Слайд 1Джованни Лоренцо Бернини
(1598 – 1680)
итальянский скульптор, архитектор
Работы Лоренцо Бернини выделяются
пространственным размахом, парадной пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами, целостным синтезом искусств.
Работа по МХК
ученицы 10 класса «А»
гимназии № 405
Екатерины Бахваловой
Учитель: Н.В.Дудкина
Слайд 2Введение
Джованни Лоренцо Бернини – крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века.
Родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. Был наиболее чистым представителем итальянского барокко. Сын известного скульптора Пьетро Лоренцо Бернини.
Лоренцо было лет десять, когда его отец, известный скульптор Пьетро Бернини, переехал по приглашению папы Павла V из Неаполя в Рим для работы над мраморной группой в одной из ватиканских капелл.
Получивший к тому времени технические навыки обработки мрамора мальчик, попав в Ватикан, запирался в залах, рисуя с утра до вечера. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе да Боргезе, и поразил всех, создав необычные скульптурные произведения.
Юный самоучка сумел добиться невероятной динамики масс и линий, отражающей эмоциональное напряжение персонажей, и почти иллюзорной вещественности.
Слайд 3Введение
В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст
епископа Сантоки, установленный на его надгробии, а в 20 лет – выполнить портрет папы Павла V.
Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Шипионе Боргезе.
В 1650 – 1670 гг. Бернини делит свое внимание между созданием уличных фонтанов, монументальных надгробий и архитектурных сооружений.
В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы, возглавлял все остальные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы.
Слайд 4Площадь святого петра
Площадь Святого Петра или пьяцца Сан Пьетро –
грандиозная площадь в виде двух симметричных полукружий, разбитая перед базиликой Св. Петра в Риме по проекту Джованни Бернини в 1656 – 1667 годах. Здесь собираются толпы верующих, чтобы слушать выступления понтифика.
Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады тосканского ордера, образующие в сочетании с собором символическую форму «ключа Св. Петра».
Слайд 5Площадь святого петра
Посередине – египетский обелиск из Гелиополя, привезённый в
Рим императором Калигулой и, по преданиям, украшавший цирк Нерона, в котором и был казнён апостол Пётр и на месте которого воздвинут собор. Это единственный обелиск в городе, который простоял в неизменном виде вплоть до Возрождения.
Средневековые римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря.
От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял роль гномона.
Слайд 7АПОЛЛОН И ДАФНА
Мраморная скульптура в стиле барокко, выполненная в 1622 –
1625 годах, находится в Галерее Боргезе в Риме. Сюжет основывается на одном из рассказов, включенных в «Метаморфозы» Овидия.
Скульптор запечатлел итог мифологической погони бога солнца Аполлона за прекрасной нимфой Дафной. Настигаемая Аполлоном, Дафна просит помощи у богов — и начинает превращаться в лавр. Мы видим героев в тот самый миг, когда Аполлон практически настиг беглянку, но пальцы рук Дафны уже превращаются в ветви, а ноги — в корни лавра.
Слайд 8Нептун и тритон
Это скульптура XVII века, созданная итальянским архитектором и скульптором
Джованни Лоренцо Бернини. Выставлена в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Работа над скульптурой велась с 1620 по 1624 год. Высечена из мрамора, в высоту достигает 182 см.
Сцена скульптуры взята из «Энеиды» Вергилия. Нептун успокаивает море для обеспечения безопасного прохода Энея. Тритон, сын Нептуна, даёт сигнал из горна. Первоначально струи воды бились из рога Тритона. Подобный механизм также был использован в фонтане Тритона на Пьяцца Барберини в Риме.
Слайд 9Статуя святой терезы
Алтарная группа в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа,
созданная в 1645 — 1652 годах Джованни Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро.
Скульптура посвящена святой Терезе, испанской монахине и католической святой, жившей в XVI веке. В одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей чрево золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку».
Бернини воплотил это мистическое видение в мраморе.
Слайд 10о работах бернини
Скульптурам Бернини присущи текучая стремительность движения, сочетание религиозной аффектации
с экзальтированной чувственностью (“Экстаз Святой Терезы”, мрамор, 1644 — 1652, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Витториа в Риме). В видении Святой Терезы Авильской ангел пронзает ее сердце золотым копьем. Экстаз физический и духовный — символ любви Святой Терезы к Богу — демонстрирует силу ее мистического опыта.
Эта мраморная группа являет собой совершенный образец барочного духа в скульптуре — она наполнена драматизмом и душевным волнением. Виртуозность в исполнении и утонченность скульптур Бернини напоминает одновременно работы Микеланджело и античную пластику, а также сочетает в себе стилистические черты его современников — Караваджо, Аннибале Карраччи и Гвидо Рени. Превосходный архитектор и скульптор, Бернини на всем протяжении золотого века римского искусства фактически монополизировал папские заказы.
Слайд 11Другие работы бернини
Констанца Буонарелли, 1635
Давид
1623
Истина
1645 — 1652
Слайд 12Фонтан четырех рек
Один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца
Навона. Сооружён в 1648 – 1651 гг. по проекту Бернини.
В 1644 г. папа из рода Памфили решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, как считалось в то время, привезённый в Рим императором Каракаллой. (На самом деле обелиск псевдоегипетский, создан при Домициане).
Слайд 13Фонтан четырех рек
Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Бернини
не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы).
Слайд 14Фонтан тритона
Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини.
Фонтан был сделан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII вскоре после завершения строительства палаццо.
Постамент фонтана образуют 4 дельфина, на кончиках хвостов которых располагается огромная раковина. На раскрытых створках этой раковины находится статуя Тритона, сына бога Посейдона.
Тритон выдувает из раковины струю воды, которая наполняет чашу фонтана. Между дельфинами расположены изображения герба семьи Барберини, папской тиары.
Слайд 15Заключение
Рим немыслим без созданных Бернини фонтанов. Бесконечному движению каскадов воды вторят
причудливые изгибы раковин, фигурок дельфинов и тритонов в фонтане Тритона на площади Барберини, в фонтане Мавра на площади Навона. В фантастическом фонтане «Четырех рек» масса скульптурных форм, символизирующих реки, животных, растений и необработанных каменных глыб, среди которых высится египетский обелиск, купается в бьющих, брызжущих, плавно льющихся со всех сторон потоках и струях.
Мастер прожил долгую жизнь. Он умер 12 ноября 1680 года в Риме. Обладая могучим природным талантом, будучи сильной личностью, занимая высокое положение при папском дворе, он приобрел непререкаемый авторитет и превратился в «художественного диктатора» Италии XVII века.
А потомки с уважением и благодарностью вспоминают Джованни Лоренцо Бернини за творческое вдохновение художника, подарившего миру бессмертные произведения.
Слайд 16Источники информации
http://smallbay.ru/artitaly/bernini.htm
http://www.coolreferat.com
http://ru.wikipedia.org
http://images.yandex.ru