Слайд 1Театр и музыка эпохи Возрождения
МХК
10 класс
Слайд 2Музыка
эпохи
Возрождения
«Берегись грубого и резкого, пусть тени ваши тают, как
дым,
как звуки дальней музыки»
Леонардо да Винчи
Музыке Возрождения оказались чужды грубые и резкие звуки. Законы гармонии составили ее главную суть.
Слайд 3Музыка звучала повсюду: на улицах и площадях, в домах горожан, во
дворцах знатных вельмож и королей. Музыка, наряду с грамматикой, риторикой и поэзией, входила в так называемые «науки человеческие».
Слайд 4Ведущее положение по-прежнему занимала духовная музыка, звучащая во время церковного богослужения.
Мессы и пассионы оставались ведущими монументальными жанрами.
Постепенно в сочинения церковных композиторов начинают проникать светские веяния. В многоголосную ткань церковных песнопений смело вводят темы народных песен вовсе не религиозного содержания. Но теперь это не противоречило общему духу и настроениям эпохи. Напротив, в музыке удивительным образом соединялось божественное и человеческое.
Слайд 5Наивысшего расцвета духовная музыка достигла в XV в. в Нидерландах.
Здесь
музыка почиталась больше других видов искусства. Нидерландские и фламандские композиторы первыми разработали новые правила полифонического (многоголосного) исполнения — классический «строгий стиль».
Важнейшим композиционным приемом нидерландских мастеров стала имитация — повторение одной и той же мелодии в разных голосах. Ведущим голосом стал тенор, которому поручалась главная повторяющаяся мелодия — cantus firmus («неизменный напев»).
Ниже тенора звучал бас, а выше — альт. Самый верхний, то есть возвышающийся над всеми, голос получил название сопрано.
Слайд 6С помощью математических расчетов нидерландским и фламандским композиторам удалось вычислить формулу
сочетаний музыкальных интервалов. Главной целью сочинительства становится создание стройной, симметричной и грандиозной, внутренне завершенной звуковой конструкции.
Один из ярчайших представителей этой школы Йоханнес Окегем
(ок. 1425-1497) на основе математических вычислений сочинил мотет на 36 голосов!
Слайд 7Музыка нидерландца
Орландо Лассо (ок. 1532—1594), соединяет импровизационность и безупречную
логику.
В излюбленный жанр мотета он внес множество новаторских приемов.
Ему принадлежит Попытка освоить жанр «страстей» (пассионов). Лассо создал Пассионы ко всем четырем Евангелиям. В них отсутствовало сольное пение, а хор из пяти голосов открывал путь к жанру оперного искусства. Одним из музыкальных шедевров композитора стала песня «Эхо», в которой мастерски были переданы далекие и тихие отголоски громких фраз хора.
Звучит песня «Эхо» Орландо Лассо
В эпоху Возрождения было положено начало профессиональному композиторскому творчеству.
Слайд 8Джованни Пьерлуиджи Палестрина
(1525-1594)
Его называют последним великим полифонистом. Работал
в соборе св.Петра в Риме и был официальным папским композитором. Его искусство лишено чувственных страстей, полное гармонии и благолепия.
Является ярчайшим представителем классической музыкальной школы Италии.
Его наследие составляет множество произведений духовной и светской музыки: 93 мессы, 326 гимнов и мотетов.
Он является автором двух томов светских мадригалов на слова Петрарки.
Звучит Аgnus Dei из «Мессы Папы Марчелло»
Какие живописные образы Ренессанса вам представляются?
Слайд 9В Германии были актуальны произведения духовной музыки на родном языке. Сам
Мартин Лютер писал хоралы, предназначенные для исполнения всею религиозной общиной. Их простые мелодии обрели популярность в народе, и профессиональные композиторы в дальнейшем делали их многоголосные обработки. (И.С.Бах)
Также были популярны
жанры полифонической миниатюры:
кондукт, мотет.
В них могли вводиться тексты на родном языке.
Хоровое пение было самым популярным видом музицирования.
Слайд 10Стали появляться
светские хоровые жанры:
Баллада (танцевальная песня),
Шансон (полифоническая песня )
и
итальянский мадригал.
Содержание лирическое и шутливое.
Звучит шансон Орландо Лассо «Доброе утро, милая». пр.33.
Обратите внимание на гармоничность стиля и оживлённость светского тона стиха.
Слайд 11Наиболее популярным жанром светской музыки стали мадригалы (итал. madrigаlе — песнь
на родном языке) — многоголосные хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания.
Чаще всего для этой цели использовались стихотворения прославленных мастеров: Данте, Франческо Петрарки и Торквато Тассо. Мадригалы исполнялись не профессиональными певцами, а целым ансамблем любителей, где каждую партию вел один певец. Основное настроение мадригала — печаль, тоска и грусть, но встречались и радостные, оживленные сочинения.
Слайд 12
Не менее популярным жанром светской музыки была песня в
сопровождении музыкальных инструментов. В отличие от музыки, звучащей в церкви, песни были довольно простыми в исполнении. Их рифмованный текст отчетливо членился на 4—6-строчные строфы. В песнях, как и в мадригалах, большое значение приобретал текст. При исполнении поэтические строки не должны были затеряться в многоголосном пении..
Мадригал прожил с 1520-1620-е годы. Замысел мадригала был революционным для эпохи Возрождения, т.к. ставил задачу претворения в музыке поэтического текста. Поэтому мадригал можно условно назвать романсом 16 века.
Звучит мадригал «Томлюсь без конца» Джезуальдо ди Веноза.
Какое настроение передаёт автор ?
Слайд 13Во второй половине 16 века начинается бурное развитие инструментализма. Разрастаются семейства
струнных и духовых инструментов, расширяется их диапазон, распространяется светское и домашнее музицирование.
харп
скрипки
Слайд 14
Формируется инструментальная музыка как самостоятельный вид искусства. В
это время появляются ряд инструментальных пьес, вариаций, прелюдий, фантазий, рондо, токкат. Среди музыкальных инструментов особой популярностью пользуются орган, клавесин, виола, различные виды флейт, а с конца 16 века - скрипка. Но особо следует сказать о лютне – старинном щипковом инструменте, наиболее полно воплотившем дух музыкального Ренессанса.
Слайд 15Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и
оперы.
Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре.
Декорации Театра Фарнезе
Слайд 16В итальянском городе Флоренция в конце XVI в. стали собираться талантливые
поэты, актеры, ученые и музыканты.
Члены камераты (так называлось это общество), возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы. Они тщательно продумывали музыкальное сопровождение монологов и диалогов мифологических персонажей. От актеров требовалось исполнение разговорных партий речитативом.
На основе таких вокальных партий возникли арии — законченные эпизоды в музыкальном спектакле, в том числе и в опере.
Слайд 17Развитию музыки способствовало изобретение нотопечатания
Слайд 18Философия пантеизма, поклонение Природе, Творцу и Человеку во всём многообразии его
земных проявлений, пронизывала всё искусство Возрождения.
Любовью к природе и стремлением выразить заключённую в ней Гармонию, были наполнены и живопись, и архитектура, и музыка Ренессанса.
Слайд 19Театр эпохи Возрождения
В конце 16 - начале 17 веков в Италии
возник замечательный театр - комедия дель арте (искусная комедия). Такое название получил итальянский профессиональный театр, использовавший маски, пантомиму и буффонаду (комическое преувеличение, карикатуры на персонажей и их действия) и просуществовавший около 200 лет. Каждый актер выступал в определенной маске. Маска – это образ актера, который он принимает, в котором он воплощает свою творческую индивидуальность. Актер играл одну и туже роль до глубокой старости.
Одной из отличительных особенностей итальянской комедии масок была импровизированная игра актеров.
Слайд 20Категории масок:
Старики (сатирические образы);
Слуги (комедийные персонажи-дзанни);
Влюбленные (образы, которых играли только молодые
актеры);
Любовники и Любовницы.
Спектакли комедии дель арте – это синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения. Число масок велико (более сотни), каждая пользуется определенным диалектом.
Слайд 21Театр Шекспира
Театральное искусство Возрождения достигло вершины в творчестве великого
английского драматурга Уильяма Шекспира (1564 – 1616).
Театр Шекспира органично соединил лучшие достижения античного и средневекового театрального искусства.
Слайд 22Работа с учебником
В каком году было построено первое здание театра?
Из-за пожара
театр Шекспира был перестроен. Какую форму в плане получил театр после его перестройки?
Какие новшества в изображение человека внёс в своих пьесах Шекспир?
Почему пьесы Шекспира по сей день занимают ведущее место в репертуаре театров разных стран?
Как по декорациям зритель мог узнать о том, какой будет спектакль: комедия или трагедия?
Сколько артистов входило в труппу шекспировского театра?
В уста кого из своих героев вложил Шекспир слова о том, что делает игру актёра убедительной и правдоподобной?
Где в театре Шекспира располагались самые престижные и дорогие места?