Слайд 1Модернизм
«Порази меня!»
Сергей Дягилев
Слайд 2АВАНГАРДИЗМ
(от фр. avant – передовой, garde – отряд) – понятие, определяющее
экспериментальные, модернистские начинания в искусстве.
Слайд 3общие черты авангардизма
отказ от норм классического изображения,
формальная новизна,
деформация форм,
экспрессия и различные игровые преобразования.
Все это приводит к размыванию границ между искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду.
Слайд 4Фовизм
(от франц. fauve – дикий), авангардное направление во французском искусстве нач.
20 в. (1905—1907).
Фовистами («дикими») называли группу художников, в которую входили А. Матисс, А. Марке, А. Дерен, М. Вламинк, за «кричащую» выразительность цвета в их картинах. Позднее к фовистам присоединились К. Ван Донген, Ж. Руо, Ж. Брак и др.
Слайд 5Особенности
Художники не имели чётко сформулированной программы, их объединяло стремление к использованию
яркого открытого цвета
Живопись фовистов отличает плоскостность форм, насыщенность чистых цветов, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
После 1907 г. группа начала распадаться, каждый из художников пошёл своим путём. Впоследствии из фовизма вырос экспрессионизм.
Слайд 6А. Матисс.
«Женщина в шляпе».
1905 г.
Слайд 7А. Матисс. «Вид Коллиура». Ок. 1905 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Слайд 8Анри Матисс. «Танец». 1910 г.
Слайд 9Кубизм
(франц. cubisme, от cube - куб), модернистское течение в изобразительном
искусстве (преимущественно в живописи) первой четверти XX в.
Слайд 10Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину «Авиньонские
девицы» (Музей современного искусства, Нью-Йорк).
В 1908 в Париже образовалась группа "Бато-лавуар" куда входили Пикассо, Ж. Брак, испанец X. Грис, писатели Г. Аполлинер, Г. Стайн и др.
Слайд 12Экспрессионизм
(лат. – «выражение») – направление в изобразительном искусстве и литературе, провозгласившее
единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение, а его выражение – главной целью искусства.
Слайд 13Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов,
наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии.
В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский)
Слайд 14Пауль Клее. «К Парнасу»,
«магия рыб»
Слайд 15СЮРРЕАЛИЗМ
(франц. surrealisme - букв. - сверхреализм), направление в искусстве 20 в.,
провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом - разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями.
Слайд 16Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дадаизма (писатели А.
Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро).
С 1930-х гг. (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.
Слайд 17Сальвадор Дали.
«постоянство памяти»
Слайд 18Сальвадор Дали.
«Тайная вечеря» (1955)
Слайд 19Примитивизм
(лат. – «первый», «самый ранний») – наивное искусство, не испорченное цивилизацией,
с принципиальным отказом от норм художественной культуры. Истина в искусстве, по мнению художников: смотреть на мир глазами ребенка.
Слайд 20Нико Пиросмани. «Актриса Маргарита» (1909)
Слайд 21Супрематизм
(от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через
польское supremacja — превосходство, главенство)
Направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич.
Слайд 22Супрематизм - высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего
внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства.
Впервые Малевич применил этот термин к большой группе своих картин (39 или больше) с изображением геометрических абстракций, выставленных на петроградской футуристической выставке «ноль-десять» в 1915 г.
Слайд 23В брошюре-альбоме 1920 г. «Супрематизм. 34 рисунка» Малевич определяет три периода
развития супрематизма в соответствии с тремя квадратами — черным, красным и белым — как черный, цветной и белый.
Главный элемент супрематических работ Малевича — квадрат. (черный квадрат — «знак экономии»; красный — «сигнал революции»; белый — «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни»)
Слайд 24Черный квадрат — знак экономии, пятого измерения искусства, «последняя супрематическая плоскость
на линии искусств, живописи, цвета, эстетики, вышедшая за их орбиту».
Стремясь оставить в искусстве только его сущность, беспредметное, чисто художественное, он выходит «за их орбиту», и сам мучительно пытается понять, куда. Сведя к минимуму вещность, телесность, изобразительность (образ) в живописи, Малевич оставляет лишь некий пустой элемент — собственно пустоту (черную или белую) как знак-приглашение к бесконечному углублению в нее — в Нуль, в Ничто; или — в себя.