Слайд 1Урок МХК 9 класс
Автор учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ №
20 с УИОП» г,Ухта Республика Коми
СТРАХОВА Нина Павлиновна
МИР ИСКУССТВА
Слайд 2Художественное объединение, созданное в Петербурге в 1898 г.
Слайд 3История создания
Предыстория «Мира искусств» началась с группы «Невские пиквикианцы», образованной в
1887 г. учащимися петербургской частной школы Карла Мая — А.Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым и К.Сомовымдля изучения истории искусства, в первую очередь живописи и музыки. В последствии к кружку примкнул С. Дягилев и Л.Бакст.
Слайд 4История создания
Познания Дягилева в области изобразительных искусств, к которым он всегда
питал интерес, стали быстро расширяться благодаря поездкам за границу. Там он завел знакомства с иностранными писателями и художниками и начал коллекционировать картины.
С.П.Дягилев
Слайд 5История создания
Под руководством Дягилева, ставшего главным идеологом группы, камерные «Невские пиквикианцы»
превратились в экспансивный «Мир искусства». В объединение влились художники московской школы середины 1890-х годов (входившие в состав абрамцевского кружка) —К.Коровин, В,Серов, братья Васнецовы, М.Врубель, М. Нестеров. Именно их картины в начале 1898 г. были продемонстрированы на организованной Дягилевым и Философовым выставке русских и финских художников в Петербурге, а затем, летом того же года в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине.
Слайд 6История создания
Движение издавало и одноименный журнал, первый номер которого вышел в ноябре
1898 г., впоследствии занявший ведущее место среди литературно-художественных изданий России того времени.
Слайд 7История создания
Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям
передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве.
Слайд 8История создания
Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство — прежде всего выражение
личности художника. В одном из первых номеров журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Полагая, что современная цивилизация антагонистична культуре, «мирискусники» искали идеал в искусстве прошлого
Слайд 9История создания
Художники и писатели, в своих картинах и на журнальных страницах,
открыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних цивилизаций и заново оценить собственное художественное и литературное наследие.
Слайд 10История создания
Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались громким успехом. В 1899
г. Дягилев устроил в Петербурге действительно международную выставку, на которой с произведениями русских художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в том числе Бёклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне.
Слайд 11История создания
В 1901 г. в Петербургской императорской академии художеств и в
Строгановском институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали ближайшие друзья Дягилева — Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы «Мира искусства» в Петербурге и Москве были устроены также и в ноябре 1903 г.
Слайд 12История создания
Постепенно разногласия, царившие внутри группы привели к распаду и движения
и журнала, который в конце 1904 г. прекратил свое существование.
С. Дягилев через два года после прекращения выхода журнала, накануне своего отъезда в Париж, организовал еще одну, прощальную выставку «Мира искусства», состоявшуюся в Петербурге в феврале-марте 1906 г., представив на ней лучшие образцы того искусства, для расцвета которого прошлая деятельность «Мира искусства» создала весьма благоприятный климат.
Слайд 13История создания
Были выставлены произведения всех столпов группы вместе с избранными работами М.Врубеля,
В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова, Н. Сапунова, Н. Милиоти. Новыми именами стали Н. Феофилактов, М. Сарьян и М. Ларионов.
Слайд 14История создания
В 1910-х г.г., несмотря на то, что идеи «мирискуссников» к
тому времени в значительной степени утратили свою актуальность, объединение «Мир искусства» возродилось и выставки его продолжались вплоть до 1920-х г.г. Последняя выставка «Мира искусства» проходила в Париже в 1927 году.
Слайд 15Особенности творчества
1.Мирискусстники стремились к возвышенным к духовным и художественным ценностям, выступали
против передвижников и академизма.
2.Провозглашали идеи «чистого искусства» или «культурного дилентатизма».
3.Большинство участников объединения черпало вдохновение в искусстве прошлого –пессеизм, в XVIII веке.
4.Идеи модерна и символизма.
5.Красота в субъективном понимании художникам.
Слайд 16Мирискуссники
24 февраля 1900 года в редакции журнала «МИР ИСКУССТВА» состоялось
собрание участников выставок журнала, на котором присутствовали следующие художники: Л.Бакст, А. Бенуа, И.Билибин, И.Браз, И. Вальтер, А.Васнецов, Н.Досекин, Е.Лансере, И.Левитан, Ф.Малявин, М.Нестеров, А.Обер, А.Остроумова, В.Пурвитис, Ф.Рушиц,С.Светославский, К.Сомов, В.Серов, Я.Ционгильский, В.Добужинский.
Слайд 17Александр Николаевич Бенуа
21 апреля 1870, Санкт-Петербург — 9 февраля 1960, Париж — русский художник,
историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Автопортрет
Слайд 21Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник
Слайд 24Фронтиспис к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»
Слайд 25Мстислав Валерианович Добужинский
(1875–1957), русский художник. Родился в Новгороде в семье офицера.
Отец Добужинского был родом из Литвы, что сказалось на последующей биографии Добужинского. Он учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств (1884–1885), а также (1899–1901) в Мюнхене у А.Ажбе и в Надбанье (Венгрия) у Ш.Холлоши; в 1901 изучал гравюру под руководством В.В.Матэ.
Слайд 30Иллюстрации к «Белым ночам» Ф.М.Достоевского
Слайд 31Иллюстрации к «Белым ночам» Ф.М.Достоевского
Слайд 32Борис Михайлович Кустодиев
Родился в Астрахани 23.02.1878, умер в Санкт-Петербурге (Ленинград) 26.05.1927.
Был ярким представителем модернизма. Мастер портрета, иллюстратор, театральных художник, особо тяготел в своих полотнах к крестьянскому быту и провинциальной жизни.
Слайд 37Русская Венера ПортретФ.М.Шаляпина
Слайд 41Михаил Александрович Врубель
Будущий художник Михаил Александрович Врубель родился в 1856 году
- в год коронации Александра II Освободителя. Последние его произведения созданы в 1906 году, то есть во время первой русской революции, события которой никак не могли волновать тогда уже безвозвратного затворника дома скорби. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Таким образом, период творческой активности Врубеля сравнительно невелик - чуть более двадцати лет. провозвестником кубизма
Слайд 42Врубель М.А.
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Затруднительно казалось
определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма.
Слайд 48Евгений Евгеньевич Лансере
(1875-1946 гг.)
До революции он жил в Павловске и Петербурге,
был членом объединения «Мир искусства», выражая свойственные этому обществу историко-ретроспективные настроения и увлеченность русским 18 веком.
Е.Е. Лансере получил известность книжно-иллюстративными работами в смешанной технике — циклы: «Царская и императорская охота на Руси» (1902); «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (1910). Эти произведения выделяются мажорно-поэтической по настроению исторической стилизацией, учитывающей особенности быта минувших эпох.
Слайд 49Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе
Слайд 50Иван Яковлевич Билибин
(1876-1942)
Он выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко
Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.
И. Я. Билибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.
Слайд 53Сказка об Алёнушке и братце её Иванушке
Слайд 56Художник ум ер от голода в блокадном Ленинграде
Слайд 57Лев Самойлович Бакст
(1866-1924 г.г.)
В 1883 поступил по совету М.М.Антокольского вольнослушателем в
петербургскую Академию художеств, где учился до 1887. С 1889 подписывал свои работы «Бакст» (от Бакстер – фамилия бабки по материнской линии). В 1890 продолжил учебу у Альберта Николаевича Бенуа, попутно познакомившись с его братом Александром. Путешествовал по ряду стран Европы (1891), в 1893–1899 брал уроки в частных академиях Парижа. Стал одним из основателей общества «Мир искусства» (1898).
Слайд 63Константин Андреевич Сомов
(1869-1939 гг.)
Отец художника, А.И. Сомов, много лет состоял в
должности хранителя коллекций Эрмитажа. Дом наполняли картины и рисунки старых мастеров, которые долгое время собирал хозяин. Искусством занимались здесь все. Мать К.А. Сомова была хорошим музыкантом и развивала у своих детей интерес к пению, театру, живописи. В одном из первых рисунков Сомова изображены сестра и мать за мольбертами.В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, где находился до 1897 г. За этот период произошло преобразование старой педагогической системы АХ, и Сомов оказался зачисленным в мастерскую И.Е. Репина.
В 1897 г., не окончив полного курса АХ, Сомов отправился в Париж, где занимался в частной студии Ф.Коларосси и изучал памятники искусства. Одновременно с ним в Париже учились и работали А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, А.П. Остроумова и другие "мирискусники". Особенно сблизился Сомов с Бенуа, который написал о нем первую статью.
Вернувшись в Россию, Сомов занялся написанием портретов.
Слайд 73Зинаида Евгеньевна Серебрякова
(1884-1969 гг.)
Нежное лицо, приподнятые волосы, тонкая фигура в белой
сорочке, блестящие лукавые глаза в пол-лица, глядящие в зеркало, шкатулка с бусами – мы с детства помним автопортрет Зинаиды Серебряковой, названный художницей «За туалетом». Очень «женский», очень какой-то звонкий, радостный, дышащий прозрачной свежестью. Так же радостны и звонки будут еще многие и многие ее работы, написанные позже - в отличие от судьбы, в которой намешано столько бедствий и горестей – что называется «на разрыв аорты».
Слайд 74Проверь себя
1.Автор картины «Демон сидящий».
2.Кто организовал «Русские сезоны в Париже»?
3.Как называется
поэма А.С.Пушкина, к которой А.Н.Бенуа создал свои иллюстрации?
4.Период существования группы «Мир искусства».
5.Назовите главные идеи творческого объединения?
6.Обращение к искусству прошлого……
Слайд 75Проверь себя
7.Автор иллюстраций к русским сказкам, умер в блокадном Ленинграде.
8.Руководитель группы
«Мир искусства».
9.Дизайнер одежды к русским балетам и спектаклям.
10.Автор картины «Дама в голубом».
Слайд 76Проверь себя
1.М.А.Врубель
2.С.П.Дягилев
3. «Медный всадник».
4. 1898-1924 годы
5.-красота субъективная оценка художника
пессеизм.
6.Пессеизм.
7.И.Я.Билибин
8.Н.А.Бенуа
9. Л.С.Бакст
10.К.А.Сомов
Слайд 77Оцени себя
10-9 – «5»
8-7- «4»
6-5- «3»
4-1- «2»
Слайд 78Домашнее задание
1.Сообщение о творчестве художника И.И.Левитана.
2.*Что такое дизайн?
3.*Составьте кроссворд или тест
по теме «Новые формы искусства».