Слайд 1
Экспериментальное искусство
XX столетия
Учитель истории и обществознания Анисимова Е.С.
Московская область, г.Ступино,
МБОУ СОШ № 9
Слайд 2ФОВИЗМ
От слова «fauve» - «дикие»
Направление появилось после Осеннего художественного
салона 1905 г.
Слайд 3Название
Критик Луи Воксель, описывая впечатление от их работ, заметил, что
оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей».
Слайд 4Против импрессионистов, против натуралистического правдоподобия.
Отстаивали идеи декоративности живописи, чрезмерной остроты композиций,
отрицали линейную перспективу, утверждали субъективизм (Я так вижу!)
«Исходный пункт фовизма, — писал Матисс, — решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым — первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин».
Слайд 5Анри Матисс
31.12.1869–3.11.1954
(Франция)
Слайд 8В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для
собственного дома в Москве:
«Танец»
«Музыка»
«Купание, или медитация» - только в набросках
Слайд 22
В Нью-йоркском Музее современного искусства в 1961 г. была выставлена
картина А. Матисса «Лодка». Только через 40 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами.
Правильная
Перевернутая
Слайд 23КУБИЗМ
Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили две большие выставки Поля Сезанна
— в 1904 и 1906 гг.
«Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса...»
П. Сезанн
Слайд 24Сам термин «Кубизм» появился:
1 версия: В рецензии критика Луи
Вокселя на выставку Брака. Этот ранний этап его развития позднее назвали сезанновским.
2 версия: Пейзажи Брака не были приняты Осенним Салоном. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков.
Аналитический кубизма- Зрителю давали возможность рассмотреть, из чего состоит форма, «ощупать» её глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой.
Синтетический кубизм- Здесь образ уже не разлагается, собирается, синтезируется из отдельных атрибутов, характерных деталей.
Слайд 25В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен
возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо использует коллаж — вклеивание в холст реклам, этикеток и вырезок из газет; со временем объем инородного материала в картине увеличивается (присыпки песком, вмонтирование кусочков дерева и металла, осколков стекла, использование гипса и т. п.).
Слайд 26Пабло Пикассо
25.10.1881-8.08.1973
(Франция)
Слайд 33Жорж Брак
13.05.1882 - 31.08.1963
Слайд 37Абстракционизм
« Прямые линии моложавы, кривые передают зрелость, точка – малый мир,
минимальная окружность, более или менее обтесанный со всех сторон» – так утверждал Кандинский. Желтый цвет, по теории Кандинского, способен подниматься все выше и выше, пока не станет невыносим человеческому взгляду, синий – спускается в глубины, а голубой звучит, как флейта. Зеленый уравновешен и звучи, как слабые звуки скрипки, красный создает впечатление громкого барабанного боя, а синий – глубокий звук органа. Острый угол треугольника, врезающийся в круг, производит огромное впечатление – утверждал художник. Горизонтали звучат холодно и плоско, а вертикали тепло и возвышенно. Острые углы теплые, пронзительные, активные, желтые, а прямые холодные, строгие, окрашенные красным. Звучание кларнета художник находил в лимонно-желтом, контрабас - в пурпурно-фиолетовом. Такие довольно субъективные принципы и воплощал Кандинский в своем абстракционистском творчестве.
Слайд 38Василий Кандинский
16.12.1866 – 1944
Слайд 44«СИНИЙ ВСАДНИК»
- свободное объединение художников, получившим своё название от одноимённого альманаха,
впервые изданного Василием Кандинским и Францем Марком в 1912 году в Мюнхене.
Кандинский вспоминал: «Название Синий всадник мы с Францем придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк - лошадей, я - всадников. И название пришло само.»
Задача художников: раскрытие невидимой сущности вещей, отказ от социальности, формалистические поиски.
Слайд 45Супрематизм
Главный представитель - Казимир Малевич
Особенности своей живописи он обозначил
словом «супрематизм». От слова «supreme» – наивысший.
Объяснения своих композиций Малевич дополнял рассказами о звездах, Солнце, Луне, Космосе.
Слайд 47Экспрессионизм
От лат. expressio, «выражение» - течение в европейском искусстве, получившее развитие
примерно в начале 1905—1920 годов.
Изначально он появился в изобразительном искусстве (группа «Мост» в 1905 году, «Синий всадник» в 1912), однако обрел свое имя лишь по названию группы художников, которые представлялись на выставке Берлинского сецессиона.
Слайд 48
Выражает эмоциональные характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоциональное
состояния самого художника.
Подчеркивалась субъективность творческого акта. Были использованы мотивы боли, крика, так что принцип выражения стал преобладать над изображением
Слайд 49Эдвард Мунк
12.12.1863 – 23.01.1944
(Норвегия)
Слайд 51Картина «Крик» будет выставлена этой весной на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке.
Предполагается, что картина, уйдет с молотка за 80 миллионов долларов.
«Крик» - обладатель мистического проклятия. Несколько человек, имевших с картиной пали жертвами злого рока. Кто-то сгорел заживо, кто-то попал в ужасную автокатастрофу, а кто-то заболел страшной неизлечимой болезнью
«Крик» - самая похищаемая картина.
Слайд 52Метафизическая живопись
В произведениях художники пытались передать некий магически-таинственный смысл, пугающую
отчуждённость от человека и застылость мира, ощущение тоскливости и пустынности «очищенного» пространства.
Живописи свойственно:
-искаженная перспективой,
-неестественным освещением и странным образным миром, в котором вместо людей существуют манекены и статуи.
Художники-метафизики также стремились создать магическую атмосферу сна.
Слайд 53Дж. де Кирико
10.07.1888-20.11.1978