Слайд 1Франсиско
де
Гойя
(1746 - 1828)
художник и гравёр, один из первых
и
наиболее ярких мастеров изобразительного искусства
эпохи романтизма.
Слайд 2Испанский художник Гойя и в своей жизни, и в творчестве стремился
следовать высоким гуманистическим принципам. Ему были близки идеи французской революции и ненавистен захватнический пафос французской буржуазии. Король называл его атеистом и считал, что он вполне заслужил петли. Художнику не раз грозили расправой представители святой инквизиции. Но он оставался смелым и решительным человеком, готовым отстаивать свои идеалы.
Автопортрет в мастерской
Слайд 3Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес
родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодосе,
небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании.
Его отец был типичным «батурро»— бедняком-простолюдином, имевшим крохотную мастерскую но золочению алтарей, а мать происходила из семьи обнищавшего идальго (дворян). Счастливые родители не могли и предположить тогда, что пройдут годы, и их сын Франсиско — Франчо, как ласково называла его мать, — будет на равных общаться не только с представителями испанской знати, но и с самим королем.
Слайд 4В семье росло трое сыновей: Франсиско был младшим.
Один его брат,
Камилло, стал священником;
второй, Томас, пошел по стопам отца.
Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками.
Первые годы жизни Франсиско провода в деревне.
К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу.
Слайд 5Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил
в ученики к местному художнику
Хосе Лу-сан-и-Мартинесу.
Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи.
равда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы — от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.
Слайд 6По словам одного из исследователей жизни и творчества Гойи, „юный Франсиско
успевает не только на лету усваивать уроки мастерства, но с еще большим тщанием приобщается к пению серенад, исполнению искрометных народных танцев; а кроме этого, что естественно для молодых испанцев, вспыльчивых и гордых до крайности, Франсиско не раз участвует в драках, столь необходимую во многих спорах.»
Слайд 7Все это приводит к тому, что двадцатилетний Гойя, имевший огромный опыт
участия в лихих уличных побоищах, в результате одного из них вынужден покинуть город.
Молодой человек справедливо полагает, что лучше всего ему удастся скрыться в многолюдном Мадриде. Он без особого сожаления оставляет
мастерскую Мартинеса, который не стал удерживать юношу, поскольку, сразу разглядев в темпераментном, непоседливом ученике яркую искру таланта, он и сам давно рекомендовал ему отправиться для продолжения обучения в Мадрид.
Слайд 8В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в
Королевскую академию Сан-Фернандо.
Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Байеу.
Портрет Франсиско Байеу
Слайд 9В 1771 году он принял участие в конкурсе, проводившемся Пармской Академией
художеств и получил вторую премию за историческое полотно, главным героем которого стал легендарный Ганнибал.
В 1766 году Гойя еще раз безуспешно пытался поступить в Академию. После этого его взоры обратились к Италии.
„Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии"
Слайд 10Чуть позже художник вернулся в Испанию в Сарагосу, где начинает деятельность
профессионального живописца.
В 1772 году он получил заказ на потолочную фреску для церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе.
На протяжении следующих десяти лет Гойя продолжал получать подобные заказы от церквей, расположенных в Сарагосе и ближних к ней городах.
Слайд 12В 1773 году Гойя приезжаете Мадрид .
Его друг, художник Франсиско Байсу
знакомит тезку со своей сестрой, белокурой красавицей Хосефой. Горячий испанец влюбляется без памяти и... соблазняет девушку. Однако жениться на ней не спешит и будет вынужден пойти на это, лишь когда станет известно о беременности Хосефы.
Свадьба состоялась 25 июля 1773 года. Свою жену Франсиско называет «Пепой».
Портрет Хосефы Байё де Гойя,
жены художника.
Слайд 13Родившийся вскоре этого события ребенок прожил недолго.
Всего же супруга художника
родила пять (но некоторым сведениям — шесть) детей, из которых выжил лишь один — сын Франсиско Хавьер (род. в 1784), который впоследствии стал известным художником.
Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году.
Слайд 14В 1780 году Гойю наконецто приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо.
22 января
1783 года Гойя получает важный заказ от высокопоставленного королевского вельможи графа Флоридабланка. Художник не может поверить в удачу: «Граф хочет, чтобы я исполнил его портрет. Я смогу немало заработать. Да и не только в деньгах будет моя выгода!»
Слайд 15Предчувствие не обмануло Гойю: Флоридабланка вводит его в высшее общество и
представляет младшему брату короля, Дон Луису.
Инфант приглашает Гойю в свою резиденцию в Аренас, где он живет с момента своей самовольной женитьбы, вызвавшей недовольство короля и ставшей причиной изгнания наследника престола со двора.
Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи.
Слайд 16Семья инфанты дона Луиса Предложить название
Слайд 17Знакомство с инфантом положило начало новому этапу карьеры Гойи: он становится
признанным в кругах испанской аристократии портретистом.
В 1786 году, после серии работ, выполненных по заказу герцога Осуны, творчеством Гойи заинтересовался сам король Карл III .
В письме, датированном 7 июля того же года, художник сообщает: „Так случилось, что отныне я — придворный художник. Трудно привыкнуть к мысли, что мой годовой доход теперь будет составлять более 15 тысяч реалов в год“.
После смерти Карла III, его преемник, Карл IV , оставляет Гойю при должности официального королевского живописца.
Слайд 18Портрет Педро де Алькантара Тельеса Хирон, маркиза де Пеньяфель, герцога Осуна
Герцогиня
Осуна
Слайд 19Картина „Святой Франциск Борджна у ложа умирающего грешника" примечательна тем, что
здесь Гойя впервые изобразил демонов, которые позже будут часто встречаться в его творчестве — особенно в сериях офортов. Черные чудовища на фоне алого зарева контрастируют с белизной простыней и бледностью лица умирающего. Свет, который излучает образ святого Франциска Борджна, а также струйки Христовой крови из распятия, которое он держит в руке — это то самое чудо, благодаря которому грешник покается и избежит ада...
«Святого Франциска», как и многие другое картины Гойе заказал его давний поклонник герцог Осуна.
Слайд 20Карл IV в красном
Карл IV в костюме охотника
Слайд 21Карл IV на лошади
Королева Мирия-Луиза на лошади
Слайд 22Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец.
Гойя отправился
в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью.
Болезнь Гойя вылилась в полную глухоту, хотя все могло закончиться гораздо хуже: художник чувствовал постоянную слабость, сильные головные боли.
Слайд 23Гойю лечит доктор Аррьета
Автопортрет
Слайд 24Глухота, конечно, сильно осложняла жизнь художника, однако не настолько, чтобы он
отказывал себе в простых человеческих радостях... Среди придворных аристократок самой желанной для Гойи была 20-летняя герцогиня Альба. Их бурный роман продолжался около семи лет.
В 1796 году умер престарелый муж герцогини, и она уехала в свое поместье в Андалузию „оплакивать потерю". Очевидно, для того чтобы слезы безутешной вдовы не были слишком горькими, Гойя отправился с ней, и они несколько месяцев прожили вместе. Однако по возвращении в Мадрид Атьба покинула Гойю, предпочтя ему высокопоставленного военного. Художник был уязвлен и оскорблен, но разлука оказалась недолгой.
Слайд 25Портреты Марии Терезы Кайетана де Сильва, герцогини Альба
Слайд 26 1794 год это период, когда Гойя получает столько заказов на
портреты мадридских аристократов и многочисленных членов их семей, что, если верить воспоминаниям одного из близких друзей художника, « он вынужден был работать даже по ночам – при свете свечей, которые прикреплял на полях своей шляпы»…
Портрет семейства герцога и герцогини Осуна
Слайд 27Марианна Вальдштейн, маркиза де Санта Крус
Портрет графини дель Карпио, маркизы дк
Ла Солана
Слайд 28Дон Мануэль Осорио Манрике де Суньига
«Великаны»
Марионетка
Слайд 29Портрет Рамона Пиньятелли.
Портрет Себастьяна Мартинеса
Архитектор Вентура Родригес
Слайд 30Портрет госпожи Тадеа Ариас де Энрикес
Портрет графини Каса Флорес
Тиранка
Слайд 31Портрет маркизы Санта-Крус
Маркиза де Понтехос
Слайд 32Графиня Чинчон
Гойя, у своего друга Мартина Сапатера
Слайд 33В 1795 году Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо.
Этот
период отмечен обращением к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезными занятиями офортом.
Первая серия из 80 офортов, объединенных названием «Капричос» (причуды, капризы), была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка.
Слайд 34В этой серии Гойя не только обрушивается на людские пороки —
легковерие, легкомыслие, трусость, притворство, приспособленчество, тупую жестокость, желание жить чужим умом и т. и. Здесь старость господствует над юной жизнью и высасывает все соки, ослиная глупость оседлала людей, ночь, кишащая всевозможной нечистью, застилает дневной свет, а „сон разума рождает чудовищ"...
Слайд 35«Из той пыли…»
«Тут ничего нельзя было поделать»
Слайд 36«Тонко прядут»
«Вот так наставница»
Слайд 37«Многое можно сосать»
«Прихорашиваются»
Слайд 38«А не умнее ли ученик?»
«От какой болезни он умрет?»
Слайд 39«Брависсимо!»
«Вплоть до третьего поколения»
Слайд 40«Точь-в-точь»
«Ты, которому невмоготу»
Слайд 42«Тантал»
«Любовь и смерть»
«Кто более предан?»
Слайд 43«Они говорят «Да» и протягивают руку первому встречному»
«Он хорошо натянут»
Слайд 44«Какая жертва!»
«Добрые советы»
«Да простит ее Бог, это была ее мать»
Слайд 45«Она молится за нее»
«Она его гладко бреет»
Слайд 46«Как ее ощипывают!»
«Какой Златоуст»
Слайд 47«Один другого стоит»
«Он даже так не разглядит ее»
Слайд 48«За дело, ребята!»
«Охота за зубами»
Слайд 50Нас никто не видит
«Никто никого не знает»
Слайд 51«До самой смерти»
«Какие важные персоны!»
Слайд 52«Лучше бездельничать»
«Поняли? Чтоб все было по-моему, слышите? А не то...»
Слайд 53«Тебе не уйти»
«Неужели никто нас не развяжет»
Слайд 54В 1799 году Гойя достигает вершины своей карьеры. Тогда же Атьба
возвращается к Гойе.
Известные полотна
„Маха одетая" и „Маха обнаженная", по одной из версий, были написаны именно с герцогини.
Герцогиня изображена совершенно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. Возлюбленная позволила Гойе сохранить их, но на одном написала:
„Хранить, такое — просто безумие. Впрочем, каждому свое».
Слайд 55Мануэли Годой (фаворит королевы Марии Луизы, супруги Карла IV), заказавший художнику
«Маху обнаженную», долгое время прячет эту работу от посторонних глаз в своем кабинете, где также находится и «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Однако если у Веласкеса обнаженная модель представлена как бы украдкой, исподтишка, то у Гойи она выставлена напоказ. Его женщина — гордая искусительница — не является олицетворением классической красоты, которую приятно созерцать и которая побуждает к размышлениям. Она даже не объект желания, а само воплощенное желание.
Наверное, поэтому Годой заказывает второе полотно с пожеланием „одеть“ маху и вешает его поверх первого. Можно только представить себе, какое удовольствие получал Годой, когда дернув за потайной шнурок, открывал остолбеневшим от неожиданности и смущения приятелям „эротическую картинку".
Очевидно, кто-то из шокированных гостей не смог справиться с соблазном донести на сластолюбца, ив 1813 году инквизиция конфисковала у Годоя обе картины, попутно объявив Гойю „распушенным мазилой“ и потребовав у художника немедленно выдать имя позировавшей ему модели.
„Маха одетая" и „Маха обнаженная"
Слайд 56Эта живопись вызвала крайнее раздражение Святой инквизиции. Некоторые наиболее ревностные церковники
объявляли Гойю чуть ли не дьяволом, раз он может не просто изобразить такое, но и вдохнуть пылкую жизнь в свои полотна, сделать этих обнаженных женщин таинственно притягательными.
К счастью, у Гойи имелись влиятельные покровители при дворе, да и инквизиция на рубеже веков была уже не столь могущественной.
Слайд 57С годами состояние здоровья художника ухудшается, а его живопись становится все
мрачнее. На смену поражающим своей откровенностью сатирическим офортам из серии „Капричос" (1799) приходят серии, посвященные аутодафе (торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков и чтение их приговоров) и ужасам войны «Бедствия войны». Последние были созданы под впечатлением вторжения Наполеона в Испанию.
Слайд 58Со здравым смыслом или без него?
Хоронить и молчать
Слайд 59По причине или без
Ничего не поделаешь
Слайд 61 Они не успели
Что толку от чашки?
Никто не поможет
Слайд 62Правда умерла
Мрачные предчувствия того, что должно произойти
Слайд 65В картине „Колосс" воображение зрителя потрясает зловеще поднимающаяся из-за горизонта огромная
фигура. Создастся впечатление, что от грохочущих шагов гиганта содрогается земля.
Толпа испуганных людей и животных в ужасе обращается в бегство. Полотно по духу и настроению близко серии драматических и обличающих гравюр Гойи под названием „Дссастрсс де ла герра“ („Бедствия войны"). Чудовище пытается настигнуть, кого-то, кто находится вне поля нашего зрения. Возможно, Наполеона — так, но крайней мере, считает большинство специалистов. Гойя же, скорее всего, видел в этом великане символ величия и мощи испанского народа, своими героическими действиями заставившего Наполеона бежать...
Слайд 66Тогда же в официальных портретах, которые Гойя как „первый живописец короля"
обязан был время от времени писать, обнаруживается, казалось бы, немыслимый в работах подобного назначения сарказм но отношению к сильным мира сего.
В „Семье короля Карла IV" великолепие красок, потоки золота, мерцание драгоценностей лишь оттеняют мещанскую заурядность и удручающую вульгарность тех, кто правил Испанией...
Слайд 68В 1805 году Гойя выставляет в Академии Сан Фернандо несколько портретов,
которые явились свидетельством того, что в этот период художника больше всего интересуют душевные переживания человека и разного рода индивидуальные психологические нюансы. Свое внимание мастер сосредотачивает на изображении лиц и, особенно, глаз, более всего способных, по его мнению, выразить внутреннее состояние портретируемого.
Открыто восхищается художник яркой внешностью, темпераментом и полнотой ощущения жизни в «Портрете Исабели де Лобо-и-Порсель».
Свободная энергичная поза, смелый взгляд, большая внутренняя сила и уверенность невольно заставляют вспомнить, испанок-героинь, сражавшихся наравне с мужчинами во время народно-освободительной войны.
Слайд 69В 1808- 1810 годах Гойя выполняет две занимательные работы «Старухи» и
«Девушки».
В работе «Старухи» на обороте зеркала, в которое смотрятся старухи, Гоня размещает популярное среда испанцев приветствие „Как дела?», которое приобретает в данном контексте значение фразы „Ну, как?" и представляет собой ироничное напоминание о скоротечности жизни и о том, что каждому возрасту соответствуют свои законы, несоблюдение которых приводит порой к самым ужасающим последствиям.
Здесь Гойя высмеивает двух старух, предпринимающих отчаянные попытки обмануть время и вернуть безвозвратно ушедшую молодость. На высохших, костлявых телах красуются великолепные, но давным-давно вышедшие из моды наряды.
Время, склонившееся над этими разрисованными старыми куклами, изучает в зеркале результаты своей беспощадно разрушающей женскую красоту работы и, похоже, прячет в бороду снисходительную усмешку — дескать, не обманете!
„Девушки", напротив, являют собой олицетворение беззаботной, жизнерадостной юности. Полотно имеет те же размеры, что и „Старухи", и, скорее всего, эти две картины представляют собой своеобразный диптих.
Слайд 71Махи на балконе
Маха и сводня на балконе
Слайд 72Во время народного восстания в Мадриде художник находился в гуще событий:
он видел сражение на Пуэрта дель Соль, которое позже запечатлел на полотне «Восстание 2 мая 1808 года», а также посетил холм Примени Пио, где были расстреляны повстанцы, — и там, прямо среди трупов, написал эскиз, который лег в основу картины „Расстрел в ночь на 3 мая 1808 года".
«Восстание 2 мая 1808 года»,
Слайд 73Художник выбрал сюжетом для своей картины непосредственно миг перед залпом. Все
происходящее кажется противоестественным — как в страшном сне. Из мрака, выделенные светом фонаря, выступают силуэты двух групп, стоящих друг против друга; вдали видны темные здания Мадрида на фоне зловещего черного неба. Перед зрителем два враждующих народа: французские завоеватели и испанские борцы за свободу и независимость. Фигуры повстанцев полны выразительности и драматизма. В толпе приговоренных каждый переживает приближение смерти посвоему: кто-то плачет, кто-то исступленно молчит. Среди них выделяется могучий испанец в белой рубахе. Он встречает смерть без страха. Его огромная фигура выхвачена из толпы потоком света; кажется, что все дула ружей нацелены только на него. Рядом с ним мужчина со сжатыми кулаками, его чувства выражены более сдержанно и менее патетично. И тут же сгорбленный человек со сжатыми пальцами рук — он понимает, что обречен, и смиренно ждет смерти... Широко расставив ноги, направив мушкеты на безоружных людей, французские солдаты стоят монолитной группой и, похоже, лишены человеческих эмоций. Солдаты выщупают здесь как олицетворение зла и насилия — именно поэтому они свершенно безлики, их индивидуальные черты и человеческие чувства скрыла под одинаковыми мундирами. Картина открывала пути новому пониманию исторической живописи. Оказалось, что подвиги не только определенных исторических лиц, по и обычных простых граждан достойны быть увековеченными в истории вообще и искусстве в частности. И им для этого, оказывается, вовсе не нужны античные одежды или условный аллегорический язык, принятые в исторической живописи художников-академиков.
Слайд 74В 1812 году умирает жена художника, Хосефа.
Сын Хавьер женится и
начинает жить отдельно.
Гойя остается совсем один. В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме „Кинга дсль Сордо", что означает „Дом Глухого".
Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми „Черными полотнами", представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека.
Слайд 76 „Юдифь"
«Сатурн, пожирающий своего сына».
Слайд 77«Паломничество к святому Исидору»
«Паломничество» отдаленно напоминает прелестный эскиз картона для гобелена
«Праздник в Сан-Исидоро», но это как бы «темная сторона» весеннего гулянья. Группа безумцев и пьяниц, сбившихся в кучу, на фоне мрачного пейзажа производит гнетущее впечатление.
Слайд 78 «Шабаш ведьм»
«Шабаше ведьм» — люди с чудовищно искаженными лицами, которые и
лицами-то назвать сложно, вурдалаки и ведьмы, устремляющиеся к огромному черному козлу — Дьяволу, похожему на гигантскую тень.
Слайд 79«Две смеющиеся женщины»
«Старики за похлебкой»
Невинные, на первый взгляд, сюжеты, которые тем
не менее почему-то вызывают отвращение. Женский смех напоминает мерзкое гримасничанье, а старики с разинутыми беззубыми ртами не вызывают ни капли сочувствия.
Слайд 80 «Бычьи пастухи»
жестоко избивают друг друга, один уже весь крови, оба
по колено увязли в трясине, из которой уже никогда не смогут выбраться и будут вечно обречены на бессмысленную драку. Все это происходит на фоне безмятежного деревенского пейзажа.
Слайд 81 «Паломничество к святому Исидору»
Слайд 82В следующей картине Гойя снова обращается к теме богинь судьбы парок.
Эти гнусные старухи уже возникали на листах «Капричос» и пряли свою пряжу, которую предстояло распутывать несчастному человечеству. В Кинто дель Сордо они воспарили над миром и со злобным хихиканьем высматривают с высоты новые жертвы.
Слайд 83«Фантастическое видение»
(она же «Утес, обстреливаемый из орудий» и она же
«Асмодей»).
Слайд 84Вообще, смысл всех росписей довольно туманен и с трудом поддается расшифровке.
Немного выбиваются из общего ряда две картины: «Чтение» — выражающая веру художника в торжество разума среди безумств суровой реальности, и «Собака» — сперва кажущаяся абстракцией. Но, присмотревшись, мы увидим дворняжку, из последних сил сражающуюся с земными валами, которые в любой момент могут на нее обрушиться.
Слайд 85«Черные картины» стали выражением кошмаров старого художника, преследовавших его на протяжении
всей жизни и особенно обострившихся в последние годы. В то же время это квинтэссенция его мыслей и переживаний, любви и ненависти, неприятия толпы, страстного нежелания стареть, презрения к суевериям и, несмотря ни на что, веры в силу разума.
На склоне лет Гойя нашел в себе силы погрузиться в пучины подсознания, вытащить на свет свои самые глубокие, самые темные мысли, и его мужество было вознаграждено. С этих пор мрачные видения навсегда перестали мучить художника, оставшись на стенах Дома Глухого.
Слайд 86Судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс.
Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем...
1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что взошедший на престол, прямо заявил Гойе: „Вы достойны петли!"), художник испрашивает разрешения уехать „лечиться" во Францию. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо. «Не зная ни одного французского слова, без прислуги, старый, глухой, больной и беспомощный, но как же он счастлив! И как живо интересуется всем, что теперь его окружает», — писал о первых годах эмиграции художника его приятель Леандро Фернандес де Моратин.
Слайд 87И в Париже, где Гойя бывает регулярно, и в Бордо, ставшем
местом его постоянного жительства, художник не расстается со своим альбомом, в котором время от времени делает какие-то наброски. Благодаря своему приятелю по фамилии Голон, художник открывает для себя технику литографии и признается: „Мне уже восемьдесят лет, а я вес еще учусь"
Под конец жизни Гойя сделал несколько быстрых эскизов на литографическом камне, это были сцены боя быков.
Кроме литографий, возникают также картины.
«Коррида»
Слайд 89Гойя заканчивает свой творческий путь картиной «Молочница из Бордо» , изображая
молодую, пышущую здоровьем, прекрасную молочницу, тем самым, как бы подводит итог своей жизни, в которой было место и опасным приключениям, и трагическим событиям, и чувственным наслаждениям. Данная картина восхищает радостным и светлым настроением, которым она проникнута, а также свежей зелено-голубой гаммой живописной материи — в целом, нетипичной для творчества Гойи.
Слайд 90Великий испанский художник умер на руках у преданной жены, в окружении
родственников, в ночь с 15 на 16 апреля 1828 года, на семнадцатый день после своего 82-го дня рождения...
Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.
Слайд 91Единственное полотно Гойи в российских музеях — портрет актрисы А. Сарате,
преподнесённый Эрмитажу в 1972 году американским миллионером А. Хаммером.