Слайд 1Декоративно-прикладное искусство мусульманских народов
Подготовил
учитель МХК Фролова В.И.
Слайд 2Содержание
Главные качества мусульманского декоративного искусства.
Обогащение Средневековья арабским искусством.
Багдадская школа
книжной миниатюры (12-13вв).
Турецкое керамическое искусство.
люстровая керамика
керамика «минаи»
керамика 16-17 вв.
Мусульманские ткани
Производство ковров –один из важнейших видов прикладного искусства мусульманского мира (Иран).
Слайд 3Главные качества мусульманского декоративного искусства.
Арабо-мусульманская культура
не создала пластических искусств - живописи и скульптуры в европейском или античном понимании искусства. Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, поэтому они были представлены орнаментальными, абстрактными мотивами. Иными словами, эквивалентами пластических искусств в арабо-мусульманской культуре были художественная каллиграфия и миниатюрная живопись. Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почетом.
Вклад арабо-мусульманской культуры в сокровищницу мировой культуры весьма значителен. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани. Запад использовал его в качестве образца, перенимая мотивы из мусульманской Испании; в архитектуре Сицилии и Венеции, в тканях из Лукки и Флоренции видно сильное влияние искусства ислама. В XVII в. на Западе возникла мода на культуру и украшения мусульманского Востока. Поэзия поэтов-жизнелюбцев средневековья - Низами, Хафиза, Джами, Омара Хайяма, Руми и многих других - вдохновляла европейских и американских поэтов на создание шедевров мировой поэзии. Действенность арабо-мусульманской культуры проявляется в наше время в феномене сильного противостояния мира ислама вестер-низации, идущей из круга западных культур.
Слайд 5Обогащение Средневековья арабским искусством.
По сравнению
со средневековой Европой в средневековье мусульманском большое значение имели города. Сельская местность играла служебную роль. Таких центров хозяйства и культуры, как монастыри и рыцарские замки в Европе, мусульманский средневековый мир не знал. Статус горожан был весьма высок, а их положение - стабильным. Особенно почитаемым занятием была торговля.
Важнейшей особенностью средневекового исламского мира можно считать то, что в нем не сложилось института церкви как посредника между земным и божественным миром. Духовенство в исламе было частью единого государственного аппарата, элементом политической и административной системы.
Слайд 6Багдадская школа книжной миниатюры
(12-13вв).
Багдадская миниатюра первой трети XIII века по
стилю напоминает росписи на иранской фарфоровидной керамике: композиции бесхитростны и просты, рисунок ясный и четкий, палитра составлена из нескольких тонко подобранных чистых несмешанных тонов. Наложению красок на бумагу, тщательно отполированную, предшествовало создание подготовительного рисунка, выполненного четкими красными и черными контурами; затем миниатюра прописывалась красками, волшебно преобразуясь в содружество линий и цветовых пятен, пронизанных музыкальным ритмом.
Слайд 7Турецкое керамическое искусство.
12 —14 вв. —
время высшего расцвета керамического искусства средневекового Ирана. Его основные области развития — разнообразная великолепная посуда, обслуживавшая быт богатых феодалов, и архитектурный декор. Произведения иранской керамики этого времени отличаются высоким чувством пластической формы. Одной из самых существенных особенностей иранской керамики является ее ярко выраженная изобразительность. Блюда и чаши, кувшины и вазы, бокалы для вина, небольшие графины отличаются простотой очертаний; в основном господствуют ясные объемы, округлые линии.
Слайд 8Люстровая керамика
В широком распространении люстра обычно
усматривают влияние ислама, запрещавшего употреблять посуду из золота и серебра, что и вызвало появление этой отливающей металлическим блеском керамики, словно призванной заменить изделия из драгоценных металлов. Однако лучшие произведения люстровой керамики далеки от какой-либо имитации, они прекрасно сочетают в себе особенности, навеянные металлическим производством.
Слайд 9Керамика «минаи»
Изобразительность, столь присущая иранской
керамике 12 —14 вв., нашла непосредственное и яркое выражение и в другом виде художественной росписи легкоплавкими эмалевыми красками — полихромной посуде «минаи». Техника этой надглазурной росписи состояла в нанесении быстрым мазком кисти прозрачных цветных эмалей на поверхность сосуда, затем подвергавшегося легкому обжигу. Сосуды типа «минаи» меньше люстровых, они более камерны, всегда тонкостенны и легки, их пропорции изысканнее. Иранские мастера, не знавшие секрета производства фарфора, сумели создать из глины изделия удивительной тонкости и изящества.
Слайд 10Керамика 16-17 вв.
В 16—17 вв. керамическое
производство в Иране вновь переживает подъем. В этот период изделия различных керамических центров страны отличаются яркими местными особенностями. И в то же время им присущи общие новые черты в развитии керамики. Формы посуды существенно меняются, преобладают глубокие в форме полушария чаши и высокие с узким тонким горлом бутыли. Старые традиции росписи эмалями, люстром и кобальтом возрождаются на совершенно новой основе.
Слайд 11Мусульманские ткани
Иран издревле славился замечательными
художественными тканями. Еще при Сасанидах шелковые ткани представляли одну из важных областей иранского экспорта. И в последующее время искусство оформления тканей продолжало развиваться, во многом опираясь на древние традиции. Дошедшие до нас фрагменты тканей 10—11 вв. сохранили чрезвычайно близкий к древнему характер декора в виде ритмически повторяющихся медальонов с изображениями сцен охоты, животных и птиц. Их стилизованный узор отличается четкой графичностью. В композиции каждого мотива господствует геральдическая симметрия. Обычно применяется контрастное сочетание звучных двух или трех цветов: темно-синего и красного; темно-синего и желтого; лилового, красного и серого; желтого, красного и синего.
Слайд 12Производство ковров –один из важнейших видов прикладного искусства мусульманского мира (Иран).
Ковры – это ткальные или узелковые изделия. Они бывают одноцветными, но могут быть разделены на полосы с простой или сложной орнаментикой. Названия ковров появились без всякой системы, чисто стихийно. Одни из них происходят от тех городов или районов, откуда они родом, другие от названий мест, но эти места служили сборным пунктом и торговым центром ковров.
Рождение ковра - это полет фантазии художника и ткача, постепенно материализующейся в некое чудо. Мотивы кочевничьих и народных ковров воссоздаются из запаса композиционных схем, а иногда и готовых ковровых узоров, которые ткач держит в памяти. В таких коврах встречаются асимметрия и очаровательные ошибки, которые придают шарм и самобытность ковру.