Слайд 1Иван Иванович Шишкин. Картина «У берегов Финского залива»/«Удриас близ Нарвы»
Слайд 2Предисловие. Кто такой Иван Иванович Шишкин?
Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832—1898) — русский
художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы,
Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств. Автор известных картин, таких как «Домик в Дюссельдорфе» (1856), «Зима в лесу» (1877), «Рожь» (1878), «У берегов Финского залива» (1888), «Утро в сосновом лесу» (1889), «На севере диком», «Дождь в дубовом лесу» (1891), «Мостик в лесу» (1895) и других.
Слайд 3«Рожь», 1878
«На севере диком», 1891
«Утро в сосновом лесу», 1878
«Мостик в лесу»,
1895
«Дождь в дубовом лесу», 1878
«Домик в Дюссельдорфе», 1856
«Зима в лесу», 1877
«У берегов Финского залива», 1888
Небольшая галерея картин Шишкина
Слайд 4Описание картины «У берегов Финского залива»
Прекрасная картина Шишкина переносит нас
на северный берег огромной страны. Скудная природа края подчёркнута в этом произведении. Холодная погода, пустынный берег. Лишь бескрайняя морская даль, виднеющаяся за волнами.
Приглушённые тона картины символизируют акцент на унылом существовании местных жителей, вынужденных жить в суровых условиях. Здесь нет буйства красок ,здесь нет ярких и жизнерадостных оттенков. Серое небо, серое море и ржавая почва , покрытая такой же ржавой травой…
Тёмные силуэты нескольких птиц изображены вверху холста. Они хищно парят над пустым берегом.
Сам утёс. Он высок и резок в очертаниях. Острые, обрывистые края его ещё больше концентрируют наше внимание на абсолютно диком ландшафте, камни, обтёсанные солёным ветром и водой скрывают от нас ту часть морского берега, который расположен в центре и правой части картины.
Слайд 5Посередине этой тусклой местности выделяется маленькая человеческая фигурка. Это – женщина.
Она одета так, как одевались крестьяне того времени.
Длинная цветная юбка, тёмная кофта и белый платок на голове. Это очень характерный наряд. Он отображает народ, представители которого смогли овладеть берегами Финского залива и застолбить за собой новые земли.
В то же время, справа, как раз у ног женщины золотом колосится пшеница. Светлым пятном она выделяется на общем фоне картины. Даже здесь, у самой кромки серого северного моря прорастает хлеб. Давайте не будем забывать о том, что было главным сокровищем в России девятнадцатого века, тем сокровищем, из- за которого скоро прольются потоки крови и слёз.
Слайд 6Да, именно так. Это земля и хлеб. Священные символы русского народа.
Они изображены здесь не зря великим русским художником. У самого края, там, где обрывается земля и начинается стихия, там изобразил Иван Иванович Шишкин золотые колосья пшеницы.
Слайд 7Что он имел ввиду, чувствовал ли он особым, присущим лишь талантливым
людям, каким-то прозорливым даром предстоящие трагические события, которые так жестоко затронут его народ и изменят навсегда.
Это может многое объяснить на картине, и всё, описанное выше, и гнущиеся под ветром деревья, и хищных птиц, рыскающих в поисках своих жертв…
А, возможно, всё и не так было. Просто море. Просто утёс. Просто крестьянка и просто пшеница. Красивый уголок на берегу. Минимум красок, северное лето.
Слайд 8Каждый по своему видит на этой картине замысел автора. Но, в
одном, многие люди будут едины: картина задумана и написана очень красиво.
Рука Мастера чувствуется даже в этом минимальном для обзора кусочке берега, минимальном количестве предметов, расположенных вокруг.
Пейзаж всё равно привлекает, притягивает к себе. И вот уже кажется, будто и ты идешь по утёсу и холодный морской ветер развевает твои волосы. А на губах чувствуется тёрпкий вкус морской соли.
Хочется подойти к берегу и окунуться в пенную воду. И ещё. Вдали белеет одинокий парус. Он манит к себе.
Слайд 9Вот так, в одном пейзаже можно создать целый уникальный мир. Благодарность
зрителя не заставит себя ждать…
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!