Презентация, доклад по МХК Искусство первобытности и Древнего мира. ч.1

Содержание

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО Все виды искусства - живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, музыка, танцы, театрализованные представления - зародились в первобытную эпоху.Первые произведения первобытного искусства относятся к верхнему палеолиту. К этому времени относятся так называемые «палеолитические Венеры». Их

Слайд 1 Искусство первобытности и Древнего мира часть I
Первобытное искусство
Художественная культура Египта
Художественная культура Двуречья


Искусство первобытности и Древнего мира часть I Первобытное искусствоХудожественная культура ЕгиптаХудожественная культура Двуречья

Слайд 2ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
Все виды искусства - живопись, графика, скульптура, декоративное искусство,

музыка, танцы, театрализованные представления - зародились в первобытную эпоху.
Первые произведения первобытного искусства относятся к верхнему палеолиту. К этому времени относятся так называемые «палеолитические Венеры». Их признаки: большие грудь и живот, широкий таз. Вероятно, это изображение богини плодородия. Эти фигурки выступали в роли культовых предметов. Это отражение матриархального комплекса.

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО Все виды искусства - живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, музыка, танцы, театрализованные представления - зародились

Слайд 3В развитии пещерного искусства прослеживается несколько периодов
I период - XXX –

IV тысячелетий до н.э. - это памятники с примитивными рисунками, неясными знаками, волнистыми линиями ,«макаронами», прочерченными пальцами по мокрой глине. Как считают ученые, это знаки освоения и присвоения. Лишь в конце этой эпохи появляются неуверенные контурные рисунки животных, которые затем совершенствуются, начинают заполняться краской. Пример тому - пещеры Ласко, Фон де Гом, Пеш Мерль, Ла Муг во Франции; Альтамира в Испании.
II период – XVIII – XV тысячелетия до н.э. – контурное, плоскостное изображение приобретает объемность. Образец - пещеры Ласко, Пеш Мерль, Ла Пасьега и др.
III период – XIV – XII тысячелетие до н.э. - пещерное искусство достигает самых больших высот. Поражают масштабы изображения групп животных (до 5 тыс. изображений). Изображения реалистичны, видны мастерство в передаче объемов, пропорций фигур, движения. Образец - ансамбли в пещерах Руфиньяк, Труа, Фрер, Монтеспан, Нью, Ласко, Ла Мадлен и др.
IV период – XII – XI тысячелетия до н.э. – характеризуется переходом к стилизации, обобщению: изображения все более приобретают символический характер. Это пещеры Лабастид, Фон де Гом, Марсула и др.
V период – X - IV тысячелетия до н.э. – характеризуется своеобразным возвратом к своим истокам, отходом от реалистичности, появлением символических изображений: рядов точек, загадочных знаков, до сих пор нерасшифрованных.

В развитии пещерного искусства прослеживается несколько периодовI период - XXX – IV тысячелетий до н.э. - это

Слайд 4.
С наступлением эпохи мезолита в изображении начинает преобладать человек. Наскальное искусство,

многофигурные изображения, воспроизводят сцены охоты, сбор меда, ритуальные действия, танцы, сражения и др.
Так, в Альпере , в Восточной Испании, наскальный фриз с изображением сцен охоты включает несколько сот человеческих фигур и десятки животных: стреляющих лучников, мчащихся антилоп, оленей, каменных козлов и баранов, бегущих быков.


В эпоху неолита получает распространение геометрический орнамент, его составляющие: крест, круг, спираль, треугольник, квадрат и др.

Памятники искусства неолита – петроглифы – изображения, высеченные на скалах и валунах под открытым небом. Большую часть из них составляют анималистические сюжеты – изображения животных, служивших объектом охоты человека.

.  С наступлением эпохи мезолита в изображении начинает преобладать человек. Наскальное искусство, многофигурные изображения, воспроизводят сцены

Слайд 5В период медно-каменного века, энеолита, появляются выкованные и отлитые из меди

женские украшения, глиняные статуэтки животных и людей, орудия труда и бытовые предметы: лепная керамическая посуда разнообразных форм, имевшая определённое значение и смысл. Орнаменты в виде спиралей, кругов, волнообразных лент наносилась на её поверхность белой, чёрной и красной красками. Абстрактные мотивы были полны глубокого смысла: волнистые узоры символизировали течение реки, бегущая спираль – непрерывное движение солнца и времени, перекрещенный круг – солнечный диск. Одна или две параллельные линии обозначали землю, лента из чёрных треугольников – пашню, ромбы, разделённые на четыре части, воспринимались, как знак засеянного поля.
В период медно-каменного века, энеолита, появляются выкованные и отлитые из меди женские украшения, глиняные статуэтки животных и

Слайд 6Необходимым условием жизни людей первобытного общества были слаженность коллективного труда, а

поэтому в основе их совместных действий лежал ритм, облегчавший трудовые процессы. Особенно ярко он проявлялся в танцах, где простейшим «инструментом», обеспечивающим ритмическую основу танца, становился человеческий голос, рождавший простейшую мелодию. Другой, не менее важной причиной возникновения музыкального творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, имитирующих голоса природы, он может добиться успешной охоты или богатого урожая. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта Дудочка из трубчатой кости
Необходимым условием жизни людей первобытного общества были слаженность коллективного труда, а поэтому в основе их совместных действий

Слайд 7На поздних этапах развития первобытного общества широкое развитие получили так называемые

мегалитические, то есть, выстроенные из громадных камней, постройки: менгиры, дольмены, кромлехи. Целые аллеи вертикально стоящих больших камней — менгиров — встречаются в Закавказье и в Западной Европе по побережью Средиземного моря и Атлантического океана. Например, знаменитая аллея мецгиров у Карнака в Бретани. Дольмены широко распространены в Западной Европе, в северной Африке, Иране, Индии, в Крыму и на Кавказе; они представляют собой гробницы, построенные из поставленных стоймя огромных камней, перекрытых сверху одной или двумя каменными плитами. Сооружения такого характера иногда находятся внутри погребальных курганов — например, дольмен в кургане у станицы Новосвободной на Кубани, имеющий две камеры — одну для погребения, другую, видимо, для религиозных церемоний.

Наиболее известное и крупное сооружение этого типа – Стоунхендж в Англии – имеет 90 м в диаметре и 125 каменных глыб весом до 25 т каждая.

На поздних этапах развития первобытного общества широкое развитие получили так называемые мегалитические, то есть, выстроенные из громадных

Слайд 8ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕГИПТА
Культура Египта возникла в долине Нила, в III тысячелетии

до н.э. Египтяне стремились побороть наступающие пустыни, доказать «самость» человека, его силу, наполнить пространство знаками своего существования. Отсюда такое количество грандиозных каменных сооружений: пирамид, высеченных в скалах храмов, гигантских статуй фараонов, многометровых рельефов с надписями.
Практически все строящиеся здания служили религиозным целям: культу богов и культу мертвых. Храм и гробница – основные создания архитектуры.
Вера в бессмертие человека – основа духовной жизни Древнего Египта и египетской художественной культуры.


Египтяне верили, что человек наделен несколькими душами.
«Ка» является двойником человека или жизненной силой, обладает плотью, способностью потреблять пищу, является вместилищем для улетающей и возвращающейся души.
«Ба» - проявление сущности умершего, нечто существующее только после смерти человека.
«Ах» расценивалось как дух, привидение.
«Шу» - тень. «Рен» - имя. «Иб» - сердце.
«Сах» - тело умершего после ритуала мумификации. Египтяне считали, что «Ка» и «Ба» живут в гробнице, потому это сооружение имело для египтян первостепенное значение.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕГИПТАКультура Египта возникла в долине Нила, в III тысячелетии до н.э. Египтяне стремились побороть наступающие

Слайд 9Каирский музей - изображения фараона Эхнатона и царицы Нефертити с детьми
В

период Древнего царства в погребении, в специальном помещении – сердабе – помещали статуарные изображения умершего на случай, если что-то случится с мумией. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские – в желтый. Главное – выражение абсолютного покоя на лице. Взгляд должен быть устремлен в бесконечность. Пример тому статуя царского писца Каи.
Стены гробниц покрывали магическими текстами. В композициях Древнего царства можно выделить 3 основных цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к вечной жизни и жертвенный пир. В период Среднего царства художники широко изображали в росписях природу: различных птиц в гнездах, рыб в нильских водах и пр.
В скульптуре выражалось воплощение представлений о красоте человека - скульптурные портреты фараона Эхнатона, царицы Нефертити.

Каирский музей - изображения фараона Эхнатона и царицы Нефертити с детьмиВ период Древнего царства в погребении, в

Слайд 10Многочисленны были изображения сфинксов, различных богов, например, Анубиса, Амона, Ба, Исиды

и других…
Многочисленны были изображения сфинксов, различных богов, например, Анубиса, Амона, Ба, Исиды и других…

Слайд 12

Скальные храмы и гробницы Наиболее примечательны архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, которые были возведены на восточном берегу Нила, недалеко от города Фивы – бывшей столицы Египетского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий. Характерной особенностью стало оформление входа в храм: это две массивные башни-пилоны в виде трапеции с узким проходом посредине. К храму вела аллея сфинксов, а у стен возвышались обелиск и статуи фараонов.
Скальные храмы и гробницы Наиболее

Слайд 13 На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая

знаменитая из которых –Долина Царей , где находится 40 гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения углублены в толщину скалы на сотни метров.

Великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого является колоннада, имеющая 260 м в длину

Храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь, во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.

На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых –Долина Царей

Слайд 16

Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мёртвых. Представления египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации , бальзамированию, и к созданию статуй, которые фараон заказывал ещё при жизни. ---------------------------

Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме.

Характерными особенностями египетской пластики стали фризовое построение композиции, строгая ясность линий и чёткость контура, предельно обобщённые объёмы, знаковая выразительность силуэтов.


Слайд 25Египетские папирусы – одна из древнейших в мире литератур.
Памятники письменности

Египта – это надписи в гробницах: религиозные тексты, «Тексты пирамид»; поэтические тексты, поучения, сказки.
Так как большое место в духовной жизни эпохи Древнего царства в Египте занимали храмы, то в тесной связи с ними возникли скриптории, где писались литературные, медицинские, религиозные тексты. Там находились архивы, библиотеки, составлялись летописи.
В древнеегипетском театре играли религиозные мистерии из жизни богов, о чём говорят сохранившиеся до нашего времени египетские папирусы.

Египетские папирусы – одна из древнейших в мире литератур. Памятники письменности Египта – это надписи в гробницах:

Слайд 28ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДВУРЕЧЬЯ
Одновременно и параллельно с цивилизацией Египта в междуречье Тигра

и Ефрата возникли и развивались центры других древнейших культур. Это государственные объединения - Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.
Фундаментом цивилизации Двуречья является культура шумеров. В конце IV – начале III тясячелетия до н.э. возникли первые города-государства шумеров: Ур, Лагаш, Урук и др.
Металлургия шумер была высоко развита. Позже в погребениях находили золотые и серебряные шлемы, топоры, кинжалы, копья, встречалась чеканка.
Для облицовки зданий использовался глазуированный кирпич. Сосуды тоже покрывались эмалью и глазурью.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДВУРЕЧЬЯОдновременно и параллельно с цивилизацией Египта в междуречье Тигра и Ефрата возникли и развивались центры

Слайд 29.
Город древнего междуречья и земля вокруг него принадлежали богу, от имени

которого правил царь-жрец. Между городами шли войны. Каждый город представлял собой мощную крепость, обнесенную прочными стенами. Центром города был храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня – зиккурат. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Туда допускались только посвященные жрецы. Зиккураты строились на самых высоких точках. Наверху были жертвенники, которые были расположены так, чтобы первые лучи солнца попадали на жертвенник и как бы стекали по ступеням.

. Город древнего междуречья и земля вокруг него принадлежали богу, от имени которого правил царь-жрец. Между городами

Слайд 30Скульптура
Вплоть до конца III тысячелетия до н.э. в Шумере не

было выработано единого стиля в изображении человека. Общие правила: инкрустация бровей и глаз, выделение глаз и ушей (символов мудрости), лепка бород и причесок. Образцом раннего рельефа может служить черная базальтовая «Стела охоты» из Урука.

Скульптура Вплоть до конца III тысячелетия до н.э. в Шумере не было выработано единого стиля в изображении

Слайд 31Нововавилонское искусство
С максимальной полнотой искусство Ассирии воплотилось в многометровых фризах рельефов

и росписей, украшавших стены царских дворцов. Излюбленные сюжеты – война и победные пиры, охота на диких зверей и торжественные шествия царей и вельмож. Есть и сцены пыток и казней. Каноническая идеализация образа царя. Черты лица выполнены обобщенно и скупо, основное внимание уделяется передаче физической мощи.

При Навуходоносоре II Вавилония возвысилась. Реставрировались старые храмы, строились новые. Зиккурат покровителя города бога Мардука (самый величественный) поднимался в высоту на 90 м. В нем было семь этажей. Святилище было покрыто листовым золотом, и в нем находилась золотая статуя Мардука весом около 2,5 т. ++

Нововавилонское искусствоС максимальной полнотой искусство Ассирии воплотилось в многометровых фризах рельефов и росписей, украшавших стены царских дворцов.

Слайд 32Это величественное здание вошло в историю под названием…

Одним из

чудес света считаются знаменитые…
Это величественное здание вошло в историю под названием… Одним из чудес света считаются знаменитые…

Слайд 34ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО представлено главным образом рельефами и мозаикой, которые украшали внтренние

стены парадных залов во дворцах. Значительная их часть посвящена придворной жизни царя и его приближённых. Главное место занимают торжественные процессии. Царь (его фигура, как правило, намного больше остальных) восседает на троне в окружении множества телохранителей. Справа и слева к нему тянутся бесконечной лентой пленники со связанными руками, народы покорённых государств с щедрыми подношениями.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО представлено главным образом рельефами и мозаикой, которые украшали внтренние стены парадных залов во дворцах. Значительная

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть