Слайд 1Искусство Советов 20-40 г.
11кл.
Слайд 220-е годы
К.С. Петров-Водкин (1878-1939)
В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное
влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы.
Слайд 3Полдень. Пример сферической композиции
Слайд 4«Купание красного коня»
Картина «Купание красного коня»(1912год) имеет предысторию. Художник задумал написать
племянника Шуру с конем по кличке Мальчик. Но в начале 20 века в Новгороде производились расчистка икон. Художник был поражен русской живописью, уничтожил картину и приступил к «купанию красного коня». Композиция напоминает икону Георгия Победоносца. Краски, ритм картины тоже перекликаются с русской иконописью. Красное, желтое, охристое – это иконописные цвета. Пылающий конь, а не всадник становится главным центром и смыслом композиции. Конь смотрит на зрителя человеческим взглядам, он «сошел» с иконы как символ грядущих перемен.
Слайд 6Иконопись изменила в корне манеру письма Петрова-Водкина. В картине «1918 год
в Петрограде» художник изображает женщину с ребенком в иконописной манере: перед нами – Петроградская мадонна.
Слайд 7 Октябрьская революция 1917 года отделила жирной чертой прошлое России от
её непредсказуемого будущего. Плакат в условиях неразберихи, неграмотности населения и разрухи становится активным популяризатором новых идей, рупором большевистских лозунгов и грандиозных программ
Графика
Окна РОСТа (РОСсийского Телеграфного агенства)
Слайд 8 Плакаты, выполненные Дмитрием Мором «Ты записался добровольцем?» и «Помоги», призывающий
помочь голодающим, стали классическими образцами графического искусства.
Слайд 9Социалистический реализм
В первой половине 1930-х власть впервые заговорила о том, что
у людей искусства должен быть единый творческий метод и имя ему – социалистический реализм. Теоретики еще не вполне понимали, в чем именно должен будет выражаться новый стиль, но главное, чтоб это было правдивое, конкретное изображение исторической эпохи в ее революционном развитии, чтоб достижения социализма были, так сказать, налицо.
Слайд 10А.А.Дейнека. На стройке новых цехов
Женщины – символы настоящего и будущего советской страны.
При некоторой графичности, обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер.
Слайд 11 Суровых, в духе экспрессионизма шахтеров, ткачих и революционеров сменили энергичные
спортсмены
Слайд 12А.М. Самохвалов
Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта», например, «Кондукторша»,
1928; «Девушка с ядром», 1933; знаменитая акварельная серия «Метростроевки», 1933—1934 – образы, полные мажорного пафоса и в то же время, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом.
Слайд 13«Девушка в футболке»
В 1937 году на Международной выставке в Париже,
этот портрет был отмечен золотой медалью. «Девушка в футболке» принадлежит к числу наиболее известных в советском искусстве. Французские знатоки живописи, героиню портрета называли «советской Джокондой». В Риме продавали литографию с изображением «Девушки в футболке».
Слайд 14Книжная иллюстрация была на пике популярности, потому что молодая Советская Россия
нуждалась в грамотных людях. Поголовное образование дало толчок к тиражированию классической русской и зарубежной литературы. Поэтому, лучшие художники направляли свое творчество на создание высококачественной иллюстрации. Родоначальником московской школы графиков можно считать Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964), признанного классика книжной иллюстрации.
графика
Слайд 15Иллюстрации к «Слову о полку Игореве»
Фаворский
Слайд 16Е.А.Кибрик
Предпочитая технику рисунка углем и карандашом, а также литографии, сочетал монументально-эпические
формы и мотивы с мягкостью светотеневых эффектов. К наиболее значительным графическим циклам Кибрика принадлежат серии лирических иллюстраций к роману "Кола Брюньону" Р. Роллана, Н.В. Гоголя.
Слайд 18Скульптура. И. Шадр
В скульптуре «Булыжик…» можно видеть прямое развитие советских тем
и образов, которые потом, в 30 годы разовьются в создание типически-собирательные образы советского народа.
Слайд 19И. Чайков «Футболисты»
Работа Чайкова вобрала в себя формальные влияния кубизма и
конструктивизма, но развернуты они в фигуративной, изобразительной композиции, в основе которой — современная в 30-е годы тема спорта. Композиция держится лишь на одной точке опоры. В 1939 году «Футболисты» экспонировались на всемирной выставке в Нью-Йорке.
Слайд 20Вера Мухина
Скульптура «Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и
символ советской эпохи». Она представляет собой динамичную группу из двух фигур. В руках – серп и молот.
Скульптура выставлялась в Париже на всемирной выставке в 1937 году. Ее расположили напротив павильона фашистской Германии совершенно случайно, но оказалось пророчески. Пророческим оказался и тот факт, что скульптура Веры Мухиной имела триумфальный успех.
«Рабочий и колхозница» стала символом социалистического реализма
Слайд 21«Рабочий и колхозница»
Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25м
высота постамента — 33м. Общий вес — 185 тонн. Благодаря стали в ней, как в зеркале отражается небо. Создается впечатление, что скульптура цветная.
Слайд 22Вопросы:
1.Выделите основные особенности живописи 30 годов и ее отличия от живописи
20 годов.
2.Какие темы поднимались художниками социалистического реализма?
3.Почему книжная графика стала одной из востребованных видов искусств в 30-е годы?
4.Какое значение для нового искусства имело творчество Шадра?
5.Что символизирует скульптура «Рабочий и колхозница» Мухиной?
6.Подумайте, какими образовательными дисциплинами надо владеть, чтобы выполнить скульптуру «Футболисты»?