Презентация, доклад по МХК и Искусству История развития пейзажа как жанра изобразительного искусства в русском искусстве.

Содержание

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались

Слайд 1История развития пейзажа как жанра изобразительного искусства в русском искусстве.
Учитель

ИЗО и МХК
Боярская И.С.

Элементы, виды и характеры пейзажа.

История развития пейзажа как жанра изобразительного искусства в русском искусстве. Учитель ИЗО и МХК Боярская И.С.Элементы, виды

Слайд 2 Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также

отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором

Слайд 3 Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались

лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов.

Тихон Иванов Филатьев. Богоматерь. 1698. Русский музей

Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей,

Слайд 4Постепенно, с развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности,

общей композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировались в центральный предмет изображения.
Постепенно, с развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным

Слайд 5Значительный рывок в отношении осознания художником значения пейзажа представляло изображение им

конкретной местности

Длительный период времени пейзажные мотивы представляли собой обобщённые, сочинённые, идеализированные виды.

(берег Женевского озера, швейцарский художник XV века Конрад Виц).

Значительный рывок в отношении осознания художником значения пейзажа представляло изображение им конкретной местностиДлительный период времени пейзажные мотивы

Слайд 6Во всемирно-культурном процессе пейзаж как живописный жанр заявил о себе, в первую очередь,

как европейское искусство, несмотря на существование древнекитайской и других восточных традиций искусства пейзажного рисунка и их влияние на европейские художественные процессы.

Император Хуэйцзун . «Журавли над дворцом». 1112

Во всемирно-культурном процессе пейзаж как живописный жанр заявил о себе, в первую очередь, как европейское искусство, несмотря на существование древнекитайской и других восточных

Слайд 7Пейзажные произведения европейских мастеров XVII—XVIII веков — неотъемлемый образец идеальных эстетических воззрений на пейзаж,

работы импрессионистов и постимпрессионистов явились кульминационным моментом необычайного становления пейзажного жанра в конце XIX века.
Пейзажные произведения европейских мастеров XVII—XVIII веков — неотъемлемый образец идеальных эстетических воззрений на пейзаж, работы импрессионистов и постимпрессионистов явились кульминационным моментом необычайного становления пейзажного жанра

Слайд 8пленерный пейзаж
Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с

изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок. Живописец мог работать вдали от своей мастерской, на природе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило выбор мотивов, приблизило искусство к зрителю, дало возможность творцу воплотить свои непосредственные эмоциональные впечатления в произведение живописи.
пленерный пейзаж  Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых

Слайд 9 Если в прошлые времена, особенно при господстве академизма, пейзаж

относился к «второстепенному» жанру живописи, то, особенно начиная с импрессионистов (с их, несомненно, ведущим пейзажным приоритетом) и поныне, это направление представлено в творчестве многих художников и пользуется непреходящим интересом любителей живописи. При взгляде на лучшие пейзажные произведения можно почти физически ощутить дуновение ветра, запах моря, тишину снега или шум листвы.
Если в прошлые времена, особенно при господстве академизма, пейзаж относился к «второстепенному» жанру живописи, то, особенно

Слайд 10Элементы, виды и характеры пейзажа.
Пейзаж обычно изображает открытое пространство.

В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления — растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.
Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа.
Жозеф Верне́. «Морской порт при лунном свете». 1771
Элементы, виды и характеры пейзажа.    Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено

Слайд 11В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный) пейзаж.

Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. При этом пейзажи могут быть как камерными, так и панорамными.
Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж

Слайд 12Петербург глазами художников

Петербург глазами художников

Слайд 13Поленов «Московский дворик»

Поленов  «Московский дворик»

Слайд 14Осмёркин «Москва. Тверская»


Осмёркин  «Москва. Тверская»

Слайд 15 Дейнека «Нью – Йорк»

Дейнека   «Нью – Йорк»

Слайд 1617-18 век
Ведута – пейзаж, с топографической точностью воспроизводящий вид определенной местности.

Представители:
А. Каналетто
Ф. Алексеев
17-18 векВедута – пейзаж, с топографической точностью воспроизводящий вид определенной местности.

Слайд 17Каналетто Антонио
итальянский живописец
г. Венеция
ведутист
«Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму,

по вкусу и по справедливости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться»

1697 - 1768

Каналетто Антониоитальянский живописецг. Венецияведутист«Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по справедливости мало

Слайд 18Каналетто

Каналетто

Слайд 19Алексеев Ф.Я.
сын сторожа Академии художеств
способности к черчению
театральный декоратор
Облик Петербурга и Москвы
1753

- 1824
Алексеев Ф.Я.сын сторожа Академии художествспособности к черчениютеатральный декораторОблик Петербурга и Москвы1753 - 1824

Слайд 21Марина
Марина - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского

сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.

Уильям Тёрнер. «Последний рейс корабля «Отважный»». 1839

Рембрандт, «Христос во время шторма на море Галилейском» 1633

МаринаМарина - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море.

Слайд 22Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой.

1848
Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. 1848

Слайд 23И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850

И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850

Слайд 24Буря на море ночью. 1849

Буря на море ночью. 1849

Слайд 25Радуга

Радуга

Слайд 26Переход евреев через Красное море

Переход евреев через Красное море

Слайд 27«Вид Константинополя и Босфора». 1856

«Вид Константинополя и Босфора». 1856

Слайд 28Батальный жанр
Чесменский бой
Наваринский бой 1848
Синопский бой
Русская эскадра на севастопольском рейде

Батальный жанрЧесменский бойНаваринский бой 1848Синопский бойРусская эскадра на севастопольском рейде

Слайд 29«Вид на Гатчинский дворец с серебряного озера». 1798
Пейзаж в русском искусстве

живописи.

В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Его основоположником принято считать Семёна Щедрина (1745—1804). Пейзажные произведения Щедрина построены на стилистическихканонах классицизма  (использование кулис в композиции, трёхплановое распределение цвета, заглаженная фактура письма). В их пока ещё условной красоте они, тем не менее, значительно отличаются от существовавших до того «живописных видов» городов и достопримечательных мест своей художественно-эмоциональной выразительностью. Она разнообразно достигается глубиной и ширью далей, контрастами между крупными массами первого плана и открывающимися за ними зелено-голубыми просторами, что в целом придаёт его пейзажам впечатляющую воздушность.

«Вид на Гатчинский дворец с серебряного озера». 1798Пейзаж в русском искусстве живописи.   В русском искусстве

Слайд 30 Другими первыми художниками этого жанра стали художники Фёдор Матвеев (1758—1826), Фёдор Алексеев

(1753/55-1824) и другие художники, как и Щедрин, прошедшие обучение академической живописи в Западной Европе.

Окрестности близ Тиволи. 1819.

Другими первыми художниками этого жанра стали художники Фёдор Матвеев (1758—1826), Фёдор Алексеев (1753/55-1824) и другие художники, как и

Слайд 31романтизм
Классицизм постепенно вытеснялся  романтизмом. Здесь следует отметить Сильвестра Щедрина(1791—1830), Василия

Садовникова (1800—1879), Михаила Лебедева (1811—1837), Григория Сороку (1823—1864), и, конечно, Алексея Венецианова (1780—1847), одним из первых показавшего очарование неяркой природы Среднерусской полосы.

С. Шедрин «Новый Рим. Замок святог825

Веранда, обвитая виноградом 1828

Сильвестр Феодосиевич Щедрин

М. И. Лебедев. «Вид на Петровском острове в Петербурге». 1832

Вид в Спасском. Вторая половина 1840-х

Григорий Васильевич Сорока 

Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии. 1840-е

Алексей Венецианов. «Спящий пастушок». 1823

романтизм   Классицизм постепенно вытеснялся  романтизмом. Здесь следует отметить Сильвестра Щедрина(1791—1830), Василия Садовникова (1800—1879), Михаила Лебедева (1811—1837), Григория Сороку (1823—1864), и, конечно, Алексея

Слайд 32Передвижники

Передвижники

Слайд 33Саврасов А.К.
в Москве
в семье мещанина
Академия художеств
преподаватель

Особенность:
царь воздуха
Картины:
«Грачи прилетели»
«Проселок»

1830 - 1897

Особое место в русской живописи занимает творчество А.К. Саврасова, ставшего основоположником национального лирического пейзажа.

Саврасов А.К.в Москвев семье мещанинаАкадемия художествпреподаватель       Особенность:царь воздуха

Слайд 35Эпический пейзаж.
Параллельно с лирическим направлением в русской пейзажной живописи развивался эпический

пейзаж, ярким представителем которого был М.К. Клодт, стремившийся к созданию пейзажа-картины, представляющей зрителю целостный образ России. 

М.К. Клодт. "На пашне", 1872

Эпический пейзаж.Параллельно с лирическим направлением в русской пейзажной живописи развивался эпический пейзаж, ярким представителем которого был М.К.

Слайд 362-ая половина XIX века
Во второй половине XIX века серьезный вклад в

развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов, И.И. Левитан.

2-ая половина XIX векаВо второй половине XIX века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные

Слайд 37Шишкин И.И.
родился в Вятской губернии
в семье купца
Училище живописи
Академия художеств

особенность:

1832 - 1898

Шишкин И.И.родился в Вятской губерниив семье купцаУчилище живописиАкадемия художеств      особенность:1832 - 1898

Слайд 39Шишкин. Рожь

Шишкин. Рожь

Слайд 40«Лес»,
1895

«Лес», 1895

Слайд 41«Туманное утро», 1885

«Туманное утро», 1885

Слайд 42«Полесье», 1884

«Полесье», 1884

Слайд 43«Дождь в дубовом лесу», 1891

«Дождь в дубовом лесу», 1891

Слайд 44«На севере диком…» 1891

«На севере диком…» 1891

Слайд 45Шишкин, Лесная глушь, 1872

Шишкин, Лесная глушь, 1872

Слайд 46Левитан Исаак
родился в Литве
сведений о детстве нет
личная жизнь
не сложилась

Картины:
«Золотая роща»
«Над вечным покоем»


1860 -1900

Левитан Исаакродился в Литвесведений о детстве нетличная жизнь  не сложилась      Картины:«Золотая

Слайд 48Левитан. Март

Левитан. Март

Слайд 49 Левитан, У омута, 1892

Левитан, У омута, 1892

Слайд 50Традиции лирического левитановского пейзажа были подхвачены работавшими на рубеже XIX-XX столетий

живописцами И.С. Остроуховым, С.И. Светославским, Н.Н. Дубовским. Пейзажная живопись XX века связана с именами И.Э. Грабаря,
А.А. Рылова,
К.Ф. Юона.

Традиции лирического левитановского пейзажа были подхвачены работавшими на рубеже XIX-XX столетий живописцами И.С. Остроуховым, С.И. Светославским, Н.Н.

Слайд 51Символисты.
В духе символистского

искусства создавали свои пейзажи П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, М.С. Сарьян, В.Э. Борисов-Мусатов.

Н.Крымов, «Уборка сена».

Символисты. В духе символистского

Слайд 52М.С. Сарьян «Пестрый пейзаж»
«Гора Арагац»

М.С. Сарьян  «Пестрый пейзаж» «Гора Арагац»

Слайд 53 П.В. Кузнецов «Вечер

в степи», «Мираж в степи».
П.В. Кузнецов  «Вечер в степи», «Мираж в степи».

Слайд 54В.Э. Борисов-Мусатов «Дерево».1900
«Пруд».1900 г.

В.Э. Борисов-Мусатов «Дерево».1900«Пруд».1900 г.

Слайд 55А. Куинджи
грек
отец – сапожник
не получил систематического
образования



особенность:
контраст света
и тени

1841 - 1910

А. Куинджигрекотец – сапожникне получил систематического  образования

Слайд 56 Куинджи, Эльбрус, 1908

Куинджи, Эльбрус, 1908

Слайд 58Куинджи А.

Куинджи А.

Слайд 59Ф. Васильев
23 года
умер от чахотки

особенность:
«влажность»
уловить мгновение перед тем, как случится или после того, как случилось

1850 -1873

Ф. Васильев23 годаумер от чахотки       особенность:«влажность»уловить мгновение перед тем, как случится

Слайд 60Перед дождем

Перед дождем

Слайд 61Васильев. Мокрый луг

Васильев. Мокрый луг

Слайд 62Оттепель

Оттепель

Слайд 63После дождя. Проселок. 1867-1869

После дождя. Проселок. 1867-1869

Слайд 64В Крымских горах

В Крымских горах

Слайд 65Волжские лагуны

Волжские лагуны

Слайд 66Поленов В.Д.
родился в Петербурге
отец – историк, археолог
мать – внучка архитектора, рисовала,

писала
Университет и Академия
особенность:
уходящий век
Картины:
«Заросший пруд»
«Бабушкин сад»
«Московский дворик»

1844 - 1927

Поленов В.Д.родился в Петербургеотец – историк, археологмать – внучка архитектора, рисовала, писалаУниверситет и Академия

Слайд 68Поленов. Московский дворик

Поленов. Московский дворик

Слайд 69Индустриальный пейзаж.
В 1920-е годы получил развитие индустриальный пейзаж (интерес к этой

разновидности пейзажного жанра особенно заметен в творчестве М.С. Сарьяна и К.Ф. Богаевского).

Индустриальный пейзаж.В 1920-е годы получил развитие индустриальный пейзаж (интерес к этой разновидности пейзажного жанра особенно

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть