Презентация, доклад по МХК на тему Искусство модернизма (11 класс)

Модернизм (фр. modernisme, от moderne — современный, англ. modernism) — художественный стиль современного искусства, сложившийся в конце XIX в. и просуществовавший примерно до середины XX в.В каждой из стран модернизм приобрёл своё название:«ар нуво» – во

Слайд 1

Модернизм

Модернизм

Слайд 2
Модернизм (фр. modernisme, от moderne — современный, англ. modernism) — художественный

стиль современного искусства, сложившийся в конце XIX в. и просуществовавший примерно до середины XX в.
В каждой из стран модернизм приобрёл своё название:
«ар нуво» – во Франции и в Бельгии;
«югендстиль» - в Германии;
«сецессион» - в Австрии;
«либерти» - в Италии;
«модерн стайл» - в Великобритании;
«модерниссимо» - в Испании;
«тиффани» - в США;
«модерн» - в России.
Модернизм (фр. modernisme, от moderne — современный, англ. modernism) — художественный стиль современного искусства, сложившийся в конце

Слайд 3
Характерные особенности стиля
линия – декоративная и

динамичная, гибкая и подвижная, передающая энергию жизни;
орнаментальность, большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов;
идея синтеза искусств, стремление к созданию единого стиля в архитектуре, графике, живописи и дизайне, смешение элементов разных стилей;
функциональность, т. е. ориентированность на использование в быту.

Характерные особенности стилялиния – декоративная и динамичная, гибкая и подвижная, передающая энергию

Слайд 4
Модернизм принял на себя задачу ниспровергателя, пророка и

творца нового в искусстве. С самого начала он слагался из многих ведущих между собой острую полемику направлений, школ и течений. Модернизм был чрезвычайно пестрым художественным стилем. Некоторые его направления существенно повлияли на развитие художественной культуры прошлого века, большинство же его школ, группировок, отдельных художников или закрепляли и развивали открытое другими, или преследовали узко локальные цели, ставили эксперименты, не нашедшие продолжения.
Несмотря на внутреннюю противоречивость модернизма в историю мирового искусства вошли крупнейшие творцы прошлого века: П. Пикассо, А. Матисс, А. Модильяни, В. Кандинский, К. Малевич, М. Шагал, С. Дали, А. Шёнберг, К. Штокхаузен, Д. Кейдж, Дж. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка, Д. Элиот, С. Беккет, Э. Ионеско, Ле Корбюзье и др.
Пестрота направлений модернизма, постоянная полемика их друг с другом, постоянно провозглашаемое требование новизны создаваемых произведений и вытекающее из него недовольство тем, что уже сделано, — эти и другие факторы создавали обманчивое впечатление, что модернизм не является новым, внутренне цельным художественным стилем. Казалось, что в скором времени на смену ему придет полноценное, не вызывающее удивления и озабоченности искусство. Лишь во второй половине XX века, когда на смену модернизму пришло совершенно иное и притом гораздо более резко порывающее с традициями искусство постмодернизма, стало очевидно, что модернизм, несмотря на его разнородность, представлял собой особый художественный стиль.

Модернизм принял на себя задачу ниспровергателя, пророка и творца нового в искусстве. С самого

Слайд 5
Основные направления модернизма в натурной живописи, портретном рисунке,

скульптуре и других видах изобразительного искусства сформировались во второй половине девятнадцатого века. Начало было положено в 1863 году, когда в Париже был открыт так называемый "Салон отверженных", где собирались художники-авнгардисты и представляли свои работы. Название салона говорило само за себя, общественность не принимала абстрактную живопись, отвергала ее. Тем не менее, сам факт появления "Салона отверженных" говорил о том, что искусство модернизма уже ждет признания.
Знаменательной вехой в истории нового стиля модерн стало открытие в 1895 году магазина-салона современного искусства с символическим названием «L΄ Art Nouveau» («новое искусство»).

Развитие модернизма сопровождалось значительными переменами в литературе, изобразительном искусстве и архитектуре.
Приметы нового стиля легко узнавались в музы-
кальных сочинениях и театральных постановках.
Предметы повседневного быта (мебель, посуда,
обои, ткани) и мода того времени наглядно
демонстрировали черты стиля модерн.


Василий Васильевич Кандинский "Квадраты с концентрическими кругами»

Основные направления модернизма в натурной живописи, портретном рисунке, скульптуре и других видах изобразительного искусства

Слайд 6
Стиль модерн в архитектуре характеризуется

отказом от простых линий и углов. Зодчие, вдохновленные красотой природы и невероятными изгибами растений, стали создавать свои проекты, ориентируясь на естественность и эстетику флоры. Они начали использовать новые материалы в строительстве - металл и стекло. Первым архитектором, который воплотил в жизнь подобные идеи, стал Виктор Орта (1861 – 1947), специалист из Бельгии. Его считают одним из основателей стиля модерн в архитектуре.

Отель Тассель 1892-1893гг:

В 1888 году архитектор стал членом масонской ложи «Les Amis Philanthropes», где познакомился с Эмилем Тасcелем, который заказал ему небольшой «hôtel de maître». Уже после завершения этого проекта - "отеля Тассель", шедевра ар-нуво, Виктор Орта был вознесён на пик популярности.

Собственный дом-мастерская Орта 1898-1900 гг.

Стиль модерн в архитектуре характеризуется отказом от простых линий и углов.

Слайд 7
Во Франции развивать это направление стал Эктор Гимар (1867 – 1942),

который сейчас известен как проектировщик входных павильонов парижского метро. В Брюсселе знакомится с творчеством Виктора Орта, оказавшего на него колоссальное влияние. В 1898 г. построил многоквартирный дом «Замок Беранже», находящийся в Париже, сделавший его известным.

В 1898 г. Гимар получил заказ на возведение 3 станций Парижского метрополитена. Улицы Парижа украсили странные изогнутые колючие сооружения, похожие на огромные ювелирные украшения. Павильоны трёх станций метрополитена (они не сохранились) архитектор возвёл из стандартных металлических элементов, цветного стекла и вставок из эмали (стеклообразного покрытия) на стали. Металл был окрашен в тёмно-зелёный цвет, имитировавший старую бронзу. Он прихотливо изгибался, превратив строения в живые организмы, напоминавшие разнообразных насекомых - бабочек, стрекоз или жуков. Строительство павильонов станций метрополитена в Париже - первая попытка европейской архитектуры придать транспортному сооружению художественный облик. Благодаря Гимару появился термин "стиль метро" - одно из многочисленных наименований стиля модерн.

Во Франции развивать это направление стал Эктор Гимар (1867 – 1942), который сейчас известен как проектировщик входных

Слайд 9
В основе оригинальной и яркой

эстетики модернизма лежала идея синтеза искусств, стремление к созданию единого стиля в архитектуре, интерьере, графике, живописи и дизайне. Творчество большинства мастеров модерна отличалось универсальностью. Они умели делать практически все. В этом отношении интерес представляет творчество бельгийского архитектора, живописца и дизайнера Хенри ван де Велде.

Домик в Веймаре, на фоне которого чаевничает семейство.

Еще один семейный особняк (Блюменверф) в местечке Уккеле под Брюсселем. 1895 год.

Домашнее платье жены. Посуда в стиле
Около 1895 модерн.

В основе оригинальной и яркой эстетики модернизма лежала идея синтеза искусств,

Слайд 105
Вилла Хоэнхоф в Хагене. 1908
Вилла Хоэнхоф в Хагене. 1908.

Эркер спальни со столиком (вверху). Винтовая лестница на верхний этаж (внизу).

Хоэнхоф . 1908. Интерьер

5Вилла Хоэнхоф в Хагене. 1908Вилла Хоэнхоф в Хагене. 1908.      Эркер спальни со

Слайд 11
Антонио Гауди. Без остатка

посвятив свою жизнь одному городу – Барселоне и одной своей страсти - архитектуре, он оставил после себя гигантское творческое наследие. Его работы даже сейчас, в двадцать первом веке, выглядят пришельцами с других планет, настолько новы и неординарны были его идеи и его подход к строительству. Гауди гениален. Намного опередив свое время, он создавал немыслимые для той эпохи вещи.

Так, например, он придумал
свою сложную безопорную систему перекрытий лишь
для того чтобы не «резать» помещение на части стенами или столбами и только через сто лет появилась первая компьютерная программа способная производить подобные расчеты. И подобных изобретений у Гауди несколько сотен.

Дом Мила в Барселоне. 1906—1910

Антонио Гауди. Без остатка посвятив свою жизнь одному городу –

Слайд 12
Дом Мила стал последним законченным сооружением Гауди. Волнистые наружные стены

определяют свободную и прихотливую внутреннюю планировку, в которой нет двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных коридоров. Каждая квартира поэтому уникальна. Строение выглядит глыбой застывшей лавы, в которой вырублены пещеры — окна и балконы. На крыше дома — каменные цветы, яркая керамика, цветное стекло, а над ним солнце и чистое голубое небо Каталонии.
Дом Мила стал последним законченным сооружением Гауди. Волнистые наружные стены определяют свободную и прихотливую внутреннюю планировку,

Слайд 13

Дом Батло в Барселоне. 1904—06
Парк Гуэль в Барселоне . 1900—14. Дом

привратника

Величайшее творение А. Гауди - Собор Святого Семейства (Саграда Фамилия).

Дом Батло в Барселоне. 1904—06Парк Гуэль в Барселоне . 1900—14. Дом привратника Величайшее творение А. Гауди -

Слайд 14
В искусстве живописи модерна особого внимания заслуживает творчество Г.Климта (Австрия), Э.Мунка

(Норвегия), Ф.Ходлера (Швейцария), Д.Энсора (Великобритания), Художников объединения «Мир иску сства» (Россия).
Густав Климт – австрийский живописец, график, книжный иллюстратор.Главным предметом его живописи было женское тело.

Модерн в изобразительном искусстве

Г.Климт. «Поцелуй». 1908

«Золотой период» творчества Климта отмечен позитивной реакцией критики и является самым успешным для Климта. Название периода происходит от
позолоты, использованной во многих
работах художника.

Юдифь и голова Олоферна, 1901.

Г.Климт. «Музыка». 1895

В искусстве живописи модерна особого внимания заслуживает творчество Г.Климта (Австрия), Э.Мунка (Норвегия), Ф.Ходлера (Швейцария), Д.Энсора (Великобритания), Художников

Слайд 15
Стилистика модерна наиболее проявила себя в искусстве графики.
Французскому художнику

и графику Анри де Тулуз-Лотреку (1864 – 1901) в полной мере удалось воссоздать атмосферу своего времени. В многочисленных портретах, сделанных в «Мулен Руже», Тулуз-Лотрек запечатлел знаменитую Луизу Вебер (1866–1929) и её партнера Жака Ренодена (1843–1907), прозванных Ла Гулю (lagoulu — обжора) и Валентина Дезоссе.

Афиша Аристид Брюан в кабаре.
Танцовщица
Жанна Авриль

Стилистика модерна наиболее проявила себя в искусстве графики.Французскому художнику и графику Анри де Тулуз-Лотреку (1864

Слайд 16
Обри Винсент Бёрдслей, (1872 — 1898),

– известный английский художник-график, иллюстратор,  создавший свой оригинальный стиль в искусстве модерн. В семье рано поняли, что их сын — вундеркинд. Рисовать он начал с четырёх лет, под влиянием матери рано пристрастился к английской и французской литературе, благодаря её урокам музыки он осознал свой незаурядный талант.

Слава настигла его в 1892 году, когда он по заказу издателя Джона Дента выполнил серию иллюстраций к роману сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура».
Большинство работ Бердслея были книжными иллюстрациями или рисунками. Утончённое, причудливое, искусство Бердслея, с виртуозной игрой силуэтов и контурных линий, определило многие характерные черты графики стиля модерн.

Смерть Артура — Как Фея Моргана дала щит сэру Тристраму

С 1894 по 1896 год к нему приходит невиданный успех после публикации 16 иллюстраций к «Саломее» Оскара Уайльда. Творчество Бёрдслея оказало огромное влияние на дальнейшее развитие европейского искусства вплоть до плаката, рекламы и модных журналов.

Обри Винсент Бёрдслей, (1872 — 1898), – известный английский художник-график, иллюстратор,  создавший

Слайд 17
Туалет Саломеи

Пьеро

Кульминация. 1894

Туалет Саломеи

Слайд 18
Альфонс Муха (1860 – 1939) – чешский график

и мастер декоративно- прикладного . искусства. Его искусство – «богатство, разбросанное полными горстями . по сомнительной белизне наших улиц», - писала одна из газет.

…Одна афиша (1893 г., афиша к спектаклю «Жисмонда») кардинально меняет жизнь Альфонса. Сара Бернар, известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Художник моментально становится знаменитым.

Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды»,

«Месяцы».

Времена года»





Альфонс Муха. . Жисмонда.





Альфонс Муха (1860 – 1939) – чешский график и мастер декоративно- прикладного

Слайд 19
На весь мир стала

популярной «Славянская эпопея» А.Мухи. Идеи для будущих картин Муха собирал во время путешествия по славянским странам, в том числе по России. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Эти картины, наполненные спокойствием, мудростью и одухотворенностью, считаются лучшими его работами.

«Отмена крепостного права на Руси». Фрагмент

Святая гора Афон

Картины А.Мухи в музее.

На весь мир стала популярной «Славянская эпопея» А.Мухи. Идеи для

Слайд 20
«Мир искусства» (1898(1898—1927(1898—1927) — художественное

объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов(1898—1927) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы. Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа(1898—1927) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы. Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. Объединение громко о себе заявило, организовав «Выставку русских и финляндских художников» в 1898 году.
Лучшие его представители Л. Бакст Лучшие его представители Л. Бакст, А. Н. Бенуа Лучшие его представители Л. Бакст, А. Н. Бенуа , Е. Лансере Лучшие его представители Л. Бакст, А. Н. Бенуа , Е. Лансере, К. Сомов, М.Ф.Добужинский, Лучшие его представители Л. Бакст, А. Н. Бенуа , Е. Лансере, К. Сомов, М.Ф.Добужинский, Н. К. Рерих, и др. наглядно воплотили в своих произведениях черты модернизма.


Л.Бакст


. Е.Лансере

А.Н.Бенуа

М.Добужинский. Автопортрет

Н.Рерих

К.Сомов

«Мир искусства» (1898(1898—1927(1898—1927) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце

Слайд 21
Б. М. КустодиевБ. М. Кустодиев. «Групповой портрет художников общества „Мир искусства“».

1916—1920. Русский музей
Б. М. КустодиевБ. М. Кустодиев. «Групповой портрет художников общества „Мир искусства“».

Слайд 22
Они были разными по

творческому потенциалу, активными в отстаивании собственных установок и взглядов на искусство, его роли в сознании и в обществе. Но взгляды и вкусы у самих этих молодых художников ещё находились в фазе формирования. Отсюда тяга к ретроспективизму (традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века (традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса (традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма (традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира), поиски идеалов в искусстве эпохи Петра I, в барокко середины XVIII века, в ампире времён Павла I. Поиски идеалов в искусстве предыдущих веков логично повернули деятелей общества к переоткры- тию художественного значения и наследия барокко, российского рококо, раннего класси- цизма XVIII века, ампира и культуры русской усадьбы, к переоткрытию художественного . значения старинной архитектуры, графики, фарфора,

А. Н. Бенуа. Иллюстрация Е.Е.Лансере. Императрица Л.Бакст. Портрет к «Медному Всаднику» Елизавета Петровна Зинаиды Гиппиус. 1906 А. С. Пушкина в Царском Селе. 1905. Гуашь


Они были разными по творческому потенциалу, активными в отстаивании собственных

Слайд 23


К.Сомов.
Арлекин

и дама.
1912.






К.Сомов.Фигуры в парке. 1919,

Н.Рерих. «Заморские гости». 1901.








М.Добужинский.
Гримасы города.
1908.

К.Сомов.    Арлекин    и дама.    1912.К.Сомов.Фигуры

Слайд 24
Своеобразное воплощение стиль модерн нашел

и в произведениях скульптуры. Известные европейские и отечественные мастера сумели передать характерные черты модерна в пластике. Характерный для скульптуры язык аллегорий и символов (жестов, поз, определенных чувств и настроений) модерн использовал достаточно активно.
В начале своего творческого пути французский скульптор Эмиль Антуан Бурдель (1861 – 1929) отдал дань стилю модерн.

Скульптура модернизма

«Геракл, стреляющий из лука», «Умирающий кентавр». 1909 . 1914 .

Своеобразное воплощение стиль модерн нашел и в произведениях скульптуры. Известные европейские

Слайд 25
Анна Семеновна Голубкина (1864 –

1927), первая русская женщина-скульптор. Ей было двадцать пять лет, когда она, по-деревенски повязанная платком, в черной сборчатой юбке, приехала в Москву и поступила в Училище живописи, ваяния и зодчества. «В мастерской между античных слепков, строгая и величавая, она выглядела, как мифическая древняя пророчица-сивилла», – вспоминал учившийся вместе с ней С. Т. Коненков.

Пловец. 1901. Горельеф Анны Голубкиной «Волна». . МХТ. Установлен в 1903 г.

Вся аскетически строгая жизнь ее была посвящена искусству: «Кто не плачет над своей вещью, тот не творец».

Берёзка. 1927.

Анна Семеновна Голубкина (1864 – 1927), первая русская женщина-скульптор. Ей было

Слайд 26
На рубеже XIX –

XX веков по пути смелых экспериментов пошла также и фотография. Вопрос о художественности фотоизображения требовал эстетического осмысления. Одним из направлений в художественной фотографии во всем мире на рубеже ХIХ-ХХ веков стал пикториализм, т.е. фотография в эстетике живописи. За основу были положены концепции живописи импрессионистов. Главную задачу фотографии определил известный русский мастер фотографии Николай Александрович Петров (1876 – 1940): «художественная фотография… имеет своей задачей не копирование действительности, а воспроизведение субъективных представлений об этой действительности, создавшихся в психике художника».

Н.А. Петров





«Осенний пейзаж». 1902.

Отказавшись от «точности видения», художники добивались совершенно неожиданных результатов: фотография выглядела почти как живописная картина.

Уголок Петровского парка в Ельце. 1901

На рубеже XIX – XX веков по пути смелых экспериментов

Слайд 27

Эмиль Галле - французский художник по стеклу, керамист, автор проектов мебели, один из основателей школы декоративно-прикладного искусства… Будучи большим художником и ученым, он усовершенствовал технику многослойного стекла, известную с античных времен, и использовал все заложенные в ней возможности. Эмиль Галле первым начал примешивать к стеклянной массе окислы металлов, прокладывать между слоями металлическую фольгу, добавил к технике сложного многопланового травления технику маркетри.

Рубеж XIX – XX веков ознаменован настоящим переворотом в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. В изготовлении ювелирных изделий, мебели, тканей, обоев, декоративного убранства интерьеров ощущались черты и признаки модернизма.

Эмиль Галле - французский художник

Слайд 28
Луис Комфорт Тиффани (1848 – 1933)

 — американский художник и дизайнер, представитель модерна. Международное признание Тиффани принесли его изысканные изделия из стекла: витражи, абажуры, бижутерия. Произведения Луиса Комфорта Тиффани украшают храмы и частные дома. Крупнейшая в мире коллекция его ювелирных и стекольных изделий находится в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке.

Изобретённый им способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, а также новые виды созданных им стёкол, произвели революцию в художественном стеклоделии. А техника Тиффани стала самой распространённой во всем мире для создания витражей, ламповых абажуров и других произведений декоративно-прикладного искусства из цветного стекла.

Луис Комфорт Тиффани (1848 – 1933)  — американский художник и дизайнер, представитель

Слайд 29
Чарльз Ренни Макинтош (1868 –

1928)  — шотландский архитектор, художник и дизайнер, родоначальник стиля модерн в Шотландии. Оформленные им интерьеры чайных салонов, музыкальных гостиных, библиотек и вилл отличают изящество и простота форм. В них преобладают прямые, геометрические, а не изогнутые линии, которые особым образом подчеркивают форму мебели.










Всему миру известен знаменитый стул «Макинтош» — с необыкновенно высокой, выше человеческого роста, решетчатой спинкой, трапециевидным сиденьем и прямыми ножками. Впрочем, он может быть разным: мастер разработал целые серии стульев и кресел для своих интерьеров. Сиденье может быть из дерева, текстиля и даже из плетеной соломы; рисунок решетки варьируется, могут иметься подлокотники. Есть модели, где нет решетки, а присутствует форма, напоминающая перевернутый маятник старинных часов, и есть низкие стулья и кресла с пропорциями, соразмерными человеку. Но всех их отличает средневековая монументальность, сочетающаяся с изяществом ар-нуво.

Чарльз Ренни Макинтош (1868 – 1928)  — шотландский архитектор, художник и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть