Слайд 1ПОЛЬСКИЙ КОСТЁЛ или
Храм
Пресвятого Сердца Иисуса
Слайд 2содержание
I. История храма
II. Архитектор и внешняя отделка собора
III. Архитектурный ансамбль собора
IV.
Внутреннее убранство
V Интересные факты о соборе
Слайд 3I. История храма
Возникновение католической общины на территории Самары было обусловлено постоянным
взаимодействием с польскими гражданами, проживающими здесь. Постепенно их количество увеличилось, а влияние становилось все сильнее. Указ императрицы Екатерины II позволял колонистам иметь свободу вероисповедания, строить церкви и иметь собственных приходских священников.
Вместе с этим накладывались и некоторые ограничения, такие как запреты на строительство монастырей и запреты на размещение храмов в городах. Многие церкви в то время носили временный характер постройки, а строились исключительно на средства самих жителей и их силами. В это время Самарский деканат вмещал в себя 11 приходов.
Слайд 4Церкви прихода размещались в различных поселениях и небольших селах, но в
самой Самаре не было ни одного храма.
Первым о строительстве масштабного собора не на территории колонии, а в сердце города, заговорил в середине XIX века один из влиятельных католиков города, купец Егор Никитич Аннаев. Он вынес на обсуждение вопрос постройки здесь костела, обязуясь построить его своими средствами и на приобретенном им участке земли внутри города. Первая попытка была неудачной, он получил отказ: в Самаре не проживало нужной сотни оседлых католиков, хотя приезжих и людей из уездов было более чем достаточно. Вторую попытку Аннаев предпринял в 1861 г и получил одобрение и разрешение от имени губернатора. Строительство было завершено, но получить в свое владение храм католикам не удалось.
Слайд 5В 1863 г. началось польское восстание: большое количество исповедующих католичество покинули
город, и храм был частично передан лютеранам для общего совершения богослужений в одном здании и в разное время. В 1887 г. начались новые переговоры о постройке молитвенного дома.
Слайд 6Чтобы ускорить переговоры и получить разрешение, участок земли был приобретен частным
лицом, и на этом участке было возведено здание, которое сначала считалось дающимся в аренду, а после и документально было передано во владение прихода. Здесь располагался и дом священника, и небольшая церковь. Община продолжала разрастаться, и вскоре храм не мог вместить в себя всех желающих. Начался сбор средств на постройку каменного костела, и собрать нужную сумму удалось только к 1900 г. В 1901 г. властям города был предоставлен проект костела, который был ими рассмотрен и одобрен как здание, приличествующее облику города и его украшающее. Уже в 1902 г. было освящено место под храм и заложен первый алтарный камень.
Слайд 7Основное строительство завершилось к 1905 г., к 1906 г. были завершены
все внутренние работы. Освящение церкви и первая Месса были совершены 12 февраля 1906 г. В здании бывшего молитвенного дома устроили гостиницу, приют для беженцев, школу, библиотеку. Храм Пресвятого Сердца не избежал участи большинства костелов во время революции. Власти вынудили прихожан заключить договор о бесплатном пользовании костелом и правом на все богослужебные предметы и утварь. Несколько прихожан взяли на себя ответственность за хранение церковного имущества, но это не спасло костел от изъятия всех драгоценностей. Были изъяты сосуды, дорогие ткани, ковры, серебряные и медные подсвечники, киоты с икон, метрические книги.
Слайд 8В 1930 г. здание костела было закрыто под давлением властей. Их
решением было передать самарский костел под здание детского театра, что повлекло за собой немедленные протесты и обжалования. Прошения и сбор подписей на сохранение церкви был отклонен, католикам была предложена небольшая часовня в качестве замены, от чего община отказалась. Костел был закрыт для проведения богослужений. В разное время в здании костела размещались помещения и хранения реквизита детского театра, позже – кинотеатра. Здание было передано клубу строителей, было приписано к театральному техникуму. Не смотря на это, костел сохранился в практически первозданном своем виде, за исключением снятых крестов и исчезнувшего внутреннего оформления.
Слайд 9Ii. Архитектор и внешняя отделка собора
Первым архитектором и строителем деревянного молитвенного
дома был Т. Хилинский, главный городской архитектор и впоследствии губернский инженер. Благодаря ему был создан достаточно простой и вместе с тем практичный проект здания, которое эксплуатируется до сих пор. Проект храма, предложенный властям Самары, был достаточно сложен. Для его разработки был приглашен московский архитектор Ф. Богданович-Дворжецкий. К тому моменту он уже разработал похожий проект католического костела в Москве. Сложная постройка в готическом стиле требовала и отдельных мастеров, были приглашены рабочие артели из Нижнего Новгорода.
Слайд 10Особая кирпичная внешняя отделка требовала отдельного мастерства. С одной стороны, кирпич
облегчал работу благодаря своей унификации и давал возможность создавать различные готические узоры с вложением меньшего труда, но одновременно с этим была необходима сноровка и опыт. С помощью камней оформлялась основная конструкция, закладывались дверные и оконные проемы, несущие колонны, а основным материалом для строительства стен и потолков был кирпич. Это был особый стиль «кирпичной готики», распространенный в Польше и у побережья Балтийского моря. С помощью кирпича оформлялись узкие высокие проемы окон, арки и полуарки, выступающие колонны и тонкие ажурные шпили, острые башни. Полная высота храма достигает 47 м. Подобный проект позже попробовали воплотить без необходимых знаний при строительстве Т. Хилинским церкви при семинарии – на стадии установки куполов непрочный свод обвалился, и церковь была разрушена.
Слайд 11iii. Архитектурный ансамбль собора
На территории самарского прихода располагается кирпичный и деревянный
костел. Вместе они составляют архитектурный ансамбль, так как храмы практически перетекают из одного в другой.
Храм имеет стандартную архитектуру, это зальный храм с высоким средним нефом и двумя боковыми.
Слайд 12iv. Внутреннее убранство
Храм Пресвятого Сердца Иисуса внутри достаточно скромен и не
похож на привычные русские церкви. Здесь отсутствует какая-либо роспись, стены изнутри окрашены в белый цвет. Над главным входом расположен витраж, замененный в ходе реставрации. Здесь находился один из величайших органов того времени, который можно было перевезти в храм Самары: его размеры учитывались при строительстве. Храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре. Во время передачи храма советским властям орган был утерян, а попытки отыскать и вернуть его не увенчались успехом. На месте органа сейчас расставлены подсвечники. Внутри костела располагаются ряды несущих колонн и два ряда скамей. Фигурные элементы внутри, такие как верхушки колонн, украшены фигурной лепкой. В витражные окна вставлены разноцветные стекла. В костеле находится икона Иисуса Христа и статуя святого для поклонения. Особое внимание привлекает расположенный в алтарной части храма надпрестольный образ Иисуса Христа.
Слайд 13V Интересные факты о соборе
За время своего существования костел стал важным
религиозно-общественным центром: Сегодня Польский костел является местом для проведения экуменических встреч по принципу бургундской общины «Тезе». Экуменизм, то есть объединение религий и людей в этих религиях, является одним из принципов католической веры в целом. Храм Пресвятого Сердца Иисуса часто выступает в роли концертного зала, здесь регулярно проходят концерты духовной и классической музыки. Попасть на такие концерты можно бесплатно. В алтарной нише находится копия картины знаменитого испанского художника Сальвадора Дали, «Христос Святого Иоанна Креста». Оригинал картины был написан в 1950 г. с использованием необычной техники и стиля художника-экспериментатора. На картине изображен вид Распятия сверху, словно со стороны Бога-Отца, а сам крест выступает связующим мостом между Богом и миром обычных людей. Первоначальная идея принадлежала христианскому мистику Иоанну Кресту, реформатору и католическому святому. В одном из своих экстатических видений он описал эту картину, а Сальвадор Дали изобразил. Картина не является иконой в полной мере, но то, что она основана на мистических переживаниях, позволило поместить ее в алтарь.