Презентация, доклад по МХК на тему Храмовый синтез искусств (9 класс)

Содержание

СИНТЕЗ ИСКУССТВСинтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств,

Слайд 1
Храмовый синтез искусств

Храмовый синтез искусств

Слайд 2СИНТЕЗ ИСКУССТВ
Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в

художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.
Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.
Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством. Это свидетельствует об обще- человеческих законах искусства, ко- торые находят свое воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах. В архитектуре, оформле- нии храмов, музыкальном сопро- вождении богослужения отразились представления человека о мире, ми- роощущение эпохи и народа, их создавших.

Дмитровский собор и фрагменты декоративного пояса

СИНТЕЗ ИСКУССТВСинтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.

Слайд 3ХРАМ для человека и Бога
Храмы — это культовые построй-
ки, которые воплощают

образ миро-
устройства в той или иной религии
(христианство, буддизм, ислам), ее
основные ценности.
Храм есть как бы земное жилище неземного
и вездесущего Бога, место обретения Бога через
молитву, место единения с Богом че-
рез таинство, место спасения души...
Земной храм является образом
Храма вышнего, земным жилищем
Бога. Поэтому образ Храма содержит
в себе выходящую за пределы челове-
ческого сознания идею Божественного
и в то же время вбирает все представ-
ления о мироустройстве. В Храме че-
ловек ищет убежище от мирской суе-
ты. Обращаясь в молитвенном порыве
к Богу, осознает единство земного и
небесного.

Преображенский собор в Кижах

ХРАМ для человека и БогаХрамы — это культовые построй-ки, которые воплощают образ миро-устройства в той или иной

Слайд 4Задача религиозного искусства
Певучесть Слова, строгие лики древ-
них икон, величественная архитектура
церквей и

храмов, монументальность
фресок, сдержанная пластика скульп
тур, звучащая церковная музыка с ее
строгими и возвышенными мелодия-
ми, предметы декоративно-прикладно-
го искусства — все это вызывает высо-
кие нравственные чувства, раздумья о
жизни и смерти, грехе и раскаянии,
рождает стремление к истине и иде-
алу. Религиозное искусство обращает-
ся к таким человеческим чувствам, как
сострадание и сочувствие, умиление и
покой, просветленная радость и оду-
хотворение.

Храм Спас-На -Крови. г. Санкт-Петербург.

Задача религиозного искусстваПевучесть Слова, строгие лики древ-них икон, величественная архитектурацерквей и храмов, монументальностьфресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая

Слайд 5г. Углич. Церковь Дмитрия - царевича "на крови".
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

Подольский район. с. Дубровицы.

Киево-Печерская Лавра. Успенский собор.

Благовещенский кафедральный собор

г. Углич. Церковь Дмитрия - царевича

Слайд 6Православный храм
В православном храме для молящихся отводится
основное помещение храма, включающее

подкупольное
пространство. Алтарная часть — для божественной
сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и
призывом к Нему является икона. Строгие
одноголосные напевы в древности были
созвучны ликам святых, представленным на иконах,
в мозаиках, фресках.
В XVIII в. их сменили многоголосные концертные
композиции, символизирующие могущество и
единение светского и церковного начал, как основы
государственности России.
Золотой фон словно уносит фигуры святых в
недосягаемые светящиеся сферы. Интенсивные
Красочные пятна в мозаиках придают вырази-
тельность образам святых и реальных людей.
Сияние огромного количества лампад и свечей,
пение искусных и подготовленных певцов усиливают
благолепие службы. Но внутреннее, душевно-
духовное наполнение обряда молитвой есть
дело находящихся в храме людей.

Церковь Покрова на Нерли
Владимирской области

Православный храмВ православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для

Слайд 7Иконы
Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной

из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др. Появились и свои русские святые, и свои русские праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли свое яркое отражение в иконописи.
ИконыИконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые

Слайд 10Мозаика
Мозаика, особый вид монументальной живописи, которая создается из долговечных материалов: маленьких

камешков или кусочков непрозрачного цветного стекла- смальты. История существования мозаики насчитывает несколько тысячелетий. Древнейшие мозаики создавались из разноцветных глин, в греко-римских сооружениях они применялись для отделки интерьера, для них использовали гальку и разнообразные камни. Господствующее положение этот вид искусства
МозаикаМозаика, особый вид монументальной живописи, которая создается из долговечных материалов: маленьких камешков или кусочков непрозрачного цветного стекла-

Слайд 11Фреска
В переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий», «сырой».Это живопись по

сырой оштукатуренной стене красками, которые разводятся водой. Высыхая, известь плотно соединяется с красочным слоем. Можно писать и по высохшей известковой штукатурке. Тогда ее вторично увлажняют, а краски заранее смешивают с известью.
ФрескаВ переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий», «сырой».Это живопись по сырой оштукатуренной стене красками, которые разводятся

Слайд 12Фрески

Фрески

Слайд 13Католические храмы
Грандиозность и величественность
архитектурного образа католического
собора звучит особенно возвышенно
в светлом, взлетающем

пространстве
интерьера. Мощным потоком вверх
устремляются все элементы декора:
тонкие, изящные столбы, колонны,
стрельчатые арки. Огромные ажурные
окна с цветными стеклами — витра-
жами — делают прозрачной и легкой
преграду между интерьером собора
и внешним миром. Льющийся через
стекла витражей цветной таинствен-
ный свет, создавая в храме необыч-
ную цветовую среду, отличную от
внешнего мира, символизирует свет
христианского познания.

Римско-католический храм непорочного
зачатия Пресвятой Девы Марии. Москва

Архитектура, скульптура, живопись,
таинство литургического действа в пра-
вославном храме соотносятся с хоро-
вым пением без сопровождения (ака-
пелла). В католическом — не только с
пением, но и со звучанием органа.

Католические храмыГрандиозность и величественностьархитектурного образа католическогособора звучит особенно возвышеннов светлом, взлетающем пространствеинтерьера. Мощным потоком вверхустремляются все элементы

Слайд 14Мечеть
Мусульманский храм (мечеть) сво-
им великим куполом символизирует
единого Бога (Аллаха) и минаретом
(башня

около мечети) — его проро-
ка (Магомета). Мусульманская мечеть
включает в себя два соразмерных
пространства — открытый двор и за-
тененный молитвенный зал.
Главные архитектурные элементы
мечети послужили основой для фор-
мирования мусульманских понятий о
красоте. Огромный купол, парящий
над мечетью, так же как и архитек-
турные «сталактиты» — ниши, нависа-
ющие друг над другом, создают иллю-
зию бесконечного и непостижимого
неба и символизируют божественную
совершенную красоту, а минарет —
божественное величие. На стенах ме-
чети размещаются декоративно офор-
мленные изречения из Корана.

Мечеть Джами Маджида

Деталь арочного свода. Альгамбра. Испания

Каллиграфический орнамент. Марокко

МечетьМусульманский храм (мечеть) сво-им великим куполом символизируетединого Бога (Аллаха) и минаретом(башня около мечети) — его проро-ка (Магомета).

Слайд 15Мечеть
В религиозной культуре ислама из
всех видов искусств преимущество по-
лучили архитектура

(дворцы, мечети)
и поэзия, звучащая под аккомпанемент
струнных инструментов. Изображение
божества и любого живого существа
считалось святотатством. Поэтому ху-
дожественный стиль ислама — деко-
ративный, орнаментальный.
Бесконечный по своей природе
орнамент служит способом художес-
твенного выражения исламского ми-
роощущения. Именно орнамент стро-
ится на ритмическом повторении ос-
новных мотивов. А в мусульманстве
повторение считается одним из на-
дежных способов постижения истины
и выражения преданности Аллаху.

Голубая мечеть (Султанахмет), Турция (Стамбул)

Мечеть Тин Мал в Марокко.

Мечеть в Грозном

Мечеть В религиозной культуре ислама извсех видов искусств преимущество по-лучили архитектура (дворцы, мечети)и поэзия, звучащая под аккомпанементструнных

Слайд 16Буддийский храм
Древний буддийский храм, соору-
женный из мощных обтесанных кам-
ней и плит,

был основой для пышного
и тяжелого орнаментального скуль-
птурного декора, охватывающего поч-
ти всю его поверхность. Своеобразным
следствием этого является отсутствие
арки и свода. В буддийских храмах на
кровлях висят многочисленные коло-
кольчики. Они раскачиваются при ма-
лейшем порыве ветра, наполняя окру-
жающее пространство нежным мело-
дичным звоном. Одновременно коло-
кольчики были защитой святилища от
проникновения злых духов, входили в
состав ритуальных предметов, которые
использовались в церковных обрядах.
Буддийские религиозные праздники
сопровождаются обычно шествиями с
театрализованными представлениями,
музыкой и ритуальными танцами на
открытом воздухе.
Буддийский храмДревний буддийский храм, соору-женный из мощных обтесанных кам-ней и плит, был основой для пышногои тяжелого орнаментального

Слайд 17Домашнее задание
Познакомьтесь с фотографиями храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (католицизм

и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и интерьеров. Опишите специфику одного из них (или сравните несколько из них). Есть ли между ними что-либо общее? Если да, то что именно? Что можно сказать о стиле этих храмов? В чем его специфичность?
ИЛИ Создайте презентацию или фильм об одном из храмов (православном или католическом, или буддийском, или мусульманском).
Домашнее задание		Познакомьтесь с фотографиями храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть