Слайд 1Художественная культура России
в XVII веке
МХК 10 класс.
Разработала учитель искусства
и МХК МБОУ СОШ №95 г.Воронеж Павлова Л.Н.
2019
Слайд 217 век в истории:
Смутное время, народные восстания, раскол Русской Православной церкви,
оформление системы крепостного права, новые явления в экономике
«Бунташный век» – это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.
Слайд 3()
«Восстание Ивана Болотникова 1606-1607».
Неизвестный художник
Слайд 4Худ.М. И. Скотти
«Минин и Пожарский».
– СКУЛЬПТОР
ИВАН ПЕТРОВИЧ МАРТОС
«Памятник Минину и Пожарскому»
Слайд 5Патриарх Гермоген -Его патриаршество пришлось на время Смуты. Именно после его
благословения на освобождение Москвы выступили ополчения под предводительством Минина и Пожарского.
-
Па́мятник патриа́рху Гермоге́ну - Установлена и открыта 25 мая 2013 года в Александровском саду г. Москве. Скульптор -С. А. Щербаков.. Архитектор-И. Н. Воскресенский
Слайд 6()
«Соляной бунт в Москве, 1648». Картина Эрнеста Лисснера
Слайд 7Картина Эрнеста Лисснера
«Медный бунт
(июль 1662 г)»
Слайд 8Крестьянское восстание Степана Разина 1667-1671
Художник Суриков В.И. «Степан Разин»
Слайд 9ИМЕНА
17 века
Лжедмитрий 1
1613
Михаил Федорович Романов
Алексей Михайлович Романов
Василий Иванович Шуйский
Патриарх
Слайд 10тесная связь культуры с событиями общественной жизни
1.обмирщение культуры, утверждение светского
начала
2.стремление образованного русского общества к научному осмыслению окружающего мира
-3.интерес к иностранному опыту в различных областях хозяйства и культурной жизни
-4.изменения в быту (распространение предметов обихода с Запада и Востока), стиль русской жизни приобретал все больше европейских черт
-5.заметным становится личностное начало в культуре
Слайд 11«Обмирщение культуры»
1.Разрушение религиозного мировоззрения
2.Усиление светского начала во всех сферах культурной жизни
3.Постепенный
переход к рациональному объяснению мира
4.Элементы реализма в искусстве
5.Возрастание интереса к человеческой личности
Слайд 12ОБРАЗОВАНИЕ
Развитие государственного аппарата
Налаживание дипломатических связей
Рост производства и торговли
Потребность в большом количестве
образованных людей
Развитие российского образования в XVII веке
Слайд 13В Москве, на Никольской улице построили особое здание для школы. Открыли
ее в 1665 г. при Спасском монастыре.
Во главе поставили самого Симеона Полоцкого.
Собрали учеников из молодых подьячих приказов.
Они изучали латынь и русскую грамматику, ибо приказы нуждались в образованных чиновниках — подьячих.
Образование в XVII веке
Слайд 14В 1680 г. устроили школу при Печатном дворе. При ее открытии
в ней было три десятка учеников, взятых из разных сословий; через три года - уже 56, еще через год - на десяток больше.
Образование в XVII веке
Ученики постигали премудрости и сложности славянского языка.
232 ученика в школе — немало для XVII столетия!
Слайд 15Общеобразовательная школа была учреждена с 1650-х гг. на средства Патриаршего двора
в Чудовом монастыре (1653 г., Епифаний Славинецкий).
Позже в Москве появились частные училища. Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (для Печатного двора, Аптекарского приказа).
В 1681 г. открыта Типографская школа.
Образование в XVII веке
Слайд 16Славя́но-Гре́ко-Лати́нская Акаде́мия
Первое в России всесословное (для людей «всякого чина, сана и
возраста») высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя, поэта Симеона Полоцкого и боярина Артамона Матвеева и размещённое в Заиконоспасском монастыре.
По уставу академии, на неё возлагались, помимо собственно учительских, также цензурные и даже полицейские функции, и кроме того юрисдикция трибунала по делам веры.
1687 г.
Образование в XVII веке
Слайд 17
Преподавание велось братьями Лихудами и монахами Заиконоспасского монастыря, светскими профессорами.
Академия
готовила образованных людей для государственной службы и церкви.
Академия с 1687 года носила название Эллино-греческой академии, с 1701 по 1775 годы Славяно-латинской, а с 1775 по 1814 год Славяно-греко-латинской академии.
Из Славяно-Греко-Латинской Академии образовались Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (1755) и Московская духовная академия (1814).
Образование в XVII веке
Слайд 18ОБРАЗОВАНИЕ
Большую роль в развитии образования сыграло книгопечатание.
К XVII веку
бумага заменила дорогой пергамент.
Печатные издания стали доступны населению.
За вторую половину XVII века было издано около 300 тыс. букварей и более 150 тысяч церковных книг, что для того времени было огромным количеством.
Слайд 19Рукописная газета "Куранты"
В Посольском приказе для царя стали составлять "вестовые
письма", которые с 1621 года стали именоваться курантами. Название это было взято из заглавия одной зарубежной газеты. "Courant" - текущий.
В "Курантах" говорилось о сражениях, взятии городов, о приемах послов, о государственных договорах, о прибытии кораблей с товарами, появлениях комет и т. д. Источником этих сведений служили немецкие, голландские, польские, шведские газеты. Они поступали в Посольский приказ, где дьяки и подьячие выбирали известия, занося их в русском переводе на узкие длинные листы бумаги – «столбцы».
Рукописная газета в России готовилась для царя Михаила Федоровича, а затем Алексея Михайловича и была окружена строгой дипломатической тайной. Газета читалась царям вслух, на некоторых рукописях есть отметки об этом, иногда с добавлением, что новости слушали и ближние бояре.
Эти «Куранты», или «Вестовые письма», после учреждения регулярной почты в 1668 г. составлялись два, три и четыре раза в месяц, большей частью в одном экземпляре, реже в двух-трех, предназначенных, кроме царя, для наиболее видных бояр, и после прочтения возвращались в Посольский приказ или в приказ Тайных дел.
"
Середина XVII в.
Слайд 20ОБРАЗОВАНИЕ
Большинство этих книг было доступно разным слоям
населения (например, букварь стоил копейку).
Самым известным из учебников стал «Азбука»
В. Ф. Бурцева.
Немало для распространения книжных знаний сделали глава Московского печатного двора Карион Истомин. По его «Букварю» учился Петр I.
Слайд 22ЛИТЕРАТУРА ХVII ВЕКА
В центре внимания – события Смутного времени.
Иван Тимофеев
«Временник» – попытка объяснить причины и события смутного времени
«Сказание» келаря Троице – Сергиева монастыря Авраамия Палицына
Слайд 23Литература
повести
Автобиографическая и биографическая
Сатирическая
Историческая
публицистика
поэзия
(вирши - стихи)
Бытовая
драматургия
летописание
Слайд 24
повести
Автобиографическая
Сатирическая
Историческая
Бытовая
Литература
Биографическая
«Повесть о завоевании Сибири Ермаком»
«Повесть об Азовском осадном
сидении казаков»
«Сказание» А.Палицына (о событиях Смуты)
«Повесть о Горе-Злосчастии»
(о купеческом быте, взаимоотношениях отцов и детей)
«Повесть об Улиании Осоргиной»
«Житие протопопа Аввакума»
«О Шемякином суде»
«О Ерше Ершовиче»
«О Фоме и Ерёме»
Слайд 25 С.Полоцкий «О Навуходоносере царе».
С.Полоцкий «Притча о блудном сыне».
Литература
Драматургия
С.Полоцкий.
Сборник стихов «Вертоград многоцветный».
С.Полоцкий. Сборник стихов «Рифмология».
Основная тема – воспевание Российского государства и его правителей.
Поэзия
Слайд 26Вирши - один из видов стиха духовного, а затем и светского
содержания С.Полоцкого
Слайд 27Картина человеческой жизни
Лишь только на этот свет Бог человека выводит,
Лет до
шестнадцати, приметь, чем он занимается:
Бодрое воспитание тут для разных увидишь.
Найдешь баловство, удовольствия, разные игры.
Потом, набрав разума и силы,
Учится ремеслам мальчонка милый
Следующие столько же лет, к чему имеет охоту.
Как и там, видишь, тут — разные дела.
Третье 16-летие полно забот —
Искать пропитание предстоит каждому от своей работы.
В это время, кто хочет, о спасении души заботиться может,
Подчиняйся законам и старшим, мил друг.
Сорок восемь лет когда уж минует,
В четвертом 16-летии, как пример свету,
Смело своими познаниями с другими делятся,
Что в труде обретено, молодым предлагают.
Как шестьдесят четыре уж наступило,
Ходи на трех ногах, ибо уж мало силы.
Голова тут тяжела, ручьи из глаз льются,
Не влачись, а сядь при теплом камине.
Есть ли что у тебя — употребляй, да помни о могиле.
В ней отдохнешь, скоро конец тебе будет.
Пять раз по шестнадцать лет — конец века,
На что после того надеяться человеку?
Прах ты есть, стало быть, в прах будешь обращен,
Рухнешь, будь ты хоть как кедр высок.
Скипетры, обряды, замки и тиары,
Смотри, конец имеют. Твой конец — катафалк.
Слайд 28Вывод: В XVII веке литература постепенно освобождалась от средневековых традиций. Господствующее
религиозное мировоззрение сменялось более реалистичным видением действительности. Становление сатирико-бытового и автобиографического жанров положило начало художественной литературе.
Появляется стихосложение и драматургия
Слайд 29НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства
с древнейших времен до 70-х гг. XVII века – «Синопсис», ставшая одной из популярных книг, по которой и в XVIII веке изучалась история нашей страны.
Слайд 30НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Развитие научных знаний в России XVII века носило прикладной характер.
Промышленности были нужны руководства и справочники.
В медицине использовали «травники» и «лечебники».
В XVII веке стали применять
иностранные переводные трактаты.
Слайд 31НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Из-за границы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся
затем в научных целях.
ТЕЛЕСКОП
ПОДЗОРНАЯ ТРУБА
МИКРОСКОП
Слайд 32НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Научные знания использовались на практике. В 1615 г. русские мастера
изготовили первую пушку с винтовой нарезкой
ствола. За один год был отлит колокол весом 12,5 тыс. пудов (более 200 тонн). В 1667-1669 гг. построен первый русский
парусный корабль западноевропейского типа – «Орёл», является разновидностью голландского пинаса.
НАРЕЗНАЯ ПИЩАЛЬ
ФРЕГАТ «ОРЕЛ»
Слайд 33НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Развивались астрономические знания.
Познания применялись нашими предками для более точного определения
дат переходящих (не имевших постоянной даты) церковных праздников (например, Пасхи).
Для этих целей в Холмогорах архиепископ Афанасий основал обсерваторию.
Слайд 34НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
По мере освоения новых территорий географами уточнялись границы Российского государства.
Появились первые сводные карты страны, пояснения к ним. Обычным делом
стало составление карт отдельных районов России, географических справочников для путешественников. Обширные сведения о зарубежных странах собирали русские послы.
Слайд 35XVII век – эпоха великих русских географических открытий
1639 г. – отряд
первопроходцев И.Ю. Москвитина вышел к Тихому океану и открыл Охотское море, исследовал его побережье, достигнув устья Амура. На основании его записей К.А. Иванов нарисовал первую русскую карту Дальнего Востока.
1643 г. – К.А. Иванов открыл озеро Байкал, а позднее создал первую карту и описание Байкала.
1648 г. – экспедиция С.И. Дежнева – за 80 лет до Витуса Беринга прошел пролив между Азией и Северной Америкой, открыл Чукотку.
1643-1651 гг. – походы отрядов В.Д. Пояркова и Е.П. Хабарова на Амур. Е.П. Хабаров составил карту Приамурья.
1697 г. – В.В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.
Слайд 36Архитектура
Стили в архитектуре
Московский стиль или «Дивное узорочье»
«Московское» или «Нарышкинское» барокко
Ассиметричная
группировка масс.
Усложнение форм.
Обилие декора.
Полихромность.
Симметрия и центричность.
Многоярусность.
сочетание красного и белого цвета.
Слайд 37«Московское» барокко
Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola
barroca - дословно «жемчужина с пороком») – это стиль в западноевропейском искусстве
Слайд 38Нарышкины возвысились в конце XVII века, благодаря браку царя Алексея Михайловича
с дочерью Кирилла Нарышкина, Натальей.
Слайд 39«Московское» барокко
«нарышкинское барокко») — переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих
конструктивных элементов древнерусской архитектуры
Слайд 40Теремной дворец Московского Кремля
(1635-1636).
Б.Огурцов, Т.Шарутин, Л.Ушаков, А.Константинов
Слайд 41 Внутренние покои Теремного дворца (1635-1636) – небольшие уютные помещения, некогда
украшенные нарядной росписью
Слайд 42Дворец царя Алексея Михайловича в с.Коломенском -
«восьмое чудо света»
(1667-1672).
Слайд 43АРХИТЕКТУРА
Московский Кремль также пережил реконструкцию: в 1624—1625 гг. на приземистой прежде
Спасской башне (возведена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари) Б. Огурцов надстроил ещё один ярус. Нижняя часть была украшена белокаменным кружевным арочным поясом, башенками, пирамидками.
Под руководством английского мастера X. Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне.
Слайд 44Церковь Троицы в Никитниках. Сооружена по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова
Москва. 1635-1653 гг.
Слайд 45
Высокий четверик храма
завершён пирамидой
кокошников
с пятиглавием.
Окна обрамлены
колончатыми
наличниками
с килевидными
навершиями
Слайд 46С западной стороны храма
чрезвычайно эффектно поставлены в одну линию
трехъярусная
шатровая колокольня ,
2-ярусная галерея-паперть на аркаде
и крыльцо, увенчанное шатром
Слайд 47Церковь Рождества Богородицы в Путинках.
Москва. 1649-1652 гг.
слово «Путинки» образовалось
от «Паутинки» – тесного и причудливого переплетения узеньких переулков у Тверских ворот
Слайд 48Успенская церковь Алексеевского монастыря. Углич. 1619-1625 гг.
Церковь Ильи Пророка.
Ярославль. 1647-1650
гг.
Слайд 49 Подлинным шедевром декоративной архитектуры, красочным и живописным в своём цветном изразцовом
убранстве является Крутицкий теремок - в усадьбе Крутицкого митрополита на высоком берегу Москвы-реки, сооружённый в 1694 году
Архитекторами были русский зодчий XVII века Осип Старцев и каменных дел мастер Ларион Ковалёв.
Слайд 50Церковь Покрова в Филях. 1693-1695 гг.
Слайд 51Одни из первых построек в новом стиле появились в московских и
подмосковных имениях боярской семьи Нарышкиных (из рода, которых происходила мать Петра I, Наталья Нарышкина), в которых были возведены светски-нарядные многоярусные церкви из красного кирпича с некоторыми белокаменными декоративными элементами Церковь Покрова в Филях (1690—1693
Слайд 52Церковь Покрова представляет собой ярусный пятиглавый храм,
в котором объёмы колокольни
и церкви расположены
на одной вертикальной оси,
так называемый восьмерик на четверике
Слайд 53Ярус звона выполнен в форме восьмигранного барабана
и увенчан ажурной позолоченной
гранёной главой-луковкой
Слайд 54Церковь Всех Святых на Кулишках
1687—1689 годы
Слайд 55Храм свт. Николая в Хамовниках
Хамовники – это один из самых старых районов
современной Москвы. Несколько веков назад здесь располагалась слобода ткачей. Ткачей прозвали хамовниками, по наименованию производимого ими дешевого шелка «хамьян».
Слайд 56Новоде́вичий Богородице-Смоленский монасты́рь — православный женский монастырь в Москве, на Девичьем поле
Основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской
иконы Божией Матери«Одигитрия»
На протяжении первых двух столетий своего существования служил местом заточения царственных особ женского пола.
Слайд 57В 2004 г. комплекс Новодевичьего монастыря был внесён
в список объектов
Всемирного наследия ЮНЕСКО в качестве
«выдающегося образца так называемого „московского барокко“»
Слайд 58Церковь Знамения в Дубровицах — яркий образец голицынской вариации «московского барокко»
Слайд 59
Однако, несмотря на все запреты, шатровый
стиль (1652 г. – запрет патриарха Никона на строительство храмов шатрового стиля)
оставался преобладающим в церковной архитектуре. Все церкви декоративны, нарядны, богаты архитектурным убранством и орнаментикой.
Архитектура XVII в.
Слайд 60Гражданская архитектура
Москва. Печатный двор.
Слайд 61Сухарева башня — пример гражданской архитектуры московского барокко
Сухарева башня была построена в
1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города
Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова
Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота.
В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами.
Слайд 62Новшества в княжеско-боярском быту:
Каменные дома со многими комнатами и высокими потолками;
Стены внутри украшали росписи и ковры, зеркала и гравюры. Стояла заграничная мебель и посуда, с потолка свешивались люстры;
Бояре заводят иностранные книги, музыкальные инструменты, игрушки, в моду входит курение табака;
Бояре и дворяне начинают стричь бороды, носят одежду «на западный манер».
Слайд 63НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО
ПАЛАТЫ НАРЫШКИНЫХ НА ПЕТРОВКЕ
Слайд 66Ссылки на интернет-ресурсы
https://www.motto.net.ua/old_site/img/textures/1283882665_C2E8EDF2E0E6EDFBE920F4EEED203138203138.jpg
http://www.imgcutpng.com/wp-content/uploads/2017/04/miscellaneous/papaer-sheet-png-10-775x1024.png
https://the-wallpaper.site/userUploads/images/14/793.jpg
http://xn--80aao6anggb.xn--p1ai/assets/galleries/1560/shutterstock_35762218.jpg
Шаблон выполнен
учителем
иностранного языка
МОУ СОШ
№1 г. Камешково
Шахториной О. В.