Презентация, доклад по МХК на тему: Низшая мифология славян

Содержание

Язычество древних славян Накануне принятия христианства (славянские народы крестились в IX–X вв.) язычество достигло у славян своего наивысшего развития. Славяне поклонялись природным стихиям, от которых

Слайд 1Низшая мифология славян

Низшая мифология славян

Слайд 4Язычество древних славян

Накануне принятия христианства (славянские народы крестились в IX–X вв.) язычество достигло у славян своего наивысшего развития.
Славяне поклонялись природным стихиям, от которых зависела их жизнь, труд земледельца. Большую роль играло и почитание предков.

Древние славяне представляли всю вселенную в виде трех миров: верхнего – Прави (где обитают высшие, «светлые» боги), среднего (мира людей) – Яви, и нижнего – Нави (где находятся «темные» боги и души ушедших).
Богов было много. Еще больше было духов, которыми славяне населяли всю окружающую их природу.

Язычество древних славян         Накануне принятия христианства (славянские народы крестились

Слайд 5 «Второстепенными», или «низшими» божествами были те, которые

жили бок о бок с человеком, помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных делах и житейских заботах.
В отличие от главных божеств, которых редко кто видел, эти довольно часто показывались человеку на глаза. Об этих случаях у славян имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен.
Вот некоторые из этих божеств: домовой, овинник, банник, дворовый, полевик, полудница, леший, водяной.
«Второстепенными», или «низшими» божествами были те, которые жили бок о бок с человеком,

Слайд 6Бес
(Черт)
Творческие задания

Бес(Черт)Творческие задания

Слайд 7Домашние духи

Домашние духи

Слайд 8Домовые духи

Домовые духи

Слайд 9 Домовой

Домовой – это душа дома, покровитель

строения и живущих в нем людей. Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную.
Огромное значение придавалось выбору времени начала работ, выбору места и строительных материалов. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню – в них нет жизненных сил, а значит, люди в доме станут болеть. Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды.
Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и, чтобы обезопасить себя, приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным (восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже – иконы. А из души убиенного животного собственно и возникал домовой.
Домовой    Домовой – это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей.

Слайд 10Домовой
(Доброжил, доброхот, кормилец, дедушка, суседка, батан, другая

половина, жировик, лизун, постень, шут, карноухий, клецник, облом, садолом) – представитель очага. Это – малорослый старик, весь покрытый теплою, косматою шерстью.
Домовой    (Доброжил, доброхот, кормилец, дедушка, суседка, батан, другая половина, жировик, лизун, постень, шут, карноухий,

Слайд 11 Художник Забирохин
Иллюстрации к
"Абевеге русских суеверий"
Домовой

«Домовитушко давит во время сна; как шар какой прикатится – и прямо на грудь…»
(Воронежская область).
Художник ЗабирохинИллюстрации к

Слайд 12Виктор Михайлович Васнецов
Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Представлялся он

в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи.
Виктор Михайлович ВаснецовДомовой устраивался жить в подполье, под печью. Представлялся он в виде маленького старичка, похожего лицом

Слайд 13По нраву он – вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый.

Люди старались поддерживать с домовым добрые отношения, заботиться о нем, как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье.
Переезжая из дома в дом, хозяева всегда с помощью заговора приглашали домового переехать вместе с семьей.

По нраву он – вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с домовым добрые

Слайд 14 На протяжении XIX – XX вв. краеведы

и этнографы подчеркивали, что вера в домовых являлась общераспространенной. Например, рассказывали, что в Орловской губернии после того как сгорела целая деревня, домовые так затосковали, что ночами были слышны их плач и стоны.
На протяжении XIX – XX вв. краеведы и этнографы подчеркивали, что вера в

Слайд 15 Посмотрите, нет ли среди этих домовых живущего в Вашем

доме…
Посмотрите, нет ли среди этих домовых живущего в Вашем доме…

Слайд 20Домовой Прохор
и домовой Тимофей
Куклы работы
Стаси Александровой. http://www.liveinternet.ru/users/m007kuzya/post91549474/

Домовой Прохор и домовой Тимофей Куклы работы Стаси Александровой. http://www.liveinternet.ru/users/m007kuzya/post91549474/

Слайд 21Сказки домового. Осень
http://www.proza.ru/2010/09/02/691

Сказки домового. Осень http://www.proza.ru/2010/09/02/691

Слайд 22Забирохин. Иллюстрации к "Абевеге русских суеверий«

Печник
«Чуды чудились раньше, под печкой

подпечешник жил…»
(Архангельская губерния)
Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 23Барабашка

Персонаж, который появился совсем недавно. Живет обычно

в городских квартирах.
Любит проказничать – стучит, шумит, посуду сбрасывает со стола, краску разольет, газ зажжет, предметы всякие двигает и бросает.
Предпочитает жить в тех семьях, где есть дети. Видеть его – никто не видел. С теми, кто ему понравится, охотно беседует – отвечает стуком на все вопросы.
Барабашка    Персонаж, который появился совсем недавно. Живет обычно в городских квартирах.

Слайд 24Живущий рядом с человеком домовой – самый добрый из "малых" божеств.


А уже непосредственно за порогом избы "свой" мир становится все более чужим и враждебным.
Живущий рядом с человеком домовой – самый добрый из

Слайд 25Дворовый, Овинник и Баенник
Дворовый – это

хозяин двора, он считался уже чуть менее доброжелательным, чем домовой. Овинник – хозяин овина – еще менее, а баенник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами – попросту был опасен. В древности слово "нечистый" означало вовсе не что-то греховное или дурное, а просто менее священное, более доступное действию недобро настроенных по отношению к человеку сил.
Дворовый, Овинник и Баенник    Дворовый – это хозяин двора, он считался уже чуть менее

Слайд 26Овинник

Овинник

Слайд 28 Ови́нник (гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко,

овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) – в традиционных народных верованиях восточных славян дух, живущий в овине (на гумне).
Ови́нник (гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) –

Слайд 29Овинник

В овинах – традиционных для России строениях,

предназначенных для просушки хлеба в снопах путем разведения огня – живет овинник. Овинник или подовинник всегда находится в яме под садилом.
Он наблюдает за кладкой снопов на овине, за порядком сушки его и т. д. Особенно строго он следит за тем, чтобы овины не топились в так называемые именинные дни. Этими днями считаются: день Феклы "заревницы" 23 сентября [7 октября по н. ст.], Воздвиженье – день 14 сентября [27 сентября по н. ст.] и день Покрова Пресвятые Богородицы – 1 октября [14 октября по н. ст.]. В эти дни все овины бывают именинниками, и топить их в эти дни не следует.
При несоблюдении этого овинник наказывает неосторожного владельца овина пожаром, а иногда, при удобном случае, даже и убивает его. Не позволяет точно также овинник сушить хлеба во время сильных ветров и безжалостно больно за это наказывает.
Чтобы задобрить овинника, в некоторых местах поступают таким образом: в день Св. Козьмы и Дамиана [14 ноября] старший в доме приносит в овин петуха и на пороге отрубает ему голову и ноги. Эту голову и ноги он бросает затем на крышу избы для того, чтобы в доме водились куры.
Овинник    В овинах – традиционных для России строениях, предназначенных для просушки хлеба в снопах

Слайд 30 Овинник (гуменник, подовинник) – самый злой из

домовых духов: его трудно ублажить-смирить, если он рассердится и в сердцах залютует. Глаза у него горят калеными угольями, как у кошки, а сам он похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, – весь черный и лохматый. Умеет лаять и хохочет не хуже лешего.
Сидеть под садилом в ямине указано ему для того, чтобы смотреть за порядком кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как топить овин, не позволять делать это под большие праздники. Разгневается, так закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть.
Живет этот дух в овине; лохматый, а одна рука голая и подлинней другой. Голой рукой он наказывает, бросает нерадивым хозяевам жар в неубранные снопы. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку; в безветренную погоду он спит.
Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богатство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладет руку в окно овина: если не притронется к руке дух – в девках ходить, голой рукой – за бедного замуж пойти, мохнатой рукой коснется овинник, знать, за богатого пойдет.
Овинник (гуменник, подовинник) – самый злой из домовых духов: его трудно ублажить-смирить, если

Слайд 31Овинник. Рисунок Ивана Билибина http://new.bestiary.us/images/ovinnik-0

Овинник. Рисунок Ивана Билибина http://new.bestiary.us/images/ovinnik-0

Слайд 32Черников Владимир
Овинник.
Работа из цикла
"Боги и духи славян."
artnow.ru

В некоторых областях считали, что овинник, дух, обитающий в овинах, имеет вид громадного черного кота, величиною с дворовую собаку, с горящими, как уголья, глазами.
Черников Владимир Овинник. Работа из цикла

Слайд 33Баенник
О баеннике и в наши дни рассказывают

немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане.
Любимое развлечение баенника – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку, и содрать клок кожи с живого.
Баенник    О баеннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в

Слайд 34Забирохин. Иллюстрации к "Абевеге русских суеверий"
Банник
«В

бане видели чертей, банных анчуток».
(Симбирская обл.)

Баенник (банник, лазник, байник, банный) – нечистый дух из нежити, который поселяется во всякой бане за каменкой, всего же чаще под полком, на котором обычно парятся.
Всему русскому люду известен он за злого недоброхота.

Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 35
Впрочем, с ним

можно поладить. Знающие люди всегда оставляют баеннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют – баенник этого не выносит, сердится. А уж если попал под руку баеннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу овинника или домового: "Батюшка, выручи!"
Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют баеннику

Слайд 36Банник. Рисунок И.Я.Билибина

Банник. Рисунок И.Я.Билибина

Слайд 37Вазила
Вази́ла – покровитель лошадей. Белорусы представляют его

в человеческом облике, но с лошадиными ушами и копытами; в человеческой одежде. По понятию белорусов, всякий хозяин имеет своего вази́лу, который заботится о размножении лошадей и предохраняет их от болезней.
Вази́ла, говорят, большею частью живет в хлевах лошадиных, но также всегда присутствует и на так называемых ночлегах, когда лошади пасутся большими табунами. На этих ночлегах особенно необходимо присутствие вази́лы для предохранения лошадей от нападения волков и других хищных зверей.
Вазила    Вази́ла – покровитель лошадей. Белорусы представляют его в человеческом облике, но с лошадиными

Слайд 38Вазила
Рисунок Валерия Славука. http://new.bestiary.us/images/vazila-risunok-valerija-slavuka
Вазила (от глагола

возить) есть дух – покровитель лошадей; его представляют в человеческом образе, но с конскими ушами и копытами.
Всякий домохозяин имеет своего вазилу, который живет в конюшне (сарае), заботится, чтоб водились лошади, оберегает их от болезней, а когда они ходят в табуне – удаляет от них хищного зверя.

А.Н.Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу»
Вазила Рисунок Валерия Славука. http://new.bestiary.us/images/vazila-risunok-valerija-slavuka    Вазила (от глагола возить) есть дух – покровитель лошадей;

Слайд 39
«Обертун будто бы

бегает по дворам, да выдаивает коров».
(Пермский край)

Обертун

Оберту́н (м.), оберти́ха (ж.) – знахарь, колдун, ведьма, оборотень.

Забирохин. Иллюстрации
к "Абевеге русских суеверий"

«Обертун будто бы бегает по дворам, да выдаивает коров».

Слайд 40 Забирохин. Иллюстрации
к "Абевеге русских суеверий" Колокольный ман


«Да на колокольне ночью сидел, в красном колпаке».
(Тамбовская обл.)

Колокольный ман – это нечистый дух, вселившийся в тело мертвого колдуна, из тех, кого не принимает земля после смерти.

Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 41Полевые духи

Полевые духи

Слайд 42Полевик

Когда начали

расчищать леса и распахивать земли под поля, пастбища и новые угодья, конечно, немедленно входили в соприкосновение с другими "малыми" божествами – полевиками, по народным представлениям, призванным охранять хлебные поля.
Полевик относительно доброго, но проказливого нрава; любимое время – полдень.
Когда хлеб поспеет и селяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые еще остаются на корню.
Полевик        Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля,

Слайд 43Полевик
Рисунок Людмилы Стойлик
И.Я. Билибин. Полевик. 1934 г.
Иллюстрация к разделу

«Славянская мифология» книги «Всеобщая мифология»
Полевик Рисунок Людмилы СтойликИ.Я. Билибин. Полевик. 1934 г. Иллюстрация к разделу «Славянская мифология» книги «Всеобщая мифология»

Слайд 44Полевик

Вообще с

хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на "мужские" и "женские". Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем самым они как бы заключали "священный брак" со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела.
А вот репа считалась "женской" культурой. И женщины сеяли ее, стараясь передать Земле часть своей детородной силы. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.
Полевик        Вообще с хлебным полем связано много верований и примет.

Слайд 49Полевик. И. Я. Билибин. 1934 г. http://lib.rus.ec/b/221195/read

Полевик. И. Я. Билибин. 1934 г. http://lib.rus.ec/b/221195/read

Слайд 50 Забирохин. Иллюстрации к "Абевеге русских суеверий"
Поляха


«Коли в белом видела, значит, полевой это».
(Новгородская область)
Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 51Полудница

Рабочий день в

деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать.
Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это полудница.

Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот – косматой страшной старухой. Полудниц побаивались: за несоблюдение обычая они могла наказать, и жестоко – теперь мы называем это солнечным ударом.

http://umythology.net/bogi/443.html

Полудница       Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару

Слайд 52http://bialczynski.wordpress.com/page/19/
Полудница (рус. «полудница», польск. poludnica, чеш. и

словац. роlednice, словен. poludnica и др.), в славянской мифологии полевой дух, в частности воплощение солнечного удара.
Полудница появлялась в поле (обычно во ржи: другое русское название полуденицы – «ржаница») и преследовала тех, кто работает в поле. Она могла свернуть шею, похитить ребенка, оставленного в поле; в сниженном варианте полудницей пугали детей, забирающихся в огороды.
Образ полудницы в народных верованиях иногда сливался с образом русалок.
Лит.: Померанцева Э. В., Межэтническая общность поверий и быличек о полуднице, в кн.: Славянский и балканский фольклор. Генезис. Архаика. Традиции, М.. 1978.
http://bialczynski.wordpress.com/page/19/    Полудница (рус. «полудница», польск. poludnica, чеш. и словац. роlednice, словен. poludnica и др.),

Слайд 53Полудница
http://www.stihi.ru/2009/06/22/641

Полудницаhttp://www.stihi.ru/2009/06/22/641

Слайд 54 Полудницы в полдень показываются у колодцев и

расчесывают свои длинные косы. В южной части Сибири знают под этим именем мифическую старуху с густыми, всклоченными волосами, одетую в лохмотья; она живет в бане или в кустах крапивы и оберегает огороды от шаловливых детей.
В Архангельской губернии полудница – охранительница полей, засеянных рожью: «Полудница во ржи, покажи рубежи, куда хошь, побежи!» Рассказывают о лесных полудницах, которые в полдень летают в крутящихся вихрях и воруют маленьких детей. Полудница носит белое платье и от двенадцати до двух часов ходит по нивам, держа в руке серп, останавливаясь неожиданно перед тем, кто замешкается в полдень на полевой работе, она начинает подробно расспрашивать: как обрабатывается лен и приготавливается пряжа и полотно. Кто не сумеет ответить на ее вопросы, тем свертывает голову или, по крайней мере, наказывает их тяжкою болезнью. Только молитвой на «изгнание беса полуденна» можно кое-как от нее отделаться. Полудница имеет свойство подменивать маленьких детей, оставленных без присмотра, на своих собственных. Смотря по тому, как обходятся в семье с подменышем, точно так же хорошо или худо бывает и похищенному полудницей ребенку.
(Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник»)
Полудницы в полдень показываются у колодцев и расчесывают свои длинные косы. В южной

Слайд 55 Это были девушки в белом прозрачном платье.

Чаще они появлялись на ржаных полях во время жатвы, поэтому еще их называли ржаницами.
Полудницы могут плясать без устали до вечерней зари, причем переплясать их никто не может: если же найдется девушка, которая сумеет их переплясать, то, по преданиям, полудница одарит ее невиданно богатым приданым.
Часто считаются одним из видов русалок, поэтому иногда их называют полевыми русалками. Однако некоторые исследователи славянского эпоса считают полудениц отдельным видом духов, которые взаимодействуют с полевым.

http://uargument.blog.ru/

Это были девушки в белом прозрачном платье. Чаще они появлялись на ржаных полях

Слайд 56Черников Владимир
Полевик и Полуденица
(Работа из цикла
"Боги и духи

славян ")
Черников Владимир Полевик и Полуденица (Работа из цикла

Слайд 57 Полудницы  относятся к берегиням поля и земли.

Рождаются и умирают вместе со своим полем, к которому относятся. Это дух жаркого полудня, способный убить встречного грешного, который не уважает Бога.
Полудницы  относятся к берегиням поля и земли. Рождаются и умирают вместе со своим

Слайд 58Луговик
Луговик (Луговой) - добрый дух лугов, маленький

зелёный человечек в одежде из травы, помогает косить травы во время сенокоса. Считается дитём полевика (полевого).
Он бегает по лугам и ловит птиц в пищу своему родителю. Луговик бывает очень сердитым, когда покос прозевают – гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что ни срезать, ни разорвать; а то и сушит траву на корню.
Если же придут косари на такой покос – косы рвет.
Луговик    Луговик (Луговой) - добрый дух лугов, маленький зелёный человечек в одежде из травы,

Слайд 60Лесные духи

Лесные духи

Слайд 61Лесные
духи
За оградой жилища древнего славянина начинался

лес. Этот лес определял весь уклад жизни.
В языческие времена в славянском доме из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А кроме того лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии.
Лесные духи    За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес определял весь уклад

Слайд 63Леший
Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес

всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым ко встрече с его хозяином – лешим.
"Леший" на старославянском языке означает "лесной дух".
Леший    Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных

Слайд 64 Леший (вольный, ляд, лес, праведный, лешак, лесовик,

лесник, шатун, ворог, дикинький мужичок, цмок) – лесная нечисть, полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно.
Внешность его очень переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком.
Леший похож на человека, только одежда у него запахнута наоборот, на правую сторону.
Волосы у лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда – горят зеленым огнем.

http://skill.ru/artwork/116630.shtml

Леший

Леший (вольный, ляд, лес, праведный, лешак, лесовик, лесник, шатун, ворог, дикинький мужичок, цмок)

Слайд 67Леший

Леший может обойти

вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро.
А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.
Леший       Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет

Слайд 68Там чудеса, там Леший бродит. http://skill.ru/artwork/170277.shtml

Там чудеса, там Леший бродит.  http://skill.ru/artwork/170277.shtml

Слайд 69Пробуждение лешего
Наши предки славяне праздновали Пробуждение лешего.

Считалось, что как и многие животные, леший впадает в зимнюю спячку, а просыпается шестого апреля.
6 апреля – День пробуждения Лешего.
Лешего старались умилостивить, приносили ему гостинцев в лес.

Виктор Корольков.
Пробуждение лешего. http://rodobozhie.ucoz.ru/photo/khudozhniki_slavjanisty/21-50-0-0-2

Пробуждение лешего    Наши предки славяне праздновали Пробуждение лешего. Считалось, что как и многие животные,

Слайд 706 или 7 апреля - День пробуждения Лешего. http://www.drive2.ru/users/andreyvg/blog/4062246863888280328/

6 или 7 апреля - День пробуждения Лешего. http://www.drive2.ru/users/andreyvg/blog/4062246863888280328/

Слайд 716 или 7 апреля – День пробуждения Лешего. http://www.drive2.ru/users/andreyvg/blog/4062246863888280328/

6 или 7 апреля – День пробуждения Лешего. http://www.drive2.ru/users/andreyvg/blog/4062246863888280328/

Слайд 72Встречает леший нас в Саду гостеприимно!!! http://fotki.yandex.ru/users/martsvetik/view/198468
Вынашивает свои коварные замыслы Леший.

http://forum.rpgarea.ru/topic/20493-hotelki/page__st__80
Встречает леший нас в Саду гостеприимно!!! http://fotki.yandex.ru/users/martsvetik/view/198468Вынашивает свои коварные замыслы Леший. http://forum.rpgarea.ru/topic/20493-hotelki/page__st__80

Слайд 73Леший пробуждается... Пришла весна...
http://club.foto.ru/gallery/6/photos/577709

Леший пробуждается... Пришла весна...http://club.foto.ru/gallery/6/photos/577709

Слайд 74Леший. День пробуждения лешего.

Леший. День пробуждения лешего.

Слайд 75Забирохин. Иллюстрации к "Абевеге русских суеверий" Лешачиха
«К

нему пришла лешачиха, баба лесного».
(Свердловская обл.)
Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 76Болотницы
Болотник, болотница (болотная баба).

Дух болота, живёт в большом каменном доме с женой и детьми. Болотняник – родич водяного и лешего.
Жена его – болотница, дева, утопшая в болоте, молодая женщина, увлекающая людей в болото, дух болота, "хозяйка болота".
Болотницы    Болотник, болотница (болотная баба).    Дух болота, живёт в большом каменном

Слайд 77Болотница – родственница Водяного и Лешего
http://www.liveinternet.ru/users/o_oopssssss/

Болотница – родственница Водяного и Лешего http://www.liveinternet.ru/users/o_oopssssss/

Слайд 78Кикимора

Кикимора

Слайд 79Кикимора http://batfx.com/index.php?autocom=blog&blogid=5&
Близкая подруга лешего – кикимора

болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения.
Ворует, оставленных без присмотра, детей.
К кикиморам болотным относят и болотниц (дев, утонувших в болоте). Они зеленоглазы и темноволосы.

Кикимора http://batfx.com/index.php?autocom=blog&blogid=5&    Близкая подруга лешего – кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в

Слайд 80Забирохин. Иллюстрации к "Абевеге русских суеверий" Кикимора
«В каждой избе хозяйка есть

– кикимора, вышла с подполья, маленького роста, с причетами».
(Вологодчина)
Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 81Бабай
Злой ночной дух. Живет он в

зарослях камыша, а ночью под окнами бродит, шумит, скребется, в окна стучит.

Бабаем пугают маленьких детей, которые не хотят ложиться спать. Про него говорят, что ходит он с большой котомкой по ночам под окнами, отыщет непослушного ребенка и в лес унесет.

Бабай    Злой ночной дух. Живет он в зарослях камыша, а ночью под окнами бродит,

Слайд 82 Забирохин. Иллюстрации
к "Абевеге русских суеверий"
Буканай


Робенку, буде не слухатце, говоришь: "Спи,спи, буканай идет".
(Онеж.)
Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 83 Забирохин. Иллюстрации
к "Абевеге русских суеверий»
Лобоста

«Тута камышами по ночам лобоста шатается».
(Пермь)

Тело ее – серая масса, голова косматая, с оскаленными клыками, руки очень длинные, пальцы скрючены. Лобоста появляется в бурю. Она возникает из тучи, оглушительно смеется. Встреча с нею гибельна.
«Страшная» албаста-лобоста скорее всего отголосок распространенного у многих народов образа богини плодородия и неуправляемой стихии природы; от нее зависят и жизнь и смерть человека.

Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 84Водные духи

Водные духи

Слайд 85Водяной

Вода, как одна из

Священных стихий, считалась свидетелем нерушимой клятвы.
Водным божеством был водяной – мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, с рыбьим хвостом, с большим одутловатым брюхом, пучеглазого, с опухшим лицом, что вполне соответствует его стихийному характеру. Вместе с этим, как все облачные духи, он – горький пьяница.
Особой силой наделялись родниковые водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна – самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими», и это сохранилось в названии многих источников.
Есть такое выражение в русском языке «венчаться возле ракитового куста». Оно означает гражданский, т.е. не оформленный официально брак между мужчиной и женщиной. Так русский язык сохранил воспоминание о древнейших языческих браках, заключавшихся у воды, возле священных деревьев – ракит.
Водяной       Вода, как одна из Священных стихий, считалась свидетелем нерушимой клятвы.

Слайд 87 Водяной (водяник, водовик, болотяник) – злобный дух, а

потому всеми и повсюду причисляется к настоящим чертям.

Водяной (водяник, водовик, болотяник) – злобный дух, а потому всеми и повсюду причисляется к

Слайд 88 Итак, вода – как и другие природные

сути – была для славянских язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии, требовала обращения с нею на "вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв. Могла смыть деревню, поставленную "без спросу " у водяного – мы бы сказали теперь, без знания местной гидрологии.
Вот почему водяной часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо славяне, как опытные жители леса, заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и водяной в сказаниях выглядит опаснее лешего.
Итак, вода – как и другие природные сути – была для славянских язычников

Слайд 89Юрий Михайлович Васнецов. Водяной

Юрий Михайлович Васнецов. Водяной

Слайд 90Забирохин. Иллюстрации к "Абевеге русских суеверий" Водяной
«Воденики

есть в каждой воды. Чого у нас небольшая копань, а и тут е воденик».
(Петерб.)
Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 91Водяной и русалки
http://www.donbass.ua/news/home-and-family/holidays/2009/07/06/
den-ivana-kupala-istorija-tradicii-i-gadanija.html

Водяной и русалки http://www.donbass.ua/news/home-and-family/holidays/2009/07/06/den-ivana-kupala-istorija-tradicii-i-gadanija.html

Слайд 92Русалки

Русалки

Слайд 93Русалка – по сути существо, которое ведет подводный или полуподводный образ

жизни, могут быть сильно похожими на людей или с нижней конечностью рыбьим хвостом. Русалки восточных славян – в основном это женщины-утопленницы.
У древних греков это были сирены – женщины с рыбьими хвостами и прекрасным голосом. В Европе долгое время было распространено мнение, что русалки  не имели души и что они хотят ее обрести.
Существует легенда, по которой русалка, желая обрести душу, каждый день посещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который молился вместе с ней. Русалка не смогла покинуть море навсегда и оставила монаха.
С этой легендой тесно связан образ русалки Андерсена в его одноименной сказке «Русалочка».
Русалка – по сути существо, которое ведет подводный или полуподводный образ жизни, могут быть сильно похожими на

Слайд 94 Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для

нормальной крестьянской девушки – типичный и очень значимый атрибут русалки.
Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки – типичный и

Слайд 95Русалки. Рисунки Юрия Королькова

Русалки. Рисунки Юрия Королькова

Слайд 96 У славян русалки считались низшими духами и

обычно вредоносными. В них якобы превращались 
девушки-утопленницы, люди купающиеся в неурочное время, некрещеные дети. Чаще живут в воде, иногда на дереве.
Существуют такие, которые живут будто бы в поле и кличутся полудницами.
У славян русалки считались низшими духами и обычно вредоносными. В них якобы превращались девушки-утопленницы,

Слайд 97Забирохин. Иллюстрации к "Абевеге русских суеверий" Русалки
«Нагая

женщина с большими грудями, живет в лесу у реки, как бежит, на лошади не догонишь».
(Вятск.)
Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 99Морские
девы
Морские девы обитают во всех морях

и океанах, по всему свету. Морских дев часто называют русалками. Но это неверно. Русалка или ундина – обитательница пресных вод.
В пресные воды морские девы тоже заплывают – поднимаются вверх по течению рек и добираются до озер. Как в море, так и в иных водоемах, они горазды увлечь приглянувшегося им мужчину на дно.
Вероятно, начало легенд о морских девах положил Гомер, описав сладкоголосых сирен в своих произведениях.
Морские девы    Морские девы обитают во всех морях и океанах, по всему свету. Морских

Слайд 100Берегиня
Древние славяне полагали, что берегиня – это великая богиня, породившая все

сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов – это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода.
Некоторые ученые считают, что название «берегиня» сходно с именем громовержца Перуна и со старославянским словом «прегыня» - «холм, поросший лесом». В свою очередь, это слово родственно слову «брег», а ведь ритуалы по вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек.
БерегиняДревние славяне полагали, что берегиня – это великая богиня, породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники,

Слайд 102Пожалуй, не менее значимо здесь слово «оберег». Ведь великая богиня должна

была оберегать созданных ею людей! Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ Великой Берегини был представлен березой – воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь – лесных русалок.
Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются.
На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью.
Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов – и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры.
Пожалуй, не менее значимо здесь слово «оберег». Ведь великая богиня должна была оберегать созданных ею людей! Постепенно

Слайд 103Борис Ольшанский «Берегиня»

Борис Ольшанский «Берегиня»

Слайд 104Бродница
Бродницы – разновидность берегинь, благожелательных к человеку.

Древние славяне почитали этих девиц-красавиц с длинными волосами как охранительниц бродов. Они помогали путникам и следили за детьми, если тем угрожала опасность у воды, они их спасали. 
Водяные девы селились вместе с бобрами в тихих заводях. Бродницы строили из хвороста переходы через речки, подправляли и стерегли их.
Перед вражьим наступлением бродницы незаметно разрушали брод, направляя неприятеля в топь или омут.
Бродница    Бродницы – разновидность берегинь, благожелательных к человеку. Древние славяне почитали этих девиц-красавиц с

Слайд 105Морской царь
Морско́й царь – вымышленный персонаж, который

встречается в былинах о Садко и народных сказках. Он носит разные названия, то царя Водяника, то Поддонного царя, то морского или заморского царя.
Называют царя также: Водянник, Поддонный, Чудо-Юдо, Змей Черноморский, а в одной сказке даже Окиян-море. Живет морской царь во дворце со своей царицей Водяницей и в окружении толпы морских девиц.
Дворец морского царя, по разным преданиям, находится то в синем море, то в озере Ильмень, то на острове Буяне, то в реке Дон.
Морского царя особенно чтили поморские славяне и варяги, умоляя о счастливом плавании.
Морской царь    Морско́й царь – вымышленный персонаж, который встречается в былинах о Садко и

Слайд 106Колдуны и нечистики

Колдуны и нечистики

Слайд 107Колдун
Колдун (колдунья), ведьмак (ведьма), волхв (вельва), чародей (чародейка) – человек, которому

приписывается способность мистического воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта (волшебство, магия).
Колдун – лицо, способное творить добро и зло с помощью магических действий и средств, влиять на атмосферные явления, урожай, здоровье людей, брак, плодовитость скота и др.
Оборачивается колдун обычно, как и ведьма; «перекинувшись», перевернувшись через ноги, веревку, ветку. Однако достаточно часто он колдует в своем обычном, человеческом облике.
КолдунКолдун (колдунья), ведьмак (ведьма), волхв (вельва), чародей (чародейка) – человек, которому приписывается способность мистического воздействия на людей

Слайд 108Воин - колдун
Воин-колдун, наполовину волшебник, был все же в большей степени

человеком, тем не менее обладал способностью превращаться в зверей и птиц.
Воин - колдунВоин-колдун, наполовину волшебник, был все же в большей степени человеком, тем не менее обладал способностью

Слайд 109 Волхв (кудесник, волшебник) – колдун, угадчик, прорицатель

(у Нестора слова «волхв» и «кудесник» употребляются как однозначащие). Князь Олег обращался к волхвам с вопросом: какая ему суждена смерть. Рассказавши о том, как сбылось это предвещание, летописец прибавляет: «се же дивно есть, яко от волхования сбывается чародейством». Сверх дара прорицаний, волхвам приписывается и врачебное искусство. По свидетельству «Слова о злых дусех», «когда (людям) кака-любо казнь найдет, или от князя пограбление, или в дому пакость, или болезнь, или скоту их пагуба, то они текут к волхвам, в тех бо собе помощи ищуть».
«...Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен — Грядущие годы таятся во мгле: Но вижу твой жребий на светлом челе»
(А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»).

Волхвование — магия, чародейство, колдовство волхва.
Волхв (кудесник, волшебник) – колдун, угадчик, прорицатель (у Нестора слова «волхв» и «кудесник»

Слайд 110Виктор Корольков. Волхв Всеславич

Виктор Корольков. Волхв Всеславич

Слайд 111Нечистики

Нечистики

Слайд 112Бесы
Бесы – враждебные человеку злые духи. Следы

верований в бесов уходят корнями в глубокую древность. Их представляли себе существами, покрытыми шерстью, с крыльями и хвостами, окутанными тяжелым смрадом или дымом. Бесы могли легко менять свой облик, превращаясь в любых "нечистых" животных или прикидываться людьми.
Само слово бес общеприменимо ко всей нечистой силе.
Бесы    Бесы – враждебные человеку злые духи. Следы верований в бесов уходят корнями в

Слайд 113Черт
Черт (хитник, мерек, стрел, ляд, шатун, костодер, кожедер.

Хромой, Антипа беспятая) – злой дух, нежить, чья цель пребывания на земле – смущать человеческий род соблазном и завлекать лукавством; причем люди искушаются по прямому предписанию самого князя тьмы или сатаны.
Черт   Черт (хитник, мерек, стрел, ляд, шатун, костодер, кожедер. Хромой, Антипа беспятая) – злой дух,

Слайд 114Забирохин. Иллюстрации к "Абевеге русских суеверий" Черт
«Причина

метели – возня чертей».
(Новг.)
Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 115 Забирохин. Иллюстрации к "Абевеге русских суеверий" Невидимый

«И станет на земле тяжело, от невидимых, поселенных людей».
(Новгородская губерния.)
Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 116Забирохин. Иллюстрации к "Абевеге русских суеверий" Встречник
«Встрешный тебя расчиби!».
(Сарат.)

Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 117Существа потустороннего мира

Существа потустороннего мира

Слайд 118Упырь
Упы́рь в славянской мифологии – живой или

мертвый колдун, убивающий людей и сосущий из них кровь (иногда поедающий людскую плоть). Также этим словом могут называть злого и враждебного человека.
Упырями называли и «нечистых» покойников.

Упырь. Художник В.Корольков

Упырь    Упы́рь в славянской мифологии – живой или мертвый колдун, убивающий людей и сосущий

Слайд 119 Забирохин. Иллюстрации к "Абевеге русских суеверий"
Упырь

«Злые знахари по смерти бродят упырями».
Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 120Вий
В восточнославянской мифологии Вий – дух, несущий смерть.

Вий – царь подземного мира, брат Дыя, воевода Чернобога.
В мирное время он тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич, которым потчует грешников.

Вий   В восточнославянской мифологии Вий – дух, несущий смерть. Вий – царь подземного мира, брат

Слайд 121Вовкулак
Вовкодлак (волкодлак, вовкулак, вовкун, вавкалак, вукодлак) – человек-оборотень, обладающий способностью превращаться

в волка. По русским поверьям, вовкулаки бывают двух родов: это или колдуны, принимающие звериный образ, или простые люди, превращенные в волков чарами колдовства. Считалось также, что колдуны могли превратить в волков целые свадебные поезда.
Человека-вовкулака легко узнать по шерсти, растущей у него под языком. По преданиям южных славян, приметой волкодлака является заметная, от рождения, «волчья шерсть» на голове.
Общеславянским является представление о том, что волкодлаки съедают луну или солнце при затмении. Считалось, что волкодлак становится упырем, поэтому рот ему после смерти зажимали монетой.
ВовкулакВовкодлак (волкодлак, вовкулак, вовкун, вавкалак, вукодлак) – человек-оборотень, обладающий способностью превращаться в волка. По русским поверьям, вовкулаки

Слайд 122Вурдалак
Вурдалак, или вампир, по поверьям славянских народов,

мертвец, выходящий из могилы и высасывающий кровь у людей или животных. Считалось, что вурдалак – это мертвец, бывший при жизни злодеем, грабителем и вообще человеком с порочными наклонностями, в тело которого вселились нечистые духи.
Уверяли еще, что если кошка перепрыгнет через покойника, когда он лежит в избе, то умерший непременно сделается вампиром. Оскаленные зубы мертвеца и румянец на его щеках указывают в нем вампира. Спустя сорок дней после кончины человека, злой дух, поселившийся в его трупе, начинает выходить из могилы, бродит по домам и сосет кровь из ушей младенцев и взрослых. Чтобы избавиться от вампира, его заклинали войти в кувшин, после заклятия горло кувшина затыкали пробкою, и, разведя костер, бросали кувшин в середину пламени.
Вурдалак    Вурдалак, или вампир, по поверьям славянских народов, мертвец, выходящий из могилы и высасывающий

Слайд 123Ваня стал, – шагнуть не может. Боже! – думает бедняк, Это, верно, кости

гложет Красногубый вурдалак. Горе! Малый я не сильный; Съест упырь меня совсем, Если сам земли могильной Я с молитвою не съем. Что же? Вместо вурдалака (Вы представьте Вани злость!) В темноте пред ним собака На могиле гложет кость.
(А.С.Пушкин. Вурдалак)
Ваня стал, – шагнуть не может. Боже! – думает бедняк, Это, верно, кости гложет  Красногубый вурдалак.

Слайд 124 Забирохин. Иллюстрации к "Абевеге русских суеверий" Мара

«А на ровнице мара сидит, волосы свои расчесывает».
(Онежский край)

Мара двуликая (доля-недоля, Макошь-кошмара), Марыся, Ярыня, супруга Дажьбога и Великая Бабка родов ярийских. Она Хранительница живой и мёртвой воды, всевидящая Предсказательница будущего.

Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 125 Забирохин. Иллюстрации к "Абевеге русских суеверий«

Лихорадки

«Лихорадка-веснуха, белый мотылек, жечь и палит, тело сушит».
(Пермь.)

Лихора́дка, трясавица – в славянской мифологии дух или демон в облике женщины, поселяющийся в кого-нибудь и вызывающий болезнь.
Название происходит от слов лихо (беда, несчастье) и радеть (стараться, заботиться).

Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 126Полёт на шабаш
Ша́баш – в христианской мифологии

– торжественные ночные собрания ведьм и других лиц, предавшихся Дьяволу, для поклонения ему, совершения жертвоприношений, пиршеств, плясок и бесстыдных вакханалий.
Шабаш ведьм происходил в ночь на 1 мая и совпадал с днем древнего весеннего праздника, посвященного Вальдборге, языческой богине плодородия.
Полёт на шабаш    Ша́баш – в христианской мифологии – торжественные ночные собрания ведьм и

Слайд 127Баба Яга
и другие сказочные персонажи

Баба Яга и другие сказочные персонажи

Слайд 128Баба-Яга
В славянской мифологии Баба-Яга лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и

западных славян, Баба-Яга живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
В печи Баба-Яга старается изжарить похищенных детей. Она – антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п.
В некоторых сказках Баба-Яга (Яга Ягишна, словенск. Ежи-баба) – мать змеев, противников богатыря.
Кроме образов Бабы-Яги – воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Бабы-Яги одна нога – костяная, она слепа (или у неё болят глаза).
Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых.
Баба-Яга В славянской мифологии Баба-Яга лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба-Яга живёт в

Слайд 129Вместе с тем такие атрибуты Бабы-Яги, как лопата, которой она забрасывает

в печь детей, согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с Бабой-Ягой, известны в германской (Фрау Холле в немецких сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях.
Вместе с тем такие атрибуты Бабы-Яги, как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с интерпретацией

Слайд 130Ягая баба

Ягая баба

Слайд 131 Баба-Яга или Баба-Йога. «Яга» и «Йога» –

слова одинаковые по семантическому значению. Йога – это путь к самосовершенствованию, а «Яга» – дословно «Я иду», то есть, то же самое. «Га» – означает движение («доро-га», «теле-га», «но-га», «га-гара»). Ведьма (ведающая, знающая мать) выступает помощницей доброго молодца, который к ней приходит за советом, выдерживает испытания знахарки и отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги.
Виктор Корольков воскресил этот родной образ ведуньи-воительницы, летящей по ночному небу, выглядывающей и уничтожающей всякую скверну, помогая славянским воинам охранять родную землю. Она энергична, красива и полна жизни!
Баба-Яга или Баба-Йога. «Яга» и «Йога» – слова одинаковые по семантическому значению. Йога

Слайд 132Чудо-птицы

Чудо-птицы

Слайд 133Алконост

Алконост

Слайд 134Дары Алконоста

Дары Алконоста

Слайд 135Сирин

Сирин

Слайд 136 Си́рин – в древнерусском искусстве и легендах

райская птица с головой девы. Считается, что Сирин представляет собой христианизацию языческих русалок-вил. Часто изображается вместе с другой райской птицей Алконостом.
Сирин – это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако Сирин – темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
От головы до пояса Сирин – женщина несравненной красоты, от пояса же – птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот – истинное блаженство!.

Сирин

В крестьянском искусстве образ птицы Сирин стал символом радости и счастья.

Си́рин – в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Считается,

Слайд 137В.М.Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896. ГТГ

В.М.Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896. ГТГ

Слайд 138Гамаюн, птица вещая
На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и

поет, Не в силах крыл поднять смятенных. Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых... Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!..

В.Васнецов

Александр Блок

Февраль 1899 г.

Гамаюн, птица вещаяНа гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах

Слайд 139 Забирохин. Иллюстрации к "Абевеге русских суеверий" Скарапея


«На море на Окияне, на острове Буяне стоит дуб, под тем дубом ракитовый куст, под тем кустом лежит бел камень, на том камне лежит рунцо, под тем рунцом лежит змея-скорпея».
(Тульск.)

Скарапея – в славянской мифологии царица змей; имела двенадцать голов и гусиные лапки; живет на Буяне-острове.

Забирохин. Иллюстрации к

Слайд 140Задания для творческих людей
Нарисуйте (сшейте, вышейте, вылепите из пластилина)

одного из персонажей славянской мифологии.
Сочините стихотворение, лимерик, буриме на темы славянской мифологии. Оформите свою работу на листе формата А4.
Не забудьте указать свое имя, фамилию, класс на обороте листа бумаги.
Задания для творческих людей  Нарисуйте (сшейте, вышейте, вылепите из пластилина) одного из персонажей славянской мифологии.

Слайд 141Задания для трудолюбивых,
пытливых и любознательных
Подготовьте материал об одном из

персонажей славянской мифологии.
Оформите свою работу в электронном виде (текстовый документ, презентация, слайд-фильм, рисунок, фото, видео и т.п.).
Не забудьте указать источники информации (книги, журналы, ссылки на сайты сети Интернет, CD, DVD и т.п.).
Задания для трудолюбивых,пытливых и любознательных  Подготовьте материал об одном из персонажей славянской мифологии.  Оформите свою

Слайд 142Сочиняем стихи, подбираем рифмы
Домовой, Луговой, Полевой, вой, разбой, сам собой, любой,

боевой, годовой, трудовой, угловой, игровой, свой, меховой...
Русалки, мочалки, палки, не жалко, нахалки, перепалка, гадалка, рыбалка, шпаргалка, закалка...
Луговик, Лесовик, Полевик, не привык, половик, боровик, моховик, пуховик...
Кикимора, Шишимора...
Водяной, со мной, грибной, зубной, смешной, вставной, подкидной, затяжной, иной, двойной, земной, дрянной, озорной, весной, лесной, ночной...
Овинник, малинник, полтинник...
Леший, опешить, тешить, утешить, потешить, потешный...
Сочиняем стихи, подбираем рифмыДомовой, Луговой, Полевой, вой, разбой, сам собой, любой, боевой, годовой, трудовой, угловой, игровой, свой,

Слайд 143Сочиняем буриме

Сочиняем буриме

Слайд 144http://supercook.ru/slav/slov-mif-07.html
http://www.mythology.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EB%E0%E2%FF%ED%F1%EA%E0%FF_%EC%E8%F4%EE%EB%EE%E3%E8%FF
http://www.liveinternet.ru/users/m007kuzya/post91549474http://new.bestiary.us/images
http://bialczynski.wordpress.com/page/19/
http://www.donbass.ua/news/homeandfamily/holidays/2009/07/06/den-ivana-kupala-istorija-tradicii-i-gadanija.html
Источники:

http://supercook.ru/slav/slov-mif-07.htmlhttp://www.mythology.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EB%E0%E2%FF%ED%F1%EA%E0%FF_%EC%E8%F4%EE%EB%EE%E3%E8%FFhttp://www.liveinternet.ru/users/m007kuzya/post91549474http://new.bestiary.us/imageshttp://bialczynski.wordpress.com/page/19/http://www.donbass.ua/news/homeandfamily/holidays/2009/07/06/den-ivana-kupala-istorija-tradicii-i-gadanija.htmlИсточники:

Слайд 145Автор-составитель:
Наталия Всеволодовна Дудкина,
методист по МХК
Красногвардейского района Санкт-Петербурга,
преподаватель

гимназии № 405,
победитель конкурса лучших учителей РФ
в Приоритетном национальном проекте
«Образование» - 2008

nevskiybrig@mail.ru

Санкт-Петербург, 2010

Автор-составитель: Наталия Всеволодовна Дудкина, методист по МХК Красногвардейского района Санкт-Петербурга, преподаватель гимназии № 405, победитель конкурса лучших

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть