Слайд 1Культура Древнего Рима: этруски
Слайд 2Рим – столица Итальянской Республики,
государства на юге Европы, в бассейне
Средиземного моря.
Слайд 4 Италия занимает целый полуостров от Альп до
Калабрии. Омывается четырьмя морями: Адриатическим, Лигурийским, Тирренским и Ионическим.
Италия – обладатель самой высокой точки в Европе – Монблан (4807 м) в Альпах, самого крупного острова Средиземноморья – Сицилия и самого большого в Европе действующего вулкана – Этна (3340 м).
Четыре страны окружают Италию: Франция, Швейцария, Австрия, Словения и две окружает она: Ватикан и Сан-Марино.
Историческая справка.
Территорию Италии с давних времен занимали индоевропейские племена, первое упоминание о них относится ко второму тысячелетию до нашей эры. Древнее население обитало на западе, на равнинах к северу и к югу от Рима.
Превращение разрозненных первобытных поселений в центр античного мира произошло благодаря грекам и этрускам. Они пересекали моря в поисках новых богатых земель. Именно они и бросили первые семена цивилизации на полуострове в начале восьмого века до нашей эры.
Греческие колонисты достигли Сицилии и западного побережья Апеннинского полуострова и основали независимые города. Этруски поселились на западном побережье. Они охотно торговали с греками, развивали строительство дорог. Одна из деревушек на торговом пути называлась Римом, поселение постепенно расцвело и стало влиятельным городом.
Слайд 5 Хронологические рамки искусства Древнего Рима охватывают почти
тысячелетие – от его зарождения в конце 6 в. до н. э. до конца 5 в. н. э. – времени падения мировой империи.
Римское искусство слагалось на основе взаимодействия самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь этрусков, и более совершенного искусства греков.
Некоторое значение в его развитии имело искусство народов, вошедших в состав Римской империи – галлов, германцев, кельтов и др.
Вбирая разнообразные элементы, римское искусство сохраняло свое оригинальное художественное лицо.
Слайд 6 Около 300 лет цари этрусков правили на
этих территориях, вплоть до 509 года до нашей эры, когда римская знать восстала против них и основала Римскую республику.
Началась эпоха завоеваний. Диктаторы сменяют друг друга, сея раздор и кровавые войны. В V веке ударила чума, со всех сторон угрожала война, Риму приходилось отражать набеги варваров.
В 410 году Рим пал. Территория Италии была разделена. Страна смогла объединиться лишь в XIX веке.
В средние века политику государства определяла церковь. Создавались города-государства, которые торговали и воевали между собой.
Одна из республик – Флоренция – стала колыбелью итальянской культуры эпохи Возрождения. По причине разрозненности Италия долгое время была под гнетом Испании и Австрии. В 1796 году Италия была захвачена Наполеоном. Наконец, после многих веков междоусобицы в 1870 году произошло объединение Италии.
Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы современной Европы.
Давайте совершим экскурсию в прошлое Древнего Рима.
Слайд 8 Этруски, туски, тоски, тиррены, турша, – каких
только имен не носил этот загадочный народ! История его полна парадоксов.
Италию IX века до н.э. населяли племена земледельцев и скотоводов. Их поселения представляли собой скопление примитивных круглых хижин, крытых соломой. Ничто не предвещало, что здесь вскоре суждено было возникнуть одной из самых могущественных и обширных империй в истории человечества.
Слайд 10Принесение в жертву пленных троянцев
Близость моря и
удобные гавани способствовали развитию торговли, которой этруски занялись раньше других на Апеннинском полуострове, установив связи со всеми крупными торговыми центрами Средиземноморья, успешно конкурируя с финикийцами и греками. Их моряки довольно часто занимались пиратством, и с таким размахом, что греки даже сложили легенду о том, что сам бог Дионис во время своих скитаний попал в плен к этрусским пиратам. Само море было названо в их честь Тирренским, ибо греки называли их тирренами. Этрусками же позднее стали называть их римляне.
Слайд 12 Но вот наступил переломный VIII век. В
это время древние греки начали активно осваивать новые земли, основывая поселения-фактории на островах и побережье Апеннинского полуострова.
Соперниками эллинов в торговле на море были вездесущие финикийские купцы. Этот народ основал такие крупные торговые центры древности, как Библ, Тир, Сидон и знаменитый Карфаген.
Посещали торговцы с Востока и Апеннинский полуостров.
В местах соприкосновения культур, а такими пунктами являлись портовые города, этруски знакомились с достижениями иных, более высоких цивилизаций. Но вот загадка – почему из многих народов, населявших эти земли, лишь они создали великую и утонченную культуру, органично соединившую в себе как эллинское, так и восточное начала?
Внезапно, необъяснимо в полуварварской Италии возникают первые города и поселения. То были города этрусков. Появившись первоначально на территории бассейна реки Арно, на водоразделе с Тибром и на побережье Тирренского моря, за два последующих века этруски заняли Лаций и распространились на восток, к Умбрии, подарив имя провинции Тоскана, являвшейся сердцем Этрурии.
Век спустя этруски продвигаются на север, перевалив Апеннины, вторгаются в долину реки По, основывают города на побережье Адриатики. Их воины покоряли одно племя за другим, и в этих сражениях римлянам не раз довелось испытать горечь поражения.
Слайд 14 Но не только воинскими доблестями прославились этруски.
Их цивилизация для того времени была одной из самых передовых в западном мире. Среди них были умелые инженеры, строившие храмы, дороги и арочные мосты, а также ирригационные сооружения; искусные горшечники, поставлявшие на рынки древнего мира высоко ценимую черную керамику так называемого стиля “буккеро”, ювелиры, изготавливавшие непревзойденные по тонкости исполнения браслеты, ожерелья и диадемы из крошечных золотых шариков, спаянных вместе.
А знаменитая Капитолийская волчица, ставшая символом Рима, – шедевр этрусских мастеров по металлу.
Этрурия никогда не была единым государством. Страну образовывали двенадцать крупных городов, так называемое «двенадцатиградие», важнейшими из которых являлись Вейи, Клузий, Тарквинии, Перузия, Цере, Вольсинии, Арреций. Во главе их стояли правители, называемые лукумоны. 12 полисов образовывали союз-конфедерацию.
Раз в год представители общин собирались в главном святилище близ города Вольсинии, где избирался царь, который, реальной властью над страной не обладал. Должность эта была скорее знаком оказания высшего почета.
Слайд 15Etruscan civilization map.png http://af.wikipedia.org/wiki/Etruskers
Расширение
этрусской цивилизации
и 12 городов
Этрусской Лиги.
Слайд 16 Под именем этрусков известен народ, живший в
I тыс. до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима.
Этрурия и Древний Рим – соседи и ровесники. Обе культуры возникли в VIII в. до н.э. Тогда же в южной Италии и на Сицилии греки начали строить первые города.
Вначале этруски значительно обгоняли своих соседей в развитии. Они были прекрасными строителями и умелыми инженерами. В конце VII в. до н.э. в Этрурии возникли религиозные союзы городов-государств – двенадцатиградия.
Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от этрусского города Цере происходит слово «церемония» (так древние римляне называли некоторые религиозные обряды). Этруски создали самый могучий флот в западном Средиземноморье.
Некоторые из римских царей происходили из рода этрусков. В политическом смысле история этрусков шла по нисходящей.
Приблизительно в V – III вв. до н. э. воинственный Рим покорил долго и ожесточенно сопротивлявшиеся этрусские города, и в них расселились римские воины.
В конце концов этруски до такой степени слились с римлянами, что забыли свой язык.
Слайд 17Города и некрополи этрусков
Каждый из этрусских городов оказывал влияние на
территорию, которую контролировал. Точное количество жителей этрусских городов-государств неизвестно, население Черветери в период расцвета составляло приблизительно 25 тысяч человек. Черветери был самым южным городом Этрурии, он контролировал залежи металлоносной руды, обеспечившей благосостояние города. Поселение располагалось рядом с побережьем на крутом уступе.
Некрополь по традиции находился за пределами города. К нему вела дорога, по которой провозили погребальные повозки. По обеим сторонам дороги располагались гробницы. Тела покоились на скамьях, в нишах или терракотовых саркофагах. Здесь же помещались личные вещи усопшего.
Соседний город Вейи отличался отличной защитой. Город и его акрополь были окружены рвами, делавшими Вейи почти неприступным. Здесь обнаружили алтарь, фундамент храма и резервуары для воды. Вулка – единственный этрусский скульптор, имя которого нам известно, – являлся уроженцем Вейи. Область вокруг города примечательна вырубленными в скале проходами, служившими для отвода воды.
Слайд 18Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына
или брата Тиррена Таркона, основавшим двенадцать этрусских полисов.
Некрополи Тарквинии сосредотачивались возле холмов Колле-де-Чивита и Монтероцци. Вырубленные в скале гробницы защищались курганами, камеры расписывались в течение двухсот лет. Именно здесь обнаружили великолепные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке.
При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Этруски часто использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.
Этрусские города плохо сохранились, поскольку дома в них возводили из непрочного материала дерева или глины, и их место заняли поселения средневековой, а затем ренессансной Италии, Нередко этрусские города строили на высоких скалистых плато.
Ближайшим соседом каждого из них являлся некрополь, город мёртвых. Оба города были связаны представлением о неразрывности жизни и смерти в едином цикле бытия.
Слайд 19Гробница Реголини-Галасси. Внутренний вид
Конец 7 – 6 века до н. э.
Черветери
Искусство этрусков отличается очень яркой самобытностью и в большой степени основано на идее смерти и загробной жизни.
По соседству со своими городами этруски строили некрополи, причем, если «города живых» строились из дерева и глины и довольно быстро разрушались, то в гробницах всё было прочным, выстроенным на века, ведь «города мертвых» возводились для вечности.
Слайд 20Города мёртвых строили из камня, с высеченными в скале или сложенными
на земле гробницами.
В древности идея вечности передавалась формой круга, сферы. Полусферическими насыпями покрыты многие этрусские гробницы, в том числе знаменитая Гробница Флабелли в Популонии (около пяти метров в диаметре).
Слайд 21Гробница Флабелли
Конец 7 – начало 6 века до н. э.
Поджо Поркаречча
Знаменитая
гробница Флабеллиев в Популонии имеет форму тумулуса – это полусферическая насыпь, укрепленная круглым каменным цоколем с выступающим карнизом наверху, чтобы насыпь сохранила форму,
Форму тумулусов – гробниц с круглым цоколем и полусферической насыпью – имели и погребения в Бандитачча, самом знаменитом этрусском некрополе, принадлежавшем древнему городу Цере.
Слайд 22 Вход в гробницы оформлен в виде прямоугольного
проема со ступенчатой вершиной. Интерьер гробницы воспроизводит жилой дом. Иногда к покоям ведет длинный коридор – дромос, постепенно углубляющийся в землю. От него отходят одна или несколько комнат, связанных между собой. В Гробнице щитов и тронов (некрополь Бандитачча) кресла, ложа и скамейки высечены из камня.
Над ними по стенам развешаны круглые щиты – символы вечности.
Плоский потолок гробницы также напоминает потолок жилого дома.
Гробница щитов в Черветери
Внутренний вид помещений
Слайд 23Гробница в Казале Мариттимо близ Вольтерры. Реконструкция
Первая половина 6 века до
н. э.
Флоренция.
Археологический музей
Слайд 24Гробница Раскрашенных рельефов некрополя. Внутренний вид
4 век до н. э.
Черветери
Слайд 25Саркофаги, урны и канопы этрусков
Слайд 26 В этрусских гробницах не находят тел усопших,
хотя иногда там встречаются большие терракотовые саркофаги (Саркофаг супругов из Бандитачча).
Саркофаг изображает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными волосами, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими» улыбками. Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену. Супруги оживленно беседуют, устремив взгляд на воображаемого зрителя.
Такие саркофаги служили своеобразным памятником усопшим. Возможно также, что в них хранился прах умерших.
Саркофаг с изображением супружеской четы, из Черветери. Терракота. Фрагмент. Начало 6 века до н. э.
Рим. Музей виллы Джулия
Слайд 27Саркофаг супругов из Бандитачча.
VI в. до н. э. Терракота. Музей
Виллы Джулиа, Рим
Саркофаг из Черветри представляет собой ложе (длиной 1,73 м) на фигурных ножках, на котором возлежит супружеская чета. Композиция отличается торжественной монументальностью,
Фигурам в целом присуща большая образная и пластическая выразительность; это же можно сказать и об угловатых по ритмике движениях рук. В лицах, несмотря на сохранение архаической схемы (косой разрез глаз, условная улыбка), чувствуется некоторое индивидуальное своеобразие.
Слайд 28Саркофаг супругов из Черветери. Терракота. 6 в. до н. э.
Музей
виллы Джулия. Рим
Слайд 29Саркофаг с росписью. Около 500 до н. э. Терракота
Тарквиния. Национальный музей
Слайд 30Урна с рельефным изображением танцующих.
Конец 7 – начало 6 века
до н. э.
Туф. Кьюзи. Городской музей
Слайд 31Урна в виде дома (храма?). Из Кьюзи. Конец 5 – начало
4 века до н. э.
Флоренция. Археологический музей
Слайд 32Этрусская урна из Кьюзи в виде дома. Камень. 3 в. до
н. э. Берлин.
Слайд 33 В Этрурии обряд кремации существовал с самых
ранних времен вплоть до римского времени. Наиболее ярким видом искусства, связанным с кремацией, стали канопы – глиняные сосуды с крышкой для хранения праха усопших, найденные в окрестностях города Кьюзи (VII – VI вв. до н. э.).
Канопа с маской.
Около 600 до н. э.
Терракота. Кьюзи.
Городской музей
Они имеют много вариантов: одни канопы представляют собой сосуд, оформленный в виде тела человека, другие – человекоподобную урну на троне. Третьи изображают фигуру человека, стоящую на сосуде. Наконец, четвертые – человека за ритуальным пиром.
Слайд 34Канопа. Около 600 до н. э.
Терракота. Кьюзи. Городской музей
Канопа из Кьюзи.
6 в. до н. э. Археологический музей. Флоренция
Слайд 35 Известная канопа из Сартеано представляет собой сосуд
на ножке с двумя петлевидными ручками, в которые странным образом продеты изготовленные из глины человеческие руки с сомкнутыми пальцами. Они словно приглашают зрителя на разговор.
Крышкой канопы служит человеческая голова с правильными, почти классическими, слегка схематизированными чертами лица. Веки окаймлены точками, а брови оформлены пластично.
Это юноша позднеархаических времен с шапкой густых волос, ниспадающих короткими локонами на лоб, с большими глазами и едва заметной улыбкой.
Общая несоразмерность фигуры с крупной головой, короткими ручками и игрушечным телом выражает специфическое видение мира, отличающее этрусков от других народов Средиземноморья.
Слайд 36Диоскуры с Еленой и Афродитой.
Этрусское зеркало. III в. до н.
э.
Археологический музей, Палермо
В VII до н.э. в гробницы клали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия (фибула из гробницы Реголини-Галасси), чаши и блюда из серебра, бронзовые треножники и котлы (ситула из гробницы в Кьюзи).
Непременным атрибутом всякой гробницы было зеркало. Знаменитые этрусские зеркала из бронзы с одной стороны были отполированы до блеска, с другой – украшены великолепной гравировкой (Диоскуры с Еленой и Афродитой. Этрусское зеркало).
Слайд 37Калхант. Этрусское зеркало.
IV в. до н. э. Бронза. Этрусский Грегорианский
музей, Ватикан
Темой изображений становились мифологические сюжеты, в завуалированной форме рассказывающие о жизни покойного.
Одно из самых знаменитых зеркал представляет прославленного прорицателя Калханта, занимающегося гаруспицией – гаданием по печени жертвенной овцы.
Держа печень в левой руке, бородатый крылатый провидец внимательно всматривается в ее форму. По краю зеркала изображена ветвь цветущего плюща, за спиной Калханта стоит кувшин. Прекрасный точный рисунок принизан внутренней динамикой.
Слайд 38Сосуды из этрусской гробницы. Глина.
Национальный музей, Рим
Слайд 39Ситула из гробницы в Кьюзи
Бронза.
Ситула,
лат. situla – древний сосуд в виде ведра, чаще всего металлический, реже терракотовый, распространённый у ряда древних культур Средиземноморья. Обычно ситула имела церемониальное предназначение.
ru.wikipedia.orgru.wikipedia.org›wiki/Ситула
Слайд 40Фибула из гробницы Реголини-Галасси. VII в. до н. э. Золото.
Фибула
(лат. fibula, скоба) – металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья.
ru.wikipedia.orgru.wikipedia.org›wiki/Фибула
Слайд 41Фибула, из гробницы Реголини-Галасси
Около 650 до н. э. Золото
Ватикан.
Грегорианский этрусский
музей
Слайд 42Деталь колесницы из Монтелеоне.
Около 500 г. до н.э.
Душа этруска
уносится на крылатых конях...
Слайд 43Демон, несущий душу женщины.
Из Черветери
6 век до н. э.
Роспись таблички
Париж.
Лувр
Слайд 44Сфинкс.
Из Черветери.
6 век до н. э.
Роспись глиняной таблички
Лондон. Британский музей
Слайд 45Старцы.
Из Черветери.
Середина 6 века до н. э.
Роспись глиняной таблички
Париж. Лувр
Слайд 46Беседа со жрецом. Из Черветери. 550 – 530 до н. э.
Роспись
пластины. Лондон. Британский музей
Слайд 47Сосуд в форме головы молодого человека, так называемая ваза из Габии.
Около 425 – 400 до н. э.
Высота 30 см. Бронза
Париж. Лувр. Этрурия
Слайд 48 С V в. в. до н. э.
количество приносимых в гробницы даров стало уменьшаться. Богатые погребальные дары стали заменять расписными вазами – как собственной, весьма оригинальной работы, так и греческими, которые ценились очень высоко. Самые лучшие, известные ныне во всём мире греческие вазы найдены в гробницах Этрурии.
Всё реальное и натуральное постепенно становилось иллюзорным. С течением времени реальные вещи заменяются их изображениями, как, например, в знаменитой «Гробнице рельефов» в Цере (IV в. до н. э.).
По стенам гробницы устроен целый ряд ниш для усопших; в нишах лежат каменные подушки, ниже, на скамьях, стоят сандалии для прогулки. Обувь хозяина стерегут трехглавый пес и богиня потустороннего мира со змеиными хвостами и морским рулем в руках. Стены и пилоны (столбы) покрыты изображениями самых разнообразных предметов и вещей: здесь и килики (сосуды) и веера, и трости, и оружие, и различные предметы обихода.
Ритон предположительно аттического производства
в виде головы девушки. Тарквинии.
Национальный музей.
Слайд 49Интерьер гробницы рельефов в Цере
Слайд 51 Настенные росписи гробниц показывают, каким было представление
этрусков о переходе в загробный мир. Этрусская фресковая живопись относится к VII – III вв. до н.э.
Самые интересные и известные росписи выполнены в VI – V вв. до н.э. Эти росписи были сделаны в гробницах Тарквинии, древнейшего этрусского города (Фреска из «гробницы Быков», сцена рыбной ловли из гробницы «Охоты и рыбной ловли»).
Большинство из них снято со стен и хранится в специально созданных условиях в римском музее Виллы Джулиа.
Слайд 52Сцена рыбной ловли из гробницы «Охоты и рыбной ловли».
Фреска. 520
– 510 годы до н. э. Тарквиния. Музей Виллы Джулиа, Рим
Слайд 53Ахилл в засаде у фонтана. Сцена из гробницы Быков.
Тарквиния, 540
– 530 годы до н.э.
Слайд 54Бык. Деталь росписи гробницы Быков.
Середина 6 века до н. э.
Тарквиния
Слайд 55Сцена пира, гробница Леопардов в Тарквиниях
Слайд 56«Погребальный пир». Фреска. 5 в. до н. э.
Гробница Леопардов. Тарквинии
Для этрусков смерть и сопровождающий ее переход к новой жизни – это вечный пир.
Слайд 57Голова музыканта.
Деталь росписи гробницы Леопардов.
475 – 455 годы до
н. э.
Тарквиния
Слайд 58 Веселье, радость, беспечное наслаждение благами отличают росписи
многих гробниц (Танцовщица из гробницы «Жонглера»).
Мужчины по древнему обычаю возлежат на пиру на ложе. Этрусские женщины, в отличие от греческих, также присутствуют на пирах, причем не в качестве наемных музыкантш или танцовщиц, а занимают подобающее им положение законных жен. Древние полагали, что с вином в тело вливается «новая кровь бога».
В росписях «Гробницы леопардов» представлена стремительная, удалая пляска загорелого юноши с длинными локонами и белокожей девушки в белых одеждах.
Подобно египтянам, критянам и другим восточным народам, в живописи этрусков мужские и женские тела различаются по цвету.
Очевидно, танцу предшествовало возлияние – об этом говорят кувшин в руке юноши и стоящий на полу ритуальный сосуд с носиком в виде птичьего клюва.
Юноша и девушка танцуют, пристально глядя в глаза друг другу, высоко подпрыгивают и, кажется, прищелкивают пальцами.
Слайд 59Этрусский мастер. Два танцора. Деталь. Около 480 года до н. э.
Настенная
живопись. Тарквиния. Гробница Триклиния
Слайд 60Погребальный танец, V в. до н.э.
Тарквиния. Гробница Триклиния.
Слайд 61Танцоры и музыканты». Деталь фрески. Около 480 – 470 до н.
э.
Гробница «Леопардов» в Тарквиниях
Слайд 62Флейтист с двумя флейтами из гробницы «Леопардов».
V в. до н.
э. Фреска.
Музей Виллы Джулиа, Рим
Слайд 63Флейтист. Деталь росписи гробницы Триклиния.
Около 470 до н. э.
Тарквиния
Слайд 64Этрусский мастер.
Танцор на пиру. Деталь.
Около 480 года до н. э.
Высота
130 см
Настенная живопись
Тарквиния. Гробница Триклиния
Слайд 65
Танцовщица из гробницы «Жонглера».
V в. до н. э. Фреска.
Музей
Виллы Джулиа, Рим
Слайд 66Ритуальный погребальный танец. Вторая половина 5 века до н. э.
Из гробницы
II в Руво, Апулия (Италия)
Слайд 67Голова юноши.
Деталь росписи из гробницы Голини II в Орвьето
Конец 4
века до н. э.
Флоренция.
Археологический музей
Слайд 68Голова женщины. Деталь росписи гробницы Орко
Фреска.
Около 300 до н. э.
Тарквиния
Слайд 69Равнту Апрнай и ее муж Вельтур Вельха.
Роспись гробницы Щитов. 3
век до н. э. Тарквиния
Слайд 70Сцена из гробницы Тифона. Тарквиния, I век до н.э.
Для поздних росписей характерно мрачное настроение, которое сохраняется и в эллинистический период. Одна из последних расписанных гробниц – гробница Тифона в Тарквинии. Итальянские археологи обнаружили её в холмах Тосканы. Усыпальница сохранилась в прекрасном состоянии – внутри нее исследователи нашли целый клад артефактов и урны с прахом тридцати человек. Ученые полагают, что гробница была выстроена в I – III веках до нашей эры, на закате этрусской цивилизации.
Слайд 71Битва Зевса с Тифоном.
Фреска в гробнице Тифона.
2 век. Фрагмент орнамента
священного комплекса этрусков
Внутри могильника исследователи увидели узкий коридор, ведущий в небольшую комнатку двухметровой длины.
Там находились около 80 предметов, включая вазы, зеркала, отделанные бронзой и керамикой, и урны с человеческими останками.
Некоторые урны были очень маленькими – вероятно, они предназначались для праха детей.
Стены покрыты росписями. На одной из них изображен Тифон. Тело Тифона напряжено, оно написано с большим мастерством, что соответствует эллинистической традиции.
Слайд 72 В III – I вв. до н.
э. великолепное искусство гробниц затухает. Все чаще идеи бессмертия воплощаются в маленьких ремесленных урнах для праха, на передней стенке которых изображены сцены из древнегреческих мифов, связанных с предательством и убийством. Безнадежность очевидна в изображении людей, которых влекут в мир смерти свирепые демоны и даже подгоняют их палками.
Высшим достижением этрусского искусства на его закате стали портреты. Восходившие еще к эпохе каноп, в III в. до н. э. они приобрели особую глубину и трогательность. Этруски не разделяли греческого идеала красоты. В отличие от древнегреческих портретов, отражавших некие идеальные обобщенные образы, этрускам казались привлекательными в людях не некие общие черты, а, напротив, индивидуальные, неповторимые.
На поздних урнах иногда возлежат блестящие красавцы, но гораздо чаще – тяжёлые, оплывшие старики, грустно взирающие на мир, без света в глазах. Лица их незабываемы. Трудно не поверить в то, что эти люди когда-то жили, что они выглядели именно так и были последними героями необыкновенного мира, который давно ушёл в небытие.
Высшие достижения загадочного народа, культура которого до сих пор в должной мере не понята, наследовали практичные римляне: они восприняли не только искусство портрета, но и инженерное искусство, умение строить дороги и города. Однако им не удалось унаследовать их душу. Она хранилась глубоко в памяти народов, населявших эту древнюю землю, возродившись столетия спустя в гениях Данте и Микеланджело.
Слайд 73Сатир и менада.
Бронзовая курильница, III в. до н. э
Слайд 74Этрусский саркофаг из гробницы в Кьюзи.
II в. до н. э.
Терракота. Музей, Карлсруэ
Слайд 75Надгробная стела Л. Вибия и его семьи. I век до н.э.
Слайд 76Архитектура и скульптура этрусков
Слайд 77В скульптуре камень использовался реже, чем у греков. Этруски знали ваяние,
когда мастер отсекает от каменной глыбы лишние куски и как бы высвобождает видимый им художественный образ, но охотнее они обращались к пластике и создавали свои произведения постепенным наращиванием материала сырой глины или воска, в терракоте или бронзе. Характерно, что подобное предпочтение пластики ваянию отличает художественные принципы восточных народов, с искусством которых этруски были хорошо знакомы.
Для сооружения крепостных построек, фундаментов храмов и жилищ применялись различные породы камня, а также дерево и глина, из которой изготавливались сырцовые кирпичи для кладки стен.
Слайд 78Храм D в Агригенте (Храм Юноны Лацинии)
Слайд 79Реконструкция некрополя Монтероцци. Тарквиния
Слайд 80Так называемая Стена Сервия Туллия. Арка
Первая половина
4 века до н.
э. Рим
Слайд 81Реконструкция храма в акрополе Козы, около 100 г. до н.э.
Слайд 82Процессия богов. Рельеф из Палестрины. Деталь. Около 530 – 520 до
н. э.
Терракота. Рим. Музей виллы Джулия
Слайд 83Менада. Антефикс храма Джуно Соспита.
VI – V вв. до н.
э. Храм Джуно Соспита, Ланувий
Антефикс (лат. antefixum, от ante – спереди и fixus – прикрепленный), архитектурное украшение из мрамора или терракоты (в форме пальметты либо щита с рельефным орнаментом или с изображением фантастического животного).
БСЭ
slovari.yandex.ru
Слайд 84 По преданию, Рим был основан
21 апреля 753 года до н.э. «Капитолийская волчица» – бронзовая скульптура VI в. до н. э. этрусской работы, которая служит эмблемой Рима.
Легенда повествует, что близнецов Ромула и Рема, сыновей бога Марса и весталки Реи Сильвии, было приказано утопить в Тибре. Но речная волна выбросила корзину с детьми на берег. Прибежавшая на крик детей волчица вскормила их. Братья выросли и основали город.
«Капитолийская волчица»
Капитолийская волчица.
Около 500 г. до н. э. Бронза.
Капитолийские музеи, Рим
Слайд 86Капитолийская волчица, кормящая Ромула и Рема, V в. до н. э.
Слайд 87Химера. Из Ареццо. Около 300 до н. э.
Бронза. Флоренция. Археологический
музей
Слайд 88Химера. V в. до н. э.
Бронза. Археологический музей, Флоренция
Слайд 89Расцвет скульптуры относится к 6 в. до н.э. Наиболее известным этрусским
скульптором был работавший в Веях мастер Вулка; ему принадлежит монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей.
Статуя, по-видимому, была частью помещенной над фронтоном храма скульптурной группы, изображавшей спор Аполлона с Гераклом из-за лани. При несомненной близости к греческим статуям эпохи архаики (условностью постановки фигуры и пластической моделировки, архаической улыбкой) Аполлону из Вей присущи и черты своеобразия – меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное движение, более яркая эмоциональная окраска образа; сильнее, нежели в греческой скульптуре, в этрусской статуе выражена тяга к отвлеченной орнаментальности (например, в трактовке одежды).
Скульптор Вулка. Статуя Аполлона из Вей.
Глина. Около 500 г. до н. э. Рим. Вилла папы Юлия.
Слайд 90Аполлон. Статуя из святилища Портоначчо
в Вейях. Мастер Вулка. Деталь
520 –
500 до н. э. Терракота. Рим. Музей виллы Джулия
Слайд 91Мужская голова, из Вей
Около 500 до н. э.
Терракота
Рим. Музей виллы Джулия
Слайд 92Голова статуи Аполлона
5 век до н. э.
Высота статуи: 1,17 м
Бронза. Музей
Бурса
Римская копия оригинала классической эпохи.
Слайд 93Мать с младенцем ("Матер-матута").
Статуя из Кьянчино близ Кьюзи.
Середина 5 века
до н. э. Известняк.
Флоренция. Археологический музей
Слайд 94Битва. Фронтонная композиция, из Пирги. Около 460 до н. э.
Терракота. Рим.
Музей виллы Джулия
Слайд 95Крылатые кони из терракоты. II век до н.э
Слайд 96Список источников
http://artpax.info/post_1263572356.htmlhttp://artpax.info/post_1263572356.html http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=34http://artpax.info/post_1263572356.html http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=34 http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18382&cat_ob_no
http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F2%F0%F3%F1%EA%E8http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F2%F0%F3%F1%EA%E8 http://encyclopaedia.biga.ru/enc/history/ETRUSSKAYA_TSIVILIZATSIYA.html
Г.И. Соколов. Искусство этрусков. –
М., 1990.
Древний Рим. Сост. Л.С. Ильинская. – М., 2000.
Слайд 97Приложение
О происхождении этрусков
Слайд 98 Специалисты Туринского университета под руководством профессора Альберто
Пьяцца с помощью генетического анализа установили, что древние этруски были выходцами из Анатолии (современной южной Турции).
Результаты работы ученых были представлены на ежегодной конференции Европейского общества человеческой генетики. Культура этрусков, эпоха расцвета которой пришлась на первое тысячелетие до н.э., была более продвинутой и совершенно отличающейся от всех итальянских культур, расцвет которых пришелся на то же время. Она имела громадное влияние на развитие Римской цивилизации.
Споры о ее происхождении между археологами, историками и лингвистами длились тысячелетиями. Геродот полагал, что они пришли из Анатолии, другой древнегреческий историк, Дионисий из Галикарнасса, считал, что этруски были местными, другие вовсе утверждали, что корни этого народа следует искать в Северной Европе.
Современные технологии помогли ученым найти решение этой загадки. Специалисты университета взяли образцы ДНК у итальянцев, живущих в поселениях на месте этрусских поселений, где сохранились местные названия, происходившие из языка этрусков и диалекты. Образцы ДНК брали у мужчин, живущих здесь не менее, чем в трех поколениях, на основе лингвистического анализа фамилий.
Слайд 99 В ходе исследования ученые сравнили эти образцы
ДНК с ДНК мужчин, живущих в Северной Италии, на Южных Балканах, на греческом острове Лемнос, на итальянских островах Сицилия и Сардиния, а затем с генетическими данными обитателей Турции, Южной Италии, Европе и населения Среднего Востока.
Образцы ДНК показали сходство лишь с одним вариантом – генетическими данными турков.
Теория Геродота, раскритикованная поздними историками, гласила, что этруски эмигрировали из древней малоазиатской области Лидия, южного побережья современной Турции, вследствие долгого голода. Согласно Геродоту, половина населения области была послана правителем на поиски лучшей участи, и они отплыли из Смирны (современный Измир) и достигли итальянской области Умбрия, которая также, как и Тоскана, входила затем в Этрурию.
http://www.vokrugsveta.ru/news/1237/
Слайд 100Изображения (из коллекции ЦОР)
Фибула из гробницы Реголини-Галасси. VII в. до
н. э.
Сосуды из этрусской гробницы
Ситула из гробницы в Кьюзи
Саркофаг супругов из Бандитачча. VI в. до н. э.
Менада. Антефикс храма Джуно Соспита. VI – V вв. до н. э.
Фреска из гробницы «Буйволов». VI в. до н. э.
Флейтист с двумя флейтами из гробницы «Леопардов». V в. до н. э.
Сцена рыбной ловли из гробницы «Охоты и рыбной ловли». V в. до н. э.
Танцовщица из гробницы «Жонглера». V в. до н. э.
Химера. V в. до н. э.
Калхант. Этрусское зеркало. IV в. до н. э.
Этрусский саркофаг из гробницы в Кьюзи. II в. до н. э.
Капитолийская волчица. Около 500 г. до н. э.
Слайд 101
Автор-составитель
урока-презентации:
Наталия Всеволодовна Дудкина,
методист по МХК
Красногвардейского района Санкт-Петербурга,
преподаватель
гимназии № 405,
победитель конкурса лучших учителей РФ
в Приоритетном национальном проекте
«Образование» – 2008
nevskiybrig@mail.ru
Санкт-Петербург, 2010