Презентация, доклад по МХК на тему Драпировки как символ в искусстве: складки времени – складки памяти (11 класс)

Содержание

Складчатая ткань как визуальный код аккумулирует в себе мощную экспрессивную силу. В классической скульптуре драпировка - сильный изобразительный инструмент. В Средневековье - символ роскоши и святости. В наше время собранная в складки ткань - чистый художественный элемент, к которому можно применить любое репрезентативное трактование.Поль

Слайд 1Складки времени – складки памяти
Драпировки как символ в искусстве

Складки времени – складки памятиДрапировки как символ в искусстве

Слайд 2Складчатая ткань как визуальный код аккумулирует в себе мощную экспрессивную силу.
В

классической скульптуре драпировка - сильный изобразительный инструмент. В Средневековье - символ роскоши и святости.
В наше время собранная в складки ткань - чистый художественный элемент, к которому можно применить любое репрезентативное трактование.

Поль Сезанн. 
Натюрморт с драпировкой, кувшином и вазой для фруктов.
1894

Складчатая ткань как визуальный код аккумулирует в себе мощную экспрессивную силу. В классической скульптуре драпировка - сильный изобразительный инструмент.

Слайд 3Драпировка «возвышает» любой предмет и делает его прекраснее не только потому, что она красива сама

по себе, но и в силу традиции, дошедшей до нас с древних времен в виде произведений искусства.

Леонардо да Винчи.
Складки одежды сидящей фигуры.
1484

Драпировка «возвышает» любой предмет и делает его прекраснее не только потому, что она красива сама по себе, но и в силу традиции, дошедшей до нас с древних времен

Слайд 4Барочный характер
«складки» - символ материального и духовного пространства 80-х гг. XX вв.
Барочная эстетика открыла

эру складки. Её громкое шествие длится до сих пор.

Джон Уильям Уотерхаус. 
Офелия. 
1910

Барочный характер«складки» - символ материального и духовного пространства 80-х гг. XX вв.Барочная эстетика открыла эру складки. Её громкое шествие длится до сих

Слайд 5Альбрехт Дюрер. Шесть этюдов подушек (обратная сторона «Автопортрета с этюдами руки

и подушки»). 1493
Альбрехт Дюрер. Шесть этюдов подушек (обратная сторона «Автопортрета с этюдами руки и подушки»). 1493

Слайд 6В греческой традиции драпировке придаётся особое значение.
Греки классической эпохи трансформировали изображение небрежно

накинутого на тело элемента ткани в источник эстетического наслаждения не только для самих себя, но и для последующих поколений.

АНТИЧНОСТЬ

Портик кариатид.
Эрехтейон.
Афинский Акрополь.
Нач. V в. до н.э.

В греческой традиции драпировке придаётся особое значение.Греки классической эпохи трансформировали изображение небрежно накинутого на тело элемента ткани в источник эстетического

Слайд 7Античные мастера наделяли драпировку чисто структурными функциями. Вертикальные складки одежд напоминают

каннелюры колонн.
В итоге скульптура женщины, облачённой в лёгкую одежду, 
приобретает монументальный вид.

Эйрена c Плутосом, 
римская мраморная копия, 
375—371 гг. до н.э.

Античные мастера наделяли драпировку чисто структурными функциями. Вертикальные складки одежд напоминают каннелюры колонн.В итоге скульптура женщины, облачённой в лёгкую

Слайд 8Предп. Александр Антиохийский.
Венера Милосская.
Ок. 130–100 гг. до н.э.
Аполлон Бельведерский (римская

мраморная копия с греч. бронзового оригинала авторства Леохара).
Ок. 330–320 гг. до н.э.
Предп. Александр Антиохийский. Венера Милосская.Ок. 130–100 гг. до н.э.Аполлон Бельведерский (римская мраморная копия с греч. бронзового оригинала

Слайд 9ПОЗДНЕЕ ДРЕВНЕРИМСКОЕ ИСКУССТВО (IV–V вв.) – СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (V–XV вв.)
В позднеримской скульптуре и живописи

впервые сформировались обычаи в изображении драпировок, использовавшихся раннехристианскими художниками. Эти устои сохранились до Средних веков.
Задрапированные на античный манер фигуры появляются на саркофагах, а также в качестве архитектурного декора, представляя Христа и апостолов в одежде римских государственных деятелей и мудрецов.
ПОЗДНЕЕ ДРЕВНЕРИМСКОЕ ИСКУССТВО (IV–V вв.) – СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (V–XV вв.)В позднеримской скульптуре и живописи впервые сформировались обычаи в изображении драпировок, использовавшихся раннехристианскими

Слайд 10Святой Петр. Серебряная обложка книги.
Сирия, VI в.
Благой амьенский Бог. Скульптура центр.

врат зап. фасада собора в Амьене .
Франция. 1224-1230 гг.
Святой Петр. Серебряная обложка книги.Сирия, VI в.Благой амьенский Бог. Скульптура центр. врат зап. фасада собора в Амьене

Слайд 11ПОЗДНЯЯ ГОТИКА – РАННЯЯ НИДЕРЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ (XV в.)
Со времён позднего Средневековья в Северной Европе концепция

того, как должна выглядеть ткань на изображениях, опирается на готическую традицию. В изображении ткани вырабатывается самостоятельный, чисто готический лексикон «жестов» и «фраз».
В Германии и в Нидерландах развевающиеся уголки покровов и массивные подолы одежд появляются на протяжении двух веков снова и снова, вырезанные из дерева, отлитые в металле, на картинах и на гравюрах.
Одеждам на этих полотнах свойственна совершенная целостность.
ПОЗДНЯЯ ГОТИКА – РАННЯЯ НИДЕРЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ (XV в.)Со времён позднего Средневековья в Северной Европе концепция того, как должна выглядеть ткань на изображениях,

Слайд 12Робер Кампен.
Алтарь Мероде (Алтарь Благовещения), средняя часть триптиха.
1427 -1432 гг.
Рогир ван дер Вейден.


Снятие с креста. 1438
Робер Кампен. Алтарь Мероде (Алтарь Благовещения), средняя часть триптиха.1427 -1432 гг.Рогир ван дер Вейден. Снятие с креста. 1438

Слайд 13Ангерран Картон. Коронование Марии, ок. 1454 г.
Иероним Босх.
Поклонение волхвов. 1480

Ангерран Картон. Коронование Марии, ок. 1454 г.Иероним Босх. Поклонение волхвов. 1480

Слайд 14ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (XVI в.)
В XVI веке, когда одежда кроилась сложным образом и облегала тело настолько туго,

что о какой-либо свободной игре ткани говорить не приходилось, на заднем плане портретов часто появляется драпировка. Ведёт она себя более чем свободно и выглядит, как правило, слишком агрессивной и энергичной для того, чтобы её можно было счесть конкретной деталью интерьера.
По многим портретам Аньоло Бронзино и его последователей заметно, как потребность иметь в поле видения красиво ниспадающую ткань может переместиться с самой центральной фигуры на фон, где эта живая субстанция перехватывает внимание зрителя, хотя к окружающей обстановке никакого отношения не имеет. 
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (XVI в.)В XVI веке, когда одежда кроилась сложным образом и облегала тело настолько туго, что о какой-либо свободной игре ткани говорить

Слайд 15Аньоло Бронзино. Элеонора Толедская. 1555 г.

Аньоло Бронзино. Элеонора Толедская. 1555 г.

Слайд 16Использование большого количества ткани в одежде являлось признаком богатства.
Художники стремились демонстрировать

эту красоту в виде пышных складок как в деталях одежды, так и в виде занавеса, висящего поблизости или же на фоне портретируемого.

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Сэра Томаса Мора, 1526 г.

Рафаэль Санти.
Сикстинская Мадонна, 1513 г.

Использование большого количества ткани в одежде являлось признаком богатства. Художники стремились демонстрировать эту красоту в виде пышных складок как в деталях

Слайд 17Диего Веласкес.
Менины.
1656
XVII век вернул моду на свободные бесформенные ткани, а вместе с ней

и любовь к украшению подобными тканями окружающей среды.

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ – МАНЬЕРИЗМ (XVII в.) – БАРОККО (XVII–XVIII вв.)

Диего Веласкес. Менины.1656 XVII век вернул моду на свободные бесформенные ткани, а вместе с ней и любовь к украшению подобными тканями окружающей среды.ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ – МАНЬЕРИЗМ (XVII

Слайд 18КЛАССИЦИЗМ (XVII – XIX вв.)
В начале XVII в. используются драпировки, отсылающие к мраморным складкам,

украшавшим античные статуи, причем не только в одежде, но и в домашнем интерьере, не говоря уже о скульптуре.
Очарование классической драпировки вновь самоутвердилось в искусстве и жизни пост-Ренессансной Европы.

Франсиско Гойя. Маха одетая. XIX век

КЛАССИЦИЗМ (XVII – XIX вв.)В начале XVII в. используются драпировки, отсылающие к мраморным складкам, украшавшим античные статуи, причем не только в одежде, но

Слайд 19ПРОСВЕЩЕНИЕ – РОКОКО (XVIII в.)
Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. 1756
Просвещение ассоциирует тяжелые

драпировки с чувством собственного достоинства и благородства.
Уильям Хоггард в своём труде «Анализ красоты» (1753 г.) называет тяжёлые драпировки «величием изящества».

Жан Оноре Фрагонар.
Поцелуй украдкой. 1780-е

ПРОСВЕЩЕНИЕ – РОКОКО (XVIII в.)Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. 1756Просвещение ассоциирует тяжелые драпировки с чувством собственного достоинства и благородства.Уильям

Слайд 20ПРЕРАФАЭЛИТЫ (XIX в.)
Уильям Хант.
Изабелла и горшок с базиликом.
1868
Живописцы из братства прерафаэлитов по-новому посмотрели

на аскетично одетые, измождённые фигуры Средневековья.
Драпировки в работах прерафаэлитов изображаются так же, как сложные складки современного дамского платья.

Данте Габриэль Россетти. Беседка на лугу, 1850—1872 гг.

ПРЕРАФАЭЛИТЫ (XIX в.)Уильям Хант.Изабелла и горшок с базиликом.1868Живописцы из братства прерафаэлитов по-новому посмотрели на аскетично одетые, измождённые фигуры Средневековья.Драпировки в работах прерафаэлитов

Слайд 21Гюстав Кайботт.
Сушка белья. Пти Женвилье. 1892
МОДЕРНИЗМ (XIX – XX вв.)
В эпоху

модернизма складчатая ткань становится синонимом фетишизма, объекта желания.
Гюстав Кайботт. Сушка белья. Пти Женвилье. 1892МОДЕРНИЗМ (XIX – XX вв.)В эпоху модернизма складчатая ткань становится синонимом фетишизма, объекта

Слайд 22Драпировка — это не только то, на что мы можем смотреть. Это то, до чего можно дотронуться, «проверить»

на слух изменчивую фактуру, уловить запах.
Новая абстрактная конвенция драпировки в контексте натюрмортов возникает со времён сезанновских мятых скатертей. При этом изображение ткани утверждает выразительную силу самой драпировки.

Поль Сезанн.
Скатерть и фрукты. 1900-е

Драпировка — это не только то, на что мы можем смотреть. Это то, до чего можно дотронуться, «проверить» на слух изменчивую фактуру, уловить запах.Новая абстрактная

Слайд 23Ле Корбюзье. Вилла-Нотр-дам-Дю-О.
Роншан, Франция. 1955
В Новую эпоху Ле Корбюзье задаёт новый тон: это

стерильность и маскулинность функционализма.
С наступлением эпохи, когда женщины получили доступ к сфере оплачиваемого труда, они начали критично высказываться о домашних интерьерах, украшенных драпировкой.
Вывод: стереотип драпированного тканью интерьера имел характер определённого гендера и класса.

Ле Корбюзье. Павильон.
Брюссель, Бельгия. 1958

Ле Корбюзье. Вилла-Нотр-дам-Дю-О.Роншан, Франция. 1955В Новую эпоху Ле Корбюзье задаёт новый тон: это стерильность и маскулинность функционализма.С наступлением эпохи, когда женщины получили

Слайд 24«С 80-х годов драпировка становится знаком гламура, роскоши и ностальгии». (Пенни Спарк, специалист по истории

дизайна).
Драпировка ассоциируется с чем-то феминным.
По мнению теоретиков эпохи постсовременности, маргинализированная в конце XIX в. «женственная» драпировка вновь возвращается как один из множества дискурсов, из которых состоит эта плюралистическая эпоха.

ПОСТМОДЕРНИЗМ (XX – XXI вв.)

«С 80-х годов драпировка становится знаком гламура, роскоши и ностальгии». (Пенни Спарк, специалист по истории дизайна).Драпировка ассоциируется с чем-то феминным. По мнению теоретиков

Слайд 25Заха Хадид. Культурный центр Гейдара Алиева.
Баку, Азербайджан. 2007
Складчатые извивы интерьеров Захи Хадид напоминают о барочном

соединении живописи и архитектуры.
Как современные философы и комментаторы культуры прочитывают мир как текст, для анализа которого доступна разная оптика, так и архитектурные формы Захи напоминают о двойственности смыслов, переплетенной структуре знаков и значений.
Французский философ Жак Деррида, создатель теории деконструкции, выводит понятие складок на метафорический уровень. Он применяет принцип складки к анализу текста, который всегда имеет двойственный смысл.

Заха Хадид. Guangzhou Opera House.
Гуанчжоу, Китай. 2010

Заха Хадид. Культурный центр Гейдара Алиева.Баку, Азербайджан. 2007Складчатые извивы интерьеров Захи Хадид напоминают о барочном соединении живописи и архитектуры. Как современные философы

Слайд 26На изображении неубранной кровати Трейси Эмин отмечено отсутствие двух персонажей: модели и автора.

Фотография передаёт взаимосвязь тела и одежды, следы и складки на постели обозначают присутствие художницы.
Изображение много критиковали, называя инсталляцию с несвежей постелью вульгарной. Из этого следует, что изображение складок является сильным визуальным кодом, который функционирует со времен античности и по наши дни.

Трейси Эмин. Моя кровать, 1999

Сара Лукас. Au Naturel, 1994

На изображении неубранной кровати Трейси Эмин отмечено отсутствие двух персонажей: модели и автора. Фотография передаёт взаимосвязь тела и одежды, следы и складки

Слайд 27Фрэнк Гери. Музей музыки в Сиэтле, США. 2000
С помощью понятия «складки» Мартин Хайдеггер описывает бытие

в «Фундаментальных проблемах феноменологии».
Мерло-Понти о «Я» как складке говорит в «Феноменологии восприятия».
Видаль вообще считает «складку» символом 80-х годов, принципом культурной и политической дезорганизации мира, где существуют только ризомы, симуляция, видимости.
Фрэнк Гери.  Музей музыки в Сиэтле, США. 2000С помощью понятия «складки» Мартин Хайдеггер описывает бытие в «Фундаментальных проблемах феноменологии». Мерло-Понти о «Я»

Слайд 28Кэвин Фрэнсис Грей.
Без лица. 2007
Ребекка Уоррен.
Учитель(ница). 2003

Кэвин Фрэнсис Грей. Без лица. 2007Ребекка Уоррен. Учитель(ница). 2003

Слайд 29Эндрю Уайет. Ветер с моря. 1947
Таким образом, помимо того, что складка является одним

из основополагающих визуальных паттернов, пронизывающим всю историю искусств, это также сильная философская метафора, к которой обращались многие мыслители современности.
Эндрю Уайет. Ветер с моря. 1947Таким образом, помимо того, что складка является одним из основополагающих визуальных паттернов, пронизывающим всю историю искусств, это

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть