Презентация, доклад по МХК на тему Искусство единого Российского государства(10 класс)

Содержание

Цель:познакомить с искусством Московского Кремля; расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений; воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре наших предков, к их культурному наследию.

Слайд 1Искусство единого Российского государства
Подготовила: Учитель МХК Орлова О.Ф.

Искусство единого Российского государстваПодготовила: Учитель МХК Орлова О.Ф.

Слайд 2Цель:
познакомить с искусством Московского Кремля;
расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;


воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре наших предков, к их культурному наследию.
Цель:познакомить с искусством Московского Кремля; расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений; воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение

Слайд 3Новые понятия:
- придела (пристройка к основному зданию или дополнительный храм, устроенный

внутри основного);
- шатровый храм (восьми или четырехгранные шатры, увенчанные небольшой круглой с державой и крестом);
- подклет (нижний, цокольный этаж храма).
Новые понятия:- придела (пристройка к основному зданию или дополнительный храм, устроенный внутри основного);- шатровый храм (восьми или

Слайд 4 Архитектура

Объединение всех русских земель и возникновение единого общерусского государства обусловили широкую

строительную деятельность. Особенное внимание было уделено Москве. Сюда были привлечены мастера из Пскова, Владимира, а также на московские земли стали приглашать лучших иностранных зодчих. Обращаясь к иноземным зодчим, великий князь хотел использовать достижения западноевропейского инженерного искусства. Но в основе всего ансамбля кремлевских стен и башен - традиции исконно русского зодчества.
Архитектурный ансамбль Соборной площади Московского Кремля сложился на рубеже XV-XVI веков. Сегодня он является уникальным памятником отечественной истории и культуры времени создания единого Русского государства.
АрхитектураОбъединение всех русских земель и возникновение единого общерусского государства обусловили широкую строительную деятельность. Особенное внимание было уделено

Слайд 5 Успенский собор – первый на Руси храм зального типа с крестовыми

сводами был возведён благодаря деятельности итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти– величественный крестово-купольный пятиглавый храм с единым внутренним пространством. Новизна заключалась в строгой разбивке прямоугольного плана на 12 равных квадратов, чего ранее в средневековой Руси не делалось. В Успенском соборе проходили коронации русских царей и императоров.

Успенский собор

Успенский собор – первый на Руси храм зального типа с крестовыми сводами был возведён благодаря деятельности

Слайд 6 В XVI веке, при Иване Грозном, Благовещенский собор стал личным царским

храмом. Благовещенский собор, домовую церковь великих князей, строили псковские мастера. Среди традиционных образов святых стены Благовещенского собора украшены условными  портретами великих русских князей и византийских императоров.

Благовещенский собор

В XVI веке, при Иване Грозном, Благовещенский собор стал личным царским храмом. Благовещенский собор, домовую церковь

Слайд 7 Напротив Благовещенского собора располагается собор Архангела Михаила. Он был возведен в

1505-1508 годах на месте храма XIV века итальянским архитектором Алевизом Новым. Архангельский собор служил усыпальницей царей. Архангельский собор построил итальянский архитектор Алевиз Новый. В архитектуре этого храма он соединил традиционные элементы и черты итальянской дворцовой архитектуры XV века (раковины в закомарах, орнаментальные порталы, круглые венецианские окна.) Несмотря на это, храм сохранил черты, пусть нового, но чисто русского стиля. В этом соборе – государственном некрополе – хоронили великих князей и царей.

Архангельский собор

Напротив Благовещенского собора располагается собор Архангела Михаила. Он был возведен в 1505-1508 годах на месте храма

Слайд 8 Так же как и архитектура, изобразительное искусство второй половины XV века

переживает большой подъем. Главным направлением в живописи великокняжеской Москвы было творчество Дионисия (ок. 1440-1503) и его школы. Впервые имя Дионисия упоминается в связи с росписью церкви Рождества Богородицы в Пафнутьев-Боровском монастыре вместе с именем мастера Митрофана.

Монументальная живопись

Ферапонтов монастырь основан в 1398 г. преподобным Ферапонтом. Этот сравнительно небольшой монастырь в Вологодской земле хорошо известен не только русским людям, но и за рубежом. Здесь вот уже пять столетий радуют душу и восхищают зрение дивные фрески Дионисия.

Так же как и архитектура, изобразительное искусство второй половины XV века переживает большой подъем. Главным направлением

Слайд 9 Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре - единственный в России памятник с

полным циклом росписей, сохранившихся в первозданном виде от полутысячелетнего периода русской средневековой культуры XI - XV вв.

Фрески Дионисия. Ферапонтов монастырь, 1502 год

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре - единственный в России памятник с полным циклом росписей, сохранившихся в

Слайд 10 Наиболее полно и глубоко архитектурно-художественные идеи XVI века раскрылись в одном

из самых замечательных созданий русских зодчих - соборе Покрова «на рву», или храме Василия Блаженного, возведенном Бармой и Посником в 1555-1560 годах. Собор Василия Блаженного, сооруженный в честь взятия войсками Ивана IV столицы Казанского ханства, стал символом окончательной победы русского народа над татарами. Вокруг центрального шатрового «столпа» восемь меньших, увенчанных причудливыми главами, своеобразная многонациональная сказочная каменная поэма.

Храм Василия Блаженного

Наиболее полно и глубоко архитектурно-художественные идеи XVI века раскрылись в одном из самых замечательных созданий русских зодчих

Слайд 11 Оригинальной находкой древнерусской архитектуры стал тип каменного шатрового храма, получившего распространение

в XVI в. Самым замечательным сооружением подобного типа стала церковь Вознесения, возведённая на высоком берегу Москвы-реки в подмосковном селе Коломенском (ныне черте г. Москвы).
Оригинальной находкой древнерусской архитектуры стал тип каменного шатрового храма, получившего распространение в XVI в. Самым замечательным сооружением

Слайд 12 XVII век – эпоха крутого перелома в отечественной истории. Борьба за

русский престол, крестьянские восстания, церковный раскол, который разделил не только общество, но и православную церковь. В это время были созданы многочисленные трактаты по изобразительному искусству и музыке.

Новую страницу в архитектуре XVII в. открыло возведение Теремного дворца в Московском Кремле, который имеет ступенчато-ярусную структуру.

XVII век – эпоха крутого перелома в отечественной истории. Борьба за русский престол, крестьянские восстания, церковный раскол,

Слайд 13 Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская

на Варварке) — эталон московского узорочья середины XVII века. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века. Ещё в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты. В 1620-е годы она сгорела и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) — эталон московского узорочья

Слайд 14Наиболее совершенным памятником этого периода становится церковь Покрова в Филях, воздвигнутая

неподалёку от Москвы-реки. Здание относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических церквей, образец раннего московского барокко.
Наиболее совершенным памятником этого периода становится церковь Покрова в Филях, воздвигнутая неподалёку от Москвы-реки. Здание относится к

Слайд 15 Выдающимся произведение деревянного зодчества являлся известный нам по рисункам и по

модели дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами. Ориентация относительно сторон света также не сохранена — макет был повёрнут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.

Деревянное зодчество

Выдающимся произведение деревянного зодчества являлся известный нам по рисункам и по модели дворец царя Алексея Михайловича в

Слайд 16 Кижи - музей деревянного зодчества под открытым небом. В музей Кижи

организуют экскурсии. Музей Кижи находится в 68 км от города Петрозаводска - столицы Республики Карелия. Общая территория музея насчитывает более десяти тысяч гектаров. В ее состав входят остров Кижи, соседние с ним острова, а также участок материкового побережья. Кроме памятников, составляющих основную экспозицию, на территории музея Кижи находятся несколько старинных деревень, выявлены ценные природные объекты, а также памятники археологии. На остров Кижи перевезены самые ценные, интересные и типичные деревянные постройки со всей Карелии - древнейшая на Русском Севере культовая постройка - церковь Воскрешения Лазаря (XIV век).

Кижи

Кижи - музей деревянного зодчества под открытым небом. В музей Кижи организуют экскурсии. Музей Кижи находится в

Слайд 17 Ма́лые Коре́лы — государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных

районов России.
Музей под открытым небом расположен в Архангельской области на правом берегу Северной Двины (в месте впадения реки Карелка)

Ма́лые Коре́лы — государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России.Музей под открытым небом расположен

Слайд 18 Качественные изменения произошли и в изобразительном искусстве XVII в. В переходную

эпоху суждено было творить талантливым художникам: Симону Ушакову (1626-1686), Гурию Никитину (ок. 1620/1625-1691) и Федору Зубову (1615-1689).
Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 - 1686) - знаменитый московский иконописец. Им были созданы иконы для церкви Троицы в Никитниках, под его руководством осуществляли росписи в Архангельском и Успенском соборах и Грановитой палате Московского Кремля. Одна из наиболее значительных работ мастера – икона «Насаждения древа Государства Российского» с прижизненным изображением царя Алексея Михайловича с семьёй.

Качественные изменения произошли и в изобразительном искусстве XVII в. В переходную эпоху суждено было творить талантливым художникам:

Слайд 19 Именно в это время появляются парсуны – предвестники портретного жанра в

изобразительном искусстве. Первые парсуны выполняли роль надгробных изображений (например, воеводы князя М.В. Скопина-Шуйского и царя Фёдора Иоанновича).

Фёдор I Иоа́ннович, известен также по имени Феодор Блаженный— царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.

Парсуна

Именно в это время появляются парсуны – предвестники портретного жанра в изобразительном искусстве. Первые парсуны выполняли роль

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть