Слайд 2Средневековьем называют исторический период между Античностью и Новым временем, то есть
между концом V века и XVI веком включительно. За точную дату начала Средних Веков обычно принимают 476 год – официальную дату падения Западной Римской империи.
Точной даты окончания Средневековья не существует.
Слайд 3Средние Века, в первом приближении, делят на:
– раннее Средневековье (VI-X вв.);
–
высокое Средневековье (XI-XIII вв.);
– позднее Средневековье или эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.).
Также следует заметить, что 1200-е годы (XIII век), 1300-е годы (XIV век), 1400-е годы (XV век), 1500-е годы (XVI век) имеют в искусствоведении и, зачастую, в исторических исследованиях, собственные имена:
– Дученто -XIII век;
– Треченто -XIV век;
– Кватроченто -XV век;
– Чинквеченто -XVI век.
Слайд 4Самое грубое, приблизительное членение выделяет 3 периода искусства собственно Средних Веков:
–
раннесредневековое искусство (V – X вв.);
– романский период (XI – первая половина XII вв.);
– готика (вторая половина XII вв. – XV вв.).
Эти периоды, заметим, привязаны в первую очередь к этапам развития средневековой храмовой архитектуры.
Слайд 5Кельтское искусство;
Раннехристианское искусство;
Искусство периода переселения народов;
Дороманское искусство;
Романское искусство;
Византийское искусство;
Готическое искусство
Слайд 6Средневековое искусство оказало влияние на развитие следующих видов искусства:
Витраж
Живопись (гравюра, икона, фреска)
Керамика (гончарное производство)
Книги (иллюминированная
рукопись, каллиграфия, манускрипт, минускул, переплет книг)
Металлургия (художественная обработка металла)
Мозаика
Надгробные памятники
Реликварии
Скульптура (деревянная скульптура, статуя)
Резьба по слоновой кости
Изделия из стекла
Столярное ремесло (мебель)
Изготовление печатей
Текстиль (ткачество, ковер, гобелен, пигменты, средневековая одежда)
Ювелирное искусство
Слайд 8Хронологически весь этот огромный период, охватывающий более тысячелетия — с 7
по 18 в., — делится на два основных этапа. Первый начинается с образования небольших политически обособленных феодальных государств и завершается, их распадом. Наступление второго этапа в истории средневековой Индии — развитого феодализма — связано с возникновением централизованного государства — Делийского султаната (13 — 14 вв.). Наиболее крупное государственное образование эпохи феодализма — империя Великих Моголов (16—18 вв.) — завершает собой второй этап средневековья в Индии.
Слайд 9На первом этапе происходила переработка древних традиций в духе норм феодальной
эпохи, и искусство, связанное с индуистской мифологией, достигало полной зрелости. На втором этане, в период позднего феодализма, на ход развития индийского искусства повлиял характер образовавшихся в результате иноземного завоевания Индии феодальных держа», в которых в качестве государственной религии установился ислам.
Слайд 10В искусстве раннего средневековья господствующее значение получает культовое храмовое строительство. Именно
в нем раскрываются основные особенности индийского искусства этого времени, со всеми его крупнейшими достижениями и характерными ограниченными сторонами. Именно в нем, в его архитектурных памятниках и скульптурных произведениях, воплощались высшие достижения культуры и искусства Индии вплоть до 13 в., тогда как, например, в литературе упадок ощущается довольно скоро.
Слайд 12В индийском искусстве 7 —13 вв. можно выделить два основных этапа.
Первый этап охватывает время с 7 по 9 в. и связан главным образом с пещерным зодчеством, а также со скальной архитектурой (то есть с архитектурой, вырубленной непосредственно в скалах. На втором этапе, в 10—13 вв., основное место принадлежит наземным храмовым ансамблям.
Слайд 15Скульптурные рельефы Маллапурама, Элуры на острове Элефанта
Слайд 24Наземная каменная
Архитектура Индии
«Нагара» или «Индоарийская» школа.
СЕВЕР
«Дравидская» школа.
ЮГ
Слайд 25Южная архитектура Индии достигает вершины своего развития с расцветом государства Чола,
в конце 10 — первой половине 11 в. укрепившего свое могущество и владевшего даже некоторыми районами Бенгалии и Цейлона. Крупнейшим памятником этого периода является Большой храм Шивы в Танджуре (1000 г.) — один из выдающихся памятников средневековой индийской архитектуры.
Южная Индия
Слайд 26Большой храм Шивы в Танджуре
Представляя собой грандиозный по масштабам архитектурный ансамбль,
расположенный в середине обширного двора, ограниченного высокими стенами, храм, центральная часть которого превышает 60 м в длину при высоте башни 63 л
Слайд 28Северная Индия
В отличие от «дравидской» южной школы, распространенной главным образом в
областях восточного побережья Индии к югу от реки Кистны, школа «нагара» не была связана исключительно с какой-либо одной областью и, развивая выработанные ранее принципы планировки и построения храма, дала несколько своеобразных вариантов решения наружных и внутренних архитектурных форм храмового здания.