Слайд 1Доколумбовая Америка (до 1492 г.)
Слайд 2Художественная культура Мезоамерики
10 класс
Слайд 3Мезоамерика, Месоамерика (др.-греч. μέσος — средний), Средняя Америка — историко-культурный регион,
простирающийся примерно от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа. Термин был введён в обиход в 1943 году немецким философом и антропологом Паулем Кирхгоффом.
Слайд 4Население Мезоамерики в доколумбовую эпоху отличалось следующими признаками:
общества на основе земледелия
со сложными структурами правления, которые в некоторых случаях достигали уровня государства;
обширные церемониальные центры или даже города с крупными сооружениями (пирамиды, дворцы, арены для священной игры в мяч);
высокий уровень развития ремёсел: обработка камня, керамики, дерева, текстиля, рисование, обработка металлов;
знания астрономии, точный календарь, развитие оригинальных систем письменности.
Слайд 5Из многочисленных земледельческих цивилизаций, сложившихся в I тыс. до н.э. на
территории Америки, наиболее известной является цивилизация индейцев Центрально-Мексиканского плато и полуострова Юкактан: ацтеков, майя и инков.
Слайд 6Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков.
Проживали на побережье Мексиканского залива
во 2-1 тысячелетии до н.э.
У ольмеков были спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно – прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь.
Слайд 7Скульптура ольмеков
Представлена огромными каменными головами высотой до 3 метров
Слайд 8Мировую известность получила огромная каменная голова высотой до 3м и весом
до 40 т.
Не известно её предназначение, вероятно – культовый характер.
Слайд 10В 50 км к северо-востоку от г. Мехико, там, где высокие
горные хребты расступаются, образуя большую и плодородную долину, находятся руины Теотиуакана — в прошлом столицы древнейшей цивилизации Центральной Мексики. По подсчетам ученых, к 600 г. н. э.— моменту наивысшего расцвета— общая территория города составляла свыше 18 кв. км, а население— от 60 до 120 тыс. человек.
Теотиуакан
Слайд 12Каменное изображение Пернатого змея
Храм Кецалькоатля, Теотиуакан
Слайд 13Великая богиня (фреска), Теотиуакан
Слайд 14 В городе Теотиуакан сохранилось два главных храма, посвящённых Солнцу и
Луне.
Сам город был в 9 в. покинут жителями и превратился в груду развалин…
С. 54 аб.2
Слайд 15Искусство ацтеков
После гибели Теотиуакана Центральная Мексика на долгие десятилетия становится ареной
драматических и бурных событий. Среди воинственных пришельцев были теночки-ацтеки (астеки).
Ацтеки пришли в долину Мехико с севера и в XIV веке основали свою столицу Тенотчитлан. В 1427 в союзе с городами-государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население долины Мехико и всей центральной Мексики.
В 1519—21 ацтеки были завоёваны испанцами.
Слайд 16Ацте́ки — индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн человек.
Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием.
Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, («плодовое дерево, растущее из камня»), или Мехико, вблизи Теотиуакана, посреди озера Тескоко.
Центр города был построен на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанных каналами. В начале XVI в. город был разрушен испанскими завоевателями – конкистадорами.
Слайд 17Главным местом поклонения богам были храмы.
Поражала великолепием столица ацтеков Теночтитлан, или
Мехико – ныне столица Мексики.
Центр города находился на острове посреди озера.
Слайд 18Художественная культура ацтеков
Итак, с севера пришли завоеватели – ацтеки, которые создали
свою цивилизацию.
Основной чертой искусства охотничьих племён ацтеков было поклонение богам.
Слайд 19Скульптура ацтеков
Монументальные статуи божеств носили абстрактный и условный характер.
Статуя Коатликуэ –
богиня земли и весеннего плодородия.
Она выполнена из початков кукурузы, когтей и клыков ягуара, человеческих черепов и ладоней, перьев, змей, лап орлов и т.д.
Слайд 20Чтение. С. 56 послед. абз. снизу, продолжение с.57
Погребальная маска
Ювелирные изделия
Слайд 21Ма́йя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической
и астрономической системам. Начала формироваться в 2000 г. до н. э. , большинство её городов достигло пика своего развития в 250—900 гг. н. э. К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке.
Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.
Слайд 23Паленке — условное название развалин большого города
— политического и культурного центра
майя в III—VIII вв.
Слайд 25ПИРАМИДА КУКУЛЬКАН.
Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькан. Ее еще называют
«Эль-Кастильо» (что в переводе с испанского означает «замок»).
Слайд 26Архитектура
Египетские пирамиды
Храм Надписей ацтеков
Слайд 27Художественная культура майя
Племя майя изобрели точный солнечный календарь, определяли продолжительность года,
использовали понятие нуля, предсказывали солнечное и лунное затмение, изобрели иероглифическую письменность.
Слайд 28Стадионы – сооружения с площадками для культовой игры в мяч.
Правила игры
с. 59 аб.1 снизу
Слайд 29ИГРА В МЯЧ
Мезоамерика. Культура майя. V–IX вв.
Оригинал: диск из Чинкультик
Мехико, Национальный
музей антропологии
Диам. 28,5 см
Игра в мяч — особая ритуальная игра, существовавшая у всех народов Мезоамерики. Правила игры заключались в следующем. Две команды примерно по пять человек должны были удержать в воздухе каучуковый мяч, который весил около 5 кг. Касаться мяча можно было только бёдрами и плечами. Игроки имели специальное защитное снаряжение, шлемы. Побеждал тот, кто первым забрасывал мяч в кольцо, расположенное на боковых панелях стадиона. Особенность этой игры заключалась в том, что по её окончании одна из команд (в древние времена — победителей) отправлялась «посланниками к богам». Это было большой честью.
Слайд 30В изобразительном искусстве майя существовал канон, определяемый культом обожествления правителей и
его предков. Особенно ярко он проявлялся в произведениях скульптуры. Задачей скульпторов была не передача индивидуальных черт внешности или внутренних душевных качеств, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и атрибутов власти.
Голова правителя Пакаля. Рельеф
Слайд 31Империя инков - богатая и высокоразвитая страна, владения которой занимали большие
пространства на западе южноамериканского континента.
Власть и авторитет инков распространялись от современной Южной Колумбии на севере до Чили на юге, захватывая нынешние Эквадор, Перу и Боливию.
Столица царства располагалась в городе Куско,
Художественная культура инков
Город Куско своими очертаниями напоминает силуэт гигантской пумы. Город Пумы – так его называют сегодня современники
Слайд 32Художественная культура инков.
Империя инков –народ, живущий с 11 в. на территории
современного Перу.
Существуют легенды о появлении империи инков
( с.61 аб.2)
Слайд 33Здание Кариканче (храма Солнца) в Куско было опоясано карнизом из чистого
золота, впаянного в камни. Не только статуя Солнца, но и статуи других богов (бога-творца Виракочи, бога грома и молнии и т.д.), а также знаменитый большой диск, олицетворяющий Инку, — были сделаны из золота. В храме находились и многочисленные золотые музыкальные инструменты, например, барабаны, украшенные к тому же еще и драгоценными камнями.
Храм Солнца
Слайд 34Скульптура.
Рельеф на вратах Солнца в Тиауанако
Слайд 35К зданию Кариканче примыкало еще одно чудо из чудес — так
называемый «золотой сад Куско». Древняя легенда рассказывает, что все, что в этом саду росло, цвело и летало, тоже было сделано из чистого золота. Все, что жители великой империи видели вокруг себя, они воспроизвели в этом саду: клочки полей, маис, стада лам с их детенышами, 24 индейских пастуха, «срывающих» золотые плоды с золотых яблонь.
Золото инков
Слайд 37Утверждение всемогущества и величия священного божества
Культ предков
Праславление побед над врагами
Возвеличивание правителей
и верховной знати
Характерные особенности
искусства народов
доколумбовой Америки
Слайд 38Домашнее задание:
Художественная культура Мезоамерики
Стр. учебника 52-62
ПОВТОРИТЬ для проверочной РАБОТЫ