с младенцем и донатор Мартин

Ниувенхове. Правая панель, 1487

Рафаэль Санти. Портрет Элизабетты Гонзага, 1506

Размер имеет значениеГанс Мемлинг. Диптих Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове. Правая панель, 1487Рафаэль Санти. Портрет

Слайд 9Размер имеет значение
И, конечно, окно не только объединяет человека и природу, но и предлагает развитие сюжета.
Геррит (Герард) Доу.

Голландская домохозяйка, 1650
Размер имеет значениеИ, конечно, окно не только объединяет человека и природу, но и предлагает развитие сюжета.Геррит (Герард) Доу. Голландская домохозяйка, 1650

Слайд 10Размер имеет значение
Геррит (Герард) Доу. Мужчина с трубкой и книгой (Автопортрет),

1650-е

Геррит (Герард) Доу. Старый учитель, 1671

Размер имеет значениеГеррит (Герард) Доу. Мужчина с трубкой и книгой (Автопортрет), 1650-еГеррит (Герард) Доу. Старый учитель, 1671

Слайд 11И у окна сидит она…
Часто оконный проем становится центром событий.
Именно

здесь происходят амурные перипетии: поиск взгляда, немой диалог, демонстрация внешности… У окна назначают свидания, поют серенады, да и к возлюбленному в романах бегут именно через окошко.
Причем в окне, как правило, можно увидеть именно женщину, девушку, в общем, — персону женского пола любого возраста.

Питер де Хох. Женщина, читающая письмо, 1664

И у окна сидит она…Часто оконный проем становится центром событий. Именно здесь происходят амурные перипетии: поиск взгляда, немой

Слайд 12И у окна сидит она…
Сальвадор Дали. Женщина у окна в Фигерасе,

1926

Пинтуриккио. Возвращение Одиссея (Пенелопа с женихами), 1509

И у окна сидит она…Сальвадор Дали. Женщина у окна в Фигерасе, 1926Пинтуриккио. Возвращение Одиссея (Пенелопа с женихами),

Слайд 13Гавань пленниц домашнего очага
Для художников-романтиков светоносный элемент интерьера - ключевой

смысл, а персонаж, всматривающийся в неведомые дали за окном, — излюбленный герой.
В этом сюжете - противоречивая символика: с одной стороны, читается призыв оторваться от унылой повседневности, покинуть пределы дома, мещанского существования и устремиться вдаль, а с другой — очевидная невозможность уйти от реальности банальной жизни.
В этих историях ведущая роль отводилась женщине — пленнице домашнего очага.
Именно художники-романтики посеяли зерна эмансипации.

Каспар Давид Фридрих. Женщина у окна

Гавань пленниц домашнего очага Для художников-романтиков светоносный элемент интерьера - ключевой смысл, а персонаж, всматривающийся в неведомые дали за окном, — излюбленный герой.

Слайд 14Гавань пленниц домашнего очага
Окно на картине Каспара Давида Фридриха — важный посредник

между внутренним и внешним миром.
Взгляд художника устремлен в красочный мир, контрастирующий с тускло-коричневым интерьером.
Окно — это гавань, откуда корабли отчаливают в неведомые дали, в открытое море страсти, к непредсказуемым встречам и переживаниям.
Гавань пленниц домашнего очага Окно на картине Каспара Давида Фридриха — важный посредник между внутренним и внешним миром. Взгляд художника

Слайд 15Гавань пленниц домашнего очага
О возможности обретения женщиной свободы и независимости живописует картина

Леоноры Каррингтон «Постоялый двор лошади Утренняя Заря».
Несмотря на пессимистичность сюжета, свойственную всем сюрреалистам, распахнутое окно на картине, за которым парит белая лошадь, — вселяет надежду.
Где-то совсем рядом есть желанная легкость бытия, возможно исполнение желаний и достижение счастья!..

Леонора Каррингтон. Автопортрет, 1938

Гавань пленниц домашнего очага О возможности обретения женщиной свободы и независимости живописует картина Леоноры Каррингтон «Постоялый двор лошади Утренняя Заря».

Слайд 16Хозяйке на заметку
Художники-пейзажисты, как правило, 
не задумываются о символах, а передают красоту «как она есть».
Для адептов

реалистического направления окно — элемент достоверности «сцены из домашней жизни».
Хозяйке на заметку Художники-пейзажисты, как правило, не задумываются о символах, а передают красоту «как она есть».Для адептов реалистического направления окно — элемент достоверности «сцены из домашней

Слайд 17Хозяйке на заметку
В.А. Серов. У окна, 1886
В.А. Серов. Открытое окно. Сирень,

1886
Хозяйке на заметкуВ.А. Серов. У окна, 1886В.А. Серов. Открытое окно. Сирень, 1886

Слайд 18Окна Татьяны Яблонской
Окна Т. Яблонской - прием, который помогает сфокусировать взгляд, сконцентрировать внимание.


Будучи уже в преклонном возрасте, не имея физической возможности выходить на улицу, она будто продолжала общаться с природой посредством окна и, как настоящий художник, каждый раз находила для себя новые сюжеты.

Татьяна Ниловна Яблонская. Вечер. Старая Флоренция, 1973

Окна Татьяны ЯблонскойОкна Т. Яблонской - прием, который помогает сфокусировать взгляд, сконцентрировать внимание. Будучи уже в преклонном возрасте, не имея физической возможности

Слайд 19Окна Татьяны Яблонской
Татьяна Ниловна Яблонская. Осенние листья, 2004
Татьяна Ниловна Яблонская. Подснежники,

2003
Окна Татьяны ЯблонскойТатьяна Ниловна Яблонская. Осенние листья, 2004Татьяна Ниловна Яблонская. Подснежники, 2003

Слайд 20Многомерность пространства и времени
Метафору многогранности мира в окне видели символисты и фовисты — Рауль Дюфи,

Анри Матисс…
Так мыслил и Марк Шагал.

Марк Захарович Шагал. Окно, 1959

Многомерность пространства и времениМетафору многогранности мира в окне видели символисты и фовисты — Рауль Дюфи, Анри Матисс… Так мыслил и Марк Шагал.Марк

Слайд 21Многомерность пространства и времени
Впервые образ окна появился у Матисса еще во время его

службы в конторе присяжного поверенного. Да, жизнь внутри помещения ограничена стенами, но достаточно лишь распахнуть окно, взглянуть на мир сверху, и перед человеком откроется чудесная перспектива — во всех смыслах.
В картине «Открытое окно в Collioure» Матисс объединил пейзаж и интерьер, не соблюдая законы перспективы: «…Атмосфера пейзажа и моей комнаты стали единым целым». Зритель видит то, что находится вдалеке и одновременно осознает себя находящимся в конкретном месте, — так художник создал художественную возможность объединения личного и окружающего пространства.

Анри Матисс. Открытое окно, 1905

Многомерность пространства и времениВпервые образ окна появился у Матисса еще во время его службы в конторе присяжного поверенного. Да, жизнь внутри

Слайд 22Вид «вникуда»
Темой видения и восприятия был увлечен Марсель Дюшан: «Я использовал идею окна как

отправную точку также, как я использую кисть… Я мог бы сделать 20 окон и каждое с иным смыслом …».
В 1920 году художник представил работу Fresh Widow (изменив несколько букв, автор превратил «французское окно» (French Window), в «свежую вдову», подразумевая вдов солдат Первой мировой войны) - это двойные двери, называемые «французским окном». Но в эти окна смотреть бесполезно: стекла заделаны черной кожей.
Так Дюшан по-дадаистски отказался от взгляда на мир за пределами окна и провозгласил тотальную непознаваемость бытия, предоставив место новой изобразительной реальности.

Марсель Дюшан. Fresh Widow, 1920

Вид «вникуда»Темой видения и восприятия был увлечен Марсель Дюшан: «Я использовал идею окна как отправную точку также, как я использую кисть… Я мог бы

Слайд 23Окна сюрреализма
Над авторским метафорическим языком плодотворно работали и сюрреалисты.
Вместо того, чтобы показать, насколько «картина

похожа на окно», Рене Магритт предлагает задуматься: похоже ли это окно на живопись? Насколько объективен наш взгляд? Его окна ослепляют, разбиваются…
Имитация действительности лежит в осколках, в то время как оригинал — пейзаж, — остается нетронутым. Реальный пейзаж может быть один, а произведение искусства — лишь образ, но не сам предмет. Иллюзия, созданная искусством, заставляет нас поверить в реальность, спрятанную за полотном мольберта. Но за ним ничего нет — это и есть реальность.

Рене Магритт. Ключ к полям, 1936

Окна сюрреализмаНад авторским метафорическим языком плодотворно работали и сюрреалисты. Вместо того, чтобы показать, насколько «картина похожа на окно», Рене Магритт предлагает задуматься:

Слайд 24Оконный концептуализм Ивана Чуйкова
В серии «Окна» художник И. Чуйков комбинирует живопись с элементами

ассамбляжа.
Автор использует закрытые оконные рамы, закрашивает стекла белой краской, а затем поверх нее рисует пейзаж.
Таким образом, картина оказывается не «окном в мир», а экраном, на который что-то проецируется.

Оконный концептуализм Ивана Чуйкова В серии «Окна» художник И. Чуйков комбинирует живопись с элементами ассамбляжа. Автор использует закрытые оконные рамы, закрашивает

Слайд 25Одиночество - скука
В ХХ веке новая технология строительства сделала возможным превращение стены

в «сплошное окно». Сплошная прозрачность создает ощущение полной открытости, отсутствия границы, единения пространства внутри и вне стен. Ведь «прозрачное — призрачно».
Так окно стало явилось границей, разделяющей пространство и миры, человеческие души, людей.
В «Полуночниках» Э. Хоппера ярко освещенное помещение бара стеклом защищено от тьмы. На первый взгляд все происходящее мы видим, как на ладони, а с другой стороны — посетители отгородились от внешнего мира прозрачной стеной. Любой, кто смотрит на картину американского художника, ощущает запредельное, щемящее чувство одиночества человека в большом городе.

Эдвард Хоппер. Полуночники, 1942

Одиночество - скукаВ ХХ веке новая технология строительства сделала возможным превращение стены в «сплошное окно». Сплошная прозрачность создает ощущение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть