Слайд 1Искусство России периода 1941-1950 годов
Выполнила: Орлова Татьяна Аркадьевна,
учитель ИЗО и
МХК
МАОУ «Гимназия № 1»
Слайд 2Изобразительное искусство
военного и послевоенного времени
На 1 место выходят плакаты.
Кукрыниксы —
творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).
Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941 (Гитлер разорвал Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом)
Слайд 4Тоидзе
Ираклий Моисеевич (1902—1985),
грузинский советский живописец и график
Большой эмоциональной
и призывной силой обладают плакаты, созданные художником в годы Великой Отечественной войны:
«Под знаменем Ленина — вперёд на Запад!» (1941),
«За Родину-мать!» (1943), «Освободим Европу от цепей фашистского рабства!» (1945).
Всемирную известность получил его плакат «Родина-мать зовёт!» (1941).
Слайд 5Аркадий Александрович Пластов
«Фашист пролетел» (1942)
Слайд 8Сергей Васильевич Герасимов
«Мать партизана» (1950)
Почти семь лет Герасимов работал над
картиной
«Мать партизана». Он начал ее в 1943 году.
В то время враг был уже остановлен. На каждом шагу
фашистские орды встречали мужественное сопротивление
советских людей. Фронт и тыл объединяли отряды
народных мстителей — партизан.
Ни угрозы, ни пытки не могли сломить патриотов.
Центральная фигура картины Герасимова «Мать партизана» —
советская женщина. Её не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, залитая кровью родных и друзей — земля, священная для патриотов.
Великую силу народного гнева испытали фашистские громилы. Жалким кажется детина-офицер перед русской женщиной — крестьянкой. Всю силу красок и блеск солнца сосредоточил художник на образе матери. Светлая и сильная, стоит она на фоне дымного пожарища. Ее лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека.
По контрасту с образом матери образ гитлеровца лишен яркой индивидуальной характеристики. Его крупная фигура покачивается на кривых ногах, а повелевающий жест повисает в воздухе. Удачно найденным поворотом художник подчеркнул низкий лоб и тяжелую челюсть фашиста, отчего еще ярче выступает что-то животное, звериное в его облике. Художник сознательно «затушевывает» все, сопутствующее главному в картине. Крупным планом Герасимов дает фигуры матери и фашиста и лишь в самых общих чертах намечает остальные персонажи.
Слайд 10А. Дейнека
«Оборона Севастополя» (1942)
Слайд 11А. Дейнека «Окраина Москвы» (1941)
Слайд 12Борис Михайлович Неменский
«Мать» (1945)
Образ матери – обобщённый образ всех матерей,
охраняющих сон своих сыновей, мужей
Слайд 13Кукрыниксы
«Бегство фашистов из Новгорода» (1944-1946)
Софийский собор – символ объединения
Новгорода и Киева
Слайд 14Павел Дмитриевич Корин
«Александр Невский» (1942)
В конце осени 1942 года средняя
часть триптиха – Александр Невский – была готова и представлена в экспозиции выставки «Великая Отечественная война».
«Александр Невский» Корина — это гимн человеку, исполнившему свой долг, прекрасному силой убежденности и осанкой благородной независимости.
Символ непокорённости! Духовность!
Слайд 15Александр Павлович Бубнов
«Утро на поле Куликовом» (1947)
Слайд 16Михаил Иванович Авилов
«Поединок Пересвета с Челубеем» (1943)
Слайд 17Александр Михайлович Герасимов
«Портрет генерала Ерёменко» «Сталин и Молотов»
Слайд 18П. Корин «Портрет Жукова»
(1945)
Слайд 19Евгений Викторович Вучетич
«Памятник Ефремову»
В ноябре 1946 года на центральной площади
города Вязьмы был торжественно открыт памятник генерал-лейтенанту Михаилу Григорьевичу Ефремову, сооруженный по проекту народного художника СССР Е. М. Вучетича и архитектора Я. Б. Белопольского.
Слайд 20Е. Вучетич
«Комплекс в Трептов-парке»
«Воин-освободтель» — монумент в берлинском Трептов-парке. Один
из трёх советских военных мемориалов в Берлине (вместе с мемориалами в Панкове и Тиргартене).
В мемориале захоронено около 7000 советских воинов, из общего числа 75 000 павших при штурме Берлина. Известны имена около 1000 из них.
Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус.
Открыт 8 мая 1949 года. Высота — 12 метров. Вес — 70 тонн.
Монумент «Воин-освободитель» являлся символом Группы Советских войск в Германии.
Слайд 22Скульптор Е. Вучетич работает над созданием макета памятника «Воин-освободитель»
Слайд 23Е. Вучетич
«Памятник советскому воину-освободителю»
Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата,
стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.
Высота – 13 метров
Слайд 25Послевоенный период
«Письмо с фронта» — жанровая картина советского живописца Александра Ивановича
Лактионова, законченная художником в 1947 году и изображающая близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта.
Слайд 26Своим творением Татьяна Ниловна Яблонская прославляет хлеб. Картина «Хлеб» звучит гимном
крестьянскому труду, который кормит всех людей.
Слайд 27Аркадий Пластов «Ужин трактористов»
(1951)
Русское раздолье. Бывшие фронтовики работают трактористами. Гимн
сельскому труду!
Слайд 29Федор Павлович Решетников
«Прибыл на каникулы»
(1948)
Фёдор Решетников темы многих своих картин
брал из повседневной жизни. После войны он довольно часто видел около метро, как суворовцев встречают родные.
Слайд 30Федор Павлович Решетников
«Опять двойка»
(1948)
Благодаря близости сюжета к реалиям ученической жизни,
картина использовалась в школьной программе СССР как образец жанра бытовой живописи, и была хорошо знакома советской публике.
Слайд 31Скульптура
Московский скульптурный памятник Юрию Долгорукому, «основателю города», первому суздальскому князю (впоследствии
также Великому князю Киевскому). Установлен в 1954 году на Тверской площади (до 1993 года называвшейся Советской), напротив здания Мэрии Москвы (в советскую эпоху — здание Моссовета). Скульпторы С. М. Орлов, А. П. Антропов, Н. Л. Штамм, архитектурное оформление В. С. Андреева.
Слайд 32Вера Мухина «Памятник Горькому»
(«Буревестник революции»)
На одноименной площади в Нижнем Новгороде 2
ноября 1952 года был открыт памятник советскому писателю, прозаику, драматургу, основателю социологического реализма Максиму Горькому (Алексей Максимович Пешков). Идея создания памятника «буревестнику революции» появилась в 1939 году, и на Всесоюзном конкурсе проекта памятника А. М. Горькому победителем стал проект В. И. Мухиной, известной своей монументальной работой «Рабочий и колхозница». Но реализации в жизнь помешала начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная Война. В послевоенные годы площадь Горького подверглась реконструкции, был организован сквер, на котором и был установлен монумент.
Слайд 33Александр Павлович Кибальников «Памятник Маяковскому» (1958)
На постаменте высечены строки Владимира Маяковского:
«И
я,
как весну человечества,
рожденную
в трудах и в бою,
пою
мое отечество,
республику мою!»
Слайд 34Михаил Константинович Аникушин «Памятник Пушкину» (1957)
Статуя А. С. Пушкина в подземном
зале метро станции Пушкинская (Санкт-Петербург 1954г.)
Слайд 35Скульптура Евгения Викторовича Вучетича (1908-1974) "Перекуем мечи на орала" (1957) -
подарок СССР ООН. Установлена у здания ООН в Нью-Йорке. Копия находится недалеко от филиала Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве.
Слайд 36Мемориальный комплекс Хатынь
автор монумента — скульптор Селиханов С. И.
В соответствии с
принципом общего коллективного наказания за возможное оказание жителями деревни помощи партизанам 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны. Комплекс «Хатынь» повторяет планировку бывшей деревни и состоит из отдельных фрагментов. В центре мемориала возвышается бронзовая скульптура Непокоренного человека с мертвым ребенком на руках.
Слайд 37Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс «Хатынь»
В Хатыни единственное в мире «Кладбище деревень»
Слайд 38Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс «Хатынь»
На месте каждого дома лежит первый венец
сруба.
Слайд 39Сталинский ампир в архитектуре
Сталинский ампир – одно из доминирующих направлений в
архитектуре, декоративном и монументальном искусстве СССР в 30-х — середине 50-х годов двадцатого века.
Главное здание МГУ на ленинский горах 1953
Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков, инженер-конструктор В. Насонов
Слайд 40
Сталинскую высотку - здание МИДа (Министерства Иностранных Дел) возводили в период
с 1948 по 1953 годы. Архитекторами проекта стали профессора архитектуры
М. Минкус и В. Гельфрейх.
Слайд 41Иван Жолтовский
Дом для работников НКВД
Архитектор Иван Жолтовский осуществил мечту
советского человека. Его жилой дом на Смоленской площади современники воспринимали как дворец. Парадное здание в центре Москвы с изящной башенкой на крыше и входом в метро стало в 1950-е годы элитным жильем для высокопоставленных чиновников, преимущественно чекистов.
Слайд 42
Жилой дом на Котельнической набережной. Архитекторы Чечулин и Ростковский. Курировал строительство
Лаврентий Берия.
1937-1952 гг. Высота здания 176 м., 32 этажа.
Слайд 43Ответь на вопросы:
Кто такие Кукрыниксы?
Картины из презентации: «Жатва», «Фашист пролетел», «Сенокос»
– Кто автор?
Назови белорусского скульптора, создавшего памятник советскому воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине.
Что изображали художники в послевоенное время?
Как называется архитектура послевоенного времени?