Слайд 1Одно начало порождает другое:
дерево порождает огонь,
огонь — землю (зола
после сгорания),
земля — металл (добываемый из горных пород),
металл — воду (плавясь, металл становится жидким),
вода — дерево (полив влияет
на рост растений).
Эти начала одолевают друг друга:
дерево побеждает (вскапывает) землю,
металл побеждает (рубит) дерево,
огонь побеждает (плавит) металл,
вода побеждает (гасит) огонь,
земля побеждает (дамба останавливает) воду
Слайд 3Культура Древнего Китая
Император Цинь Шихуан
Девушка , бинтующая ножку
Слайд 4Китайская культура является одной из древнейших. Самые ранние памятники культуры относятся
к V — III тыс. до н. э. Но цивилизация Древнего Китая сложилась во II тыс. до н. э.. До середины I тыс. до н. э была неречного типа . И до середины I тыс. до н. э. существовала изолированно от других древнейших цивилизаций.
Характерные черты культуры Древнего Китая:
обращение к ценностям реальной земной жизни;
определяющая роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний;
обожествление сил природы. Небо- это верховное божество для китайцев, поэтому страну они именуют Поднебесной. Существует культ Солнца и других светил, культ гор и воды;
эстетизация и поэтизация природы.
Карта государства Шан и бронзовые изделия
К И Т А Й
Древний Китай
Слайд 5
Город-государство Шан – первое крупное объединение.
Город отличался четкой планировкой, окружался
глинобитной стеной толщиной до 6 м. Во Двореце правителя ("ван") найдены каменные скульптуры людей и животных (бык, тигр), фрески вкрасных, черных и белых тонах.
К началу I тысячелетия завершается разработка религиозного учения о божественном происхождении и священном праве на власть правителя. Была создана единая мифологическая история Китая. Правитель был провозглашен Сыном Неба и был посредником между Небом и людьми, а также владыкой Поднебесной.
В середине I тыс. до н. э. Китай переживает бурный социально-экономический рост.
Коконы тутового шелкопряда
Землянки- первые жилища простых кимтайцев
Слайд 6Эпоха "Борющихся царств (V — III века до н. э) или
царство Цинь считается классической в истории культуры Древнего Китая.
Страна переживает невиданный духовный и интеллектуальный подъем. Ускоряется развитие научных знаний : уточняется продолжительность солнечного года, создается лунно-солнечный календарь, составляется звездный каталог, исчисляются лунные затмения, развиваются математика и другие науки. Публикуется "Трактат о горах и морях". Эта эпоха стала золотым веком китайской философии: в этот период складываются все основные философские течения — конфуцианство, даосизм и легизм.
Слайд 7Важнейшие достижения в
Древнем Китае
изобрели шелковые ткани и лак, бумагу и компас,
порох и прототипа сейсмографа,
построили Великую китайскую стену и проложили Великий шелковый путь;
создали философию жизни даосизм и конфуцианство;
возвели восхитительные дворцы, храмы , пагоды, каналы и мосты.
Слайд 8Конфуций видел путь к установлению мира и порядка в возрождении традиций,
обычаев и ритуалов и считал, что главная задача воспитания человека заключается в освоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими.
Он был противником любых новшеств и реформ. Человек должен знать свое место в жизни и понимать, что "Правитель должен быть правителем, отец — отцом, сын — сыном".
Конфуций рассматривал общество-государство как большую семью.
Конфуцианство повлияло на систему образования, помогло сформировать сословие образованных чиновников, ставших элитой, как жрецы в Индии.
Конфуцианский храм в Тибете
Слайд 9Иероглиф «Ча» (300 н.э. – 400 н.э.)
Первое документальное упоминание о чае в Китае
относится к 770 году до н. э.
ЧАЙ
Слайд 10
Это «самое гибкое и податливое, которое берет верх над самым твердым»
(Лао-цзы).
Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир
Живою может быть и мертвой,
и жидкою, и очень твердой...
таиться может в небесах
и в глубине земли скрываться,
и испаряться на глазах,
и тут же снова появляться!
Вода, говорит Лао-Цзы – это то, что ближе всего к «Пути», дао.
Она не есть сам Путь, так как вода – это особая, отличная от других реальность, поскольку вода совершенно податлива, текуча, неуловима, бесформенна и никогда не прекращает своего движения и не может иссякнуть, вода выводит нас на дорогу к Пути, возвышает нас до всеобщего.
ВОДА
Слайд 11Традиционное китайское чаепитие - это очень тонкий созидательный процесс поиска внутренней
гармонии человека с окружающим его миром.
Он основан на 4-х главных принципах.
Слайд 12Принцип Гармонии (Ва)
достижение душевного равновесия в ходе общения.
Этот принцип предусматривает
умеренность во всём, внутреннюю свободу личности, стремление сосредоточиться на уникальности каждого момента жизни и ощутить мимолётность бытия.
Слайд 13Принцип почтительности (кэй)
глубокое и искреннее чувство благодарности, которое раскрывает наши души
навстречу непосредственному общению с окружающим миром, людьми и самой природой.
Слайд 14Принцип «чистоты» сэй
Воплощается, прежде всего, в простом акте очищения – важной
части чайного действа.
Омовение рук перед входом в чайную комнату, очищение предметов утвари – всё это призвано очистить сознание и сердце, освободить человека от мирской суеты.
Слайд 15Спокойствие (дзяку)
то состояние души, которое достигается путём постоянного соблюдения в повседневной
жизни первых трёх принципов –
гармонии, почтительности и чистоты
Слайд 16Есть семь секретов «Чайного пути»:
Заваривай чай так, чтобы твой гость
получал от него удовольствие;
Раздуй уголья чтобы вода закипела;
Поставь цветы как надо
Пусть в комнате будет прохладно летом и тепло зимой
Опережай время
Пусть твой зонтик будет всегда наготове –даже если не идет дождь.
Пусть твое сердце чувствует сердце твоего гостя
Слайд 17Когда появляется чайничек, с ним вместе приходит благоденствие
Слайд 18Чайник должен обладать
Формой (син)
Душой (шень)
Энергией (ци)
Образом (тай)
Главное в чае — это
вода.
На втором месте — правильно её вскипятить.
На третьем — иметь хороший чай
Слайд 20Первая чашка чая освежает губы и горло
Со второй чашкой возникает приятная
лёгкость;
С третьей – приобретается острота ума и готовность прочитать пять тысяч свитков;
С четвёртой чашкой возникает приятная лёгкость и приходит избавление от всех телесных недугов;
Пятая чашка очищает до костей;
Шестая чашка дарит умение общаться с Бессмертными;
Лу Тун
Слайд 21Увлажнила губы первая пиала,
В горле так, как в первый дождь весной.
Тает
ощущение одиночества и грусти
После второй
Третья кишечник оросила:
Рассеиваются мысли о безысходности-
Вспоминаются прочитанные некогда древние трактаты.
После четвертой – пот росой на лбу,
Отвлекаюсь от забот шумной семьи и Управы.
Пятая…в костях легко и жилах,
Неужели телом молодею?
Медленно шестую пригубляю –просыпается душа.
После седьмой - полет в груди,
Руки готовы вспомнить древние движения «Облаками»,
Что в юные годы часто повторял. Лу Тун
Слайд 22 Своего наивысшего подъема культура Древнего Китая достигает с III века
до н. э. по III века н. э., после того как царство Цинь, опираясь на самую сильную армию, смогло подчинить себе все другие "борющиеся царства«.
Этому же способствовали реформы Министра Циньского царства Шан Яна (установлено единое законодательство и судопроизводство, отменены наследственные титулы и привилегии, для продвижения по службе чиновники должны были сдавать экзамен, в армии появились конница и железное оружие и т.д). Правитель принял новый титул "ху-анди" — "император Цинь"., основатель Легизма ( учения согласно которому все должны были слепо подчиняться императору).
Шан Ян
Чиновник в паланкинге
Иглоукалывание
Слайд 23С206 г. до н. э. до 220 г. до н. э.
- новая династия Хань.
Страна становится одной из сильнейших в мире (население 60 млн. жителей - 1/5 мирового).
Страна покрывается сетью дорог, сооружаются каналы, как дешевые транспортные артерии.
В сельском хозяйстве используются удобрения и севооборот.
Ремесла: в производстве шелка Китай –монополист,
лак использовался для покрытия оружия, дерева и тканей, увеличивая срок их сохранности и придавая им прекрасный вид,
изобретена бумага (II — I века до н. э.).
Великий шелковый путь протяженностью в 7 тысяч км, способствовал сотрудничеству со Средней Азией,
с Индией, Ираном и Средиземноморьем.
Слайд 24БОЛЬШОЕ
В
МАЛОМ
Встреча с культурой Китая
Слайд 25Тема :
Художественная культура Китая
Миропонимание.
Шедевры архитектуры.
Скульптура .
Жанры китайской живописи.
Слайд 26Во время великого начала вселенной Дух и Материя встретились в смертельном
бою.
Сын Неба Чи Ю победил демона мрака и Земли.
Мифы Китая
Слайд 27Из Восточного моря поднялась в сиянии пламенных доспехов чудесная
Нюй-ва с
хвостом дракона и рогами коровы
НЮЙ ВА - в китайской мифологии женское божество с телом змеи, сотворившее людей из глины
Слайд 28Нюй-ва расплавила пятицветную радугу в своем волшебном котле и запаяла небо
Китая.
Слайд 29Но Нюй-ва забыла зачинить две тонкие щелочки в небосклоне, и так
появились — две души, два начала мира Инь и Ян, которые несутся сквозь пространство и не остановятся до тех пор, пока не соединятся, закончив этим восстановление совершенной Вселенной.
Каждый теперь обязан сам построить заново небо надежды и умиротворения.
Ян
Инь
Все, происходящее вокруг :
в природе, в обществе, в людях, человек
древнекитайской цивилизации объяснял
сочетанием пяти начал:
дерева, огня, земли, металла и воды
Мир – единство пяти первоэлементов, первостихий , пяти природных энергий (у-син):
воды (шуй), дерева (му), огня (хуо), земли (ту), металла (цзинь).
Слайд 32Значительное влияние оказали:
Природно-географические условия.
(жизнь человека соизмеряется с жизнью природы,
в китайском
искусстве человек лишь малая частица природы.)
Религиозно –философские учения.
( конфуцианство и буддизм)
Представления о Вселенной.
Соединение двух сил — инь и ян — удерживают гармонию в мире.
Убежденность в единстве Неба, Земли и человека придавала высокую эстетическую ценность земной жизни.
считал вечным установленный Небом порядок отношений в семье и обществе, между государем и подданными, между отцом и сыном.
разработал целую систему правил и норм поведения человека — Ритуал.
Конфуцианство сер. I в. до н.э.
Основатель учения Конфуций
(около 551—479 до н.э.)
Согласно Ритуалу, необходимо почитать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему совершенствованию. создал правила для всех духовных проявлений жизни;
утвердил строгие законы в музыке, литературе и живописи.
Слайд 34Изречения Конфуция
Конфуций говорил: «Я учил своих учеников четырем вещам: пониманию
книг, правильному и честному поведению, преданности правителю и правдивости».
Подтвердите эти слова другими высказываниями философа.
Слайд 35Даосизм сер. I в. до н.э.
Основатель учения Лаоцзы;
считал, что
поведение человека должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя — иначе в мире нарушится гармония, наступят хаос и гибель. Главное место в этом учении занимала теория оДао — Пути Вселенной, или вечной изменчивости мира, подчиненного естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию женского и мужского начал — инь и ян.
Созерцательный, поэтический подход к миру, заложенный в учении Лаоцзы, проявился во всех областях художественной жизни древнего Китая.
Слайд 36В протяжении многих веков в Китае создавалось и исчезало много небольших
царств, враждовавших друг с другом.
В 221 г. до н.э. Цинь Шихуанди военным путем смог
объединить Китай в единое государство.
Территория Китая увеличилась
более чем в два раза.
Страна была разделена
на 36 областей, которыми
стали управлять наместники
Слайд 37Бодхидхарма –
основатель учения чань-буддизм
прибл. 440—528 гг. н. э.—индийский монах
Ок. 475 г. н. э.
Бодхидхарма прибыл морским путём в Китай и поселился в незадолго до этого основанном на горе Суншань монастыре Шаолинь, где основал первые школы
чань-буддизма.
"Бодхидхарма был принят императором, который поощрял буддизм, создавая новые монастыри и святилища.
Он сообщил Бодхидхарме об увеличении числа
монахов-буддистов.
Тот ответил: "Всё принадлежащее миру - иллюзия,
монастыри и монахи столь же нереальны, как ты и я".
Затем он повернулся к стене и принялся медитировать.
Когда вконец запутавшийся император спросил:
"А в чём же тогда суть буддизма ?", Бодхидхарма ответил: "Пустота и никакой сути"."
Существует легенда, в которой говорится, что в поисках истины Бодхидхарма провел медитируя в пещере девять лет.
Всё это время он посвятил смотрению на голую стену, пока не обрел просветление.
В моменты борьбы со сном, медитирующий Бодхидхарма вырвал себе веки и бросил их на склон горы «Ча».
На этом месте выросло растение — известный всему миру чай.
Слайд 38Буддизм проник в Китай на рубеже III - II до
н. э. и воспринимался как часть даосизма.
К VI веку он приобрёл статус государственной религии.
Буддийские монастыри превратились в крупных земельных собственников и места сосредоточения богатств.
Буддизм в Китае не вытеснил конфуцианство и даосизм, а составил комплекс «трех религий», где каждое учение как бы дополняло два других.
Слайд 39Учение Будды выражало «внутреннюю» сторону наследия древних китайских мудрецов, в ведении
буддистов оказались заупокойные обряды.
Эти религии способствовали укреплению династий, которые проводили реформы по «воле Неба», монастыри всегда были центрами образования, науки.
Религии способствовали формированию особого стиля в архитектуре, живописи, литературе и музыке.
Слайд 40ШЕДЕВРЫ АРХИТЕКТУРЫ
Великая китайская стена.
Буддийские монастыри
( к VI в. их около
30 тысяч).
Грандиозные монастырские комплексы вырубались в скалах, по типу индийских.
Высокие многоярусные башни — пагоды ,
в которых хранились буддийские реликвии.
Деревянные храмы.
Слайд 41Почему Великая Китайская стена была надежным оборонительным сооружением?
При Цинь Шихуанди
началось строительство Великой Китайской стены, которой длилось много веков.
Почему возведение Великой Китайской стены подтверждало наличие в Китае государства?
Определение границ страны – важный признак государства
Слайд 42Великая китайская стена
Для защиты северных границ империи от вторжений кочевых племен
из остатков оборонительных укреплений отдельных царств было создано самое мощное крепостное сооружение времени —
Великая китайская стена.
Слайд 46 длина составляла 750 километров
толщина стены колебалась от 5 до 8
м., в высоту стена достигала 10 м. верхний край венчали зубцы.
от Великой китайской стены до самой столицы была проложена дорога.
Слайд 47По всей длине стены во множестве располагались башни. Какое они имели
значение?
Это были сигнальные башни, на которых в случае малейшей опасности зажигались огни.
Слайд 48Сколько лет строилась китайская стена?
С IV в до н. э. по
XV в.
Слайд 49
Более пятидесяти пещер, и примерно в двадцати из них сохранились статуи
и надписи.
В пяти старейших находится по колоссальному изваянию Будды,
самое большое из которых достигает 18 м.
Пещерные храмы
в Юньгане.
Слайд 50Статуя пещерного храма Могао близ Дуньхуана Бодхисаттва
Скальный храм Могао.
Пещеры вырублены в
отвесной скале в 25 км от города Дуньхуан в провинции Ганьсу.
Храм начал строиться в 366 г., и к концу периода Тан насчитывал уже около тысячи пещер (сохранилось около половины).
Памятник поистине уникален — общая площадь сохранившихся в нем настенных росписей составляет 45 тыс. кв. метров.
В пещерах обнаружено 2415 раскрашенных каменных скульптур (Бодхисаттва).
Слайд 51 Буддийские пагоды
( от «бхагават» - священный)
Служили символом многоуровневой Вселенной.
Возводили
на возвышенных местах из кирпича, дерева и камня.
Отличались строгостью и гармонией пропорций.
Имели обязательно счастливое (нечетное) число этажей — три, пять, семь и более (самая древняя 15 этажей).
Вписывались в окружающий пейзаж.
Слайд 52Самая знаменитая- семиэтажная пагода Даяньта (Большая Пагода Диких Гусей), была частью
монастыря Цзуэньсы в Чанъане.( высота 64 м.,652 г )
Карнизы, выступающие над каждым из семи уменьшающихся кверху ярусов, создают четкий ритм и ясный силуэт — это резко контрастирует со сложной моделировкой кронштейнов и яркими цветными черепичными крышами окружающих построек монастыря.
Слайд 54Тэта (Железная Пагода)1041—44гг. близ Баньляна
57 - метровая стройная башня с тринадцатью
затейливо изогнутыми крышами облицована керамическими плитами цвета ржавчины, откуда, собственно, и пошло ее название - «железная».
Отличительная черта пагод - слегка приподнятые кверху заостренные края кровли. Какое это имело значение?
Это в значительной мере облегчает здание и подчеркивает устремленность вверх
Слайд 55Павильон- основная форма деревянных культовых и жилых зданий.
Принципы строительства :
структура:
платформа, стволы, каркас, крыша с системой кронштейнов;
защита: высокая платформа, лак, обходная галерея, охранители дома.
Главная особенность – большие резные кронштейны, поддерживающие крышу.
Слайд 56Прямоугольный в плане.
Снаружи обходная галерея со столбами, также поддерживающими крышу.
Характерный элемент,
не имеющий аналогов-
высокая двух- или четырехскатная крыша.
Скаты крыши имеют сложную изогнутую форму, концы на углах загибаются вверх.
Слайд 60 Запретный город 720 тыс. кв.м. главный ансамбль в центре Пекина
монументальный и величественный императорский дворец
окружен со всех сторон красными стенами десятиметровой высоты,
а также рвом с водой.
разделялся на несколько частей — центральную парадную, состоявшую из ряда площадей и приемных залов,
и боковые, отделенные коридорами.
Запретный город.
Северо-западная башня.
Слайд 61Запретный город
Здесь располагались жилые покои, театры, сады и беседки.
Северная часть
завершалась императорским садом с причудливыми горками и мозаичными дорожками, обсаженным редкими породами деревьев.
Каждое здание имело свое поэтическое название.
( «Десяти тысяч осеней» и Десяти тысяч весен»
Императорский дворец, в котором жили несколько тысяч чиновников, охранников, наложниц и рабынь, представлял собой своего рода государство в государстве со сложной субординацией, со своими законами и судом.
Слайд 63Окрашенный красным лаком деревянный , круглый в плане
38 м
в высоту, увенчан трехъярусной конической черепичной крышей ярко-синего цвета.
Эмблема Китая – Тяньтань Храм Неба 1420 г
Слайд 66Будда Вайрочана - 25-метровая статуя - символ буддийской религии Пещерный монастырь
Лунмэнь.
Слайд 67Скульптура Китая
Монументальные изображения Будды.
Погребальная пластика.
Детальные рельефы.
Борцы.
Терракотовая статуэтка.
Х в.до н.э.
Слайд 68Удивительным памятником является погребальный комплекс императора Цинь Шихуанди, его помещение заполнено
рядами стоящих плечом к плечу фигур керамических воинов( 3 тыс.) , коней и колесниц, выполненных в натуральную величину.
Слайд 69В 1974 г. В провинции Шэнси археологи обнаружили одиннадцать глубоких подземных
тоннелей, выложенных керамической плиткой. Расположенные параллельно друг другу, тоннели служили пристанищем гигантскому
(10- тыс.)
глиняному войску, охранявшему покой своего повелителя.
«Терракотовоевойско»
Войско, разделенное на несколько шеренг, выстроено в боевом порядке. Есть здесь и кони (500) и колесницы( 130), также вылепленные из глины.
Слайд 70Все фигуры выполнены в натуральную величину и раскрашены; каждый из воинов
обладает индивидуальными чертами . Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничие и всадники с полным военным снаряжением.
Слайд 71Фигуры полны экспрессии, отличаются удивительным правдоподобием и разнообразием движений.
Слайд 72Скульптура воина из
погребального комплекса
Шаньси
Слайд 74Борцы. Терракотовая статуэтка.
Х в.до н.э.
Терракотовые лошади и колесница
Гробница Цин
Шихуанди.
III в.до н.э.
Человек –тигр.
II тыс. до н.э.
Воин.
Гробница Цин Шихуанди.
III в.до н.э.
Какая из скульптур вам наиболее интересна и почему?
Слайд 76Садово-парковое искусство.
Посадки редкостных деревьев и кустарников;
Изящные павильоны и беседки с золотыми
крышами по берегам водоема;
Горки из массивных каменных глыб;
Садово-парковый комплекс Бейхай в Пекине – подлинный шедевр.
Слайд 77Ок. 700 мозаичных панно из разноцветных камешков (пейзажи, изысканные растения, сцены
из театральных постановок).
Коллекция камней самых причудливых форм.
Слайд 78Домашнее задание
Глава 19
Вопросы и задания
после главы
19.
Слайд 79
Наиболее богаты по содержанию рельефы в погребениях провинций
Шаньдун и Сычуань.
На рельефах представлены сцены жатвы, охоты на диких уток, мчащиеся легкие колесницы,
в которые впряжены тонконогие горячие
кони («Процессия с колесницей и всадниками»).
Все изображения очень реалистичны.
В оформлении погребения главную роль играли рельефы.
Рельеф пещеры Биньгань
Слайд 81Пир.
Роспись гробницы.
Х в. до н.э..
Знатные дамы
Древнекитайский рисунок
В горах
Древнекитайский рисунок
Какие темы
интересовали
китайских
художников?
Слайд 82Жанры китайской живописи
Характерная черта – стремление через частное и единичное постичь
всеобщие законы бытия и взаимосвязь явлений.
Китайская живопись
представлена различными жанрами:
Пейзажным;
Портретным;
Историко – бытовым.
Картины писали тушью или минеральными красками на вертикальных ( до 3 м) или горизонтальных ( нескольких десятков м.) свитках, сопровождая их каллиграфическими надписями.
Слайд 83Парадный выезд.
Рисунок на шелке. Ш в. до н.э.
?
Слайд 84Настенная роспись пещеры в Могао. 1038 — 1227
Росписи Могао представляют тысячелетний
пласт изобразительного искусства Китая — от периода Северная Вэй (IV в.) до периода Юань (XIV в.).
Росписи выполнены клеевыми красками по сухому грунту
Слайд 85Сцена охоты. Настенная роспись пещеры в Могао. 386—533 гг.
Слайд 86Ли Ди. Цветы и птицы. XII в.
Ся Гуй. Жилище рыбака
после дождя. Конец XII в.
Пейзажная живопись вызывала особый интерес.
В ней выделяют изображения типа :«горы-воды»,
«цветы-птицы»
Слайд 87Пейзажная живопись монохромна (одноцветна) ,
но множество оттенков и сочетаний.
Огромное мастерство
художников в передаче воздушной перспективы
Тщательно продумывался формат и композиционное решение картины.
В пейзажах много символов: пара уточек – семейное счастье;
Фазан – удачную карьеру, прекрасный цветок лотоса – символ чистоты.
Гибкий и полый бамбук – олицетворение мудрости и противостояния жизненным невзгодам,
цветущая слива мейхуа – символ благородства и стойкости.
Слайд 88Го Си (ок. 1020 – 1090)
один из самых проникновенных художников лирического
пейзажа.
Его отличает тонкое знание природы, особым образом влияющей на мир
чувств и переживаний человека.
«Красота природы в изменчивости».
«Ранняя весна» свиток на шелке.
Фрагмент (ок. 1072)
Слайд 89Сюй Вэй. Пейзаж. XVI в.
Фан Хуань. Путники среди гор и потоков.
Конец X — начало XI вв.
Слайд 90Тан Инь. Пейзаж, написанный в сороковой день рождения. 1523
Слайд 91Ма Юань (1190 – 1224)
Настоящим символом китайской живописи стала дикая слива
мейхуа, ее розово-белые цветы раскрываются, когда еще лежит снег.
В изображении безмолвной жизни цветов избегали ярких красок.
Цветы прекрасны слегка поблекшей красотой.
Ма Юань. Утки, скала и мейхуа.
Слайд 92Ма Юань. XIII в.
Ученые, беседующие под цветущим сливовым деревом.
Слайд 93Жанр портрета – один из древнейших в китайской живописи ( с
V в. до н.э.)
Связан с культом предков.
Написать портрет означало «выразить душу»
«писать образ»; «писать истинную природу человека».
Наиболее популярны изображения
буддийских святых,
исторических и государственных деятелей,
знаменитых людей.
Монохромный портрет поэта Ли Бо – это обобщенный образ – символ, где портретное сходство уступает место передаче духовной атмосферы, поэтического вдохновения поэта.
Лян Кай.
Портрет поэта Ли Бо. 13 в.
Слайд 94Чжоу Фан. Женщины с цветами. VIII—IX вв. Фрагмент
Слайд 95Ян Либэнь. Тринадцать императоров. VII в. Фрагмент
Слайд 96Шэнь Чжоу. Любование осенней луной. Конец XV в.
Чоу Ин. Весеннее
утро в ханьском дворце. Ок. 1542. Фрагмент
Слайд 99Каждый иероглиф обозначал целое слово, поэтому количество китайских иероглифов огромно.
Достижения
китайской культуры.
Бамбуковая книга
Иероглифическая письменность
Иероглиф «хун»
(журавль, цапля)
О каком достижении культуры , возникшем III тысяч лет назад, свидетельствуют эти источники?
Слайд 101Образцы китайской письменности
Царь и его приближенные
С древекитайской гравюры
Слайд 102Из «Книги песен».
Охотник Шу.
Охотник Шу на своей колеснице
Правит гнедою четверкой своей.
Вытянуты
шеи коней.
Кони похожи на диких гусей.
Горят огни среди болот.
Каменный гонг на болотах слышней.
Мчатся кони, грызут удила.
Четыре коня – четыре крыла.
И тетиву рука напрягла,
И настигает зверя стрела.
XI – VII вв. до н.э.
Китайская литература
Слайд 103
Процветала поэзия. Наиболее известными произведениями являются ода "Красавица" и песенка «Удочка»
Сыма Сянжу .
Блестящими поэтами были также Лу Цзя, Цзя И.
Наряду с поэзией создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.
Слайд 104Глиняный сюнь –
духовой инструмент
Гуцинь –щипковый
инструмент
Чжэн –струнный инструмент
Сона –
горн и рожок
Шэн
Сяо – бамбуковая флейта
Пипа – щипковый инструмент
Музыкальные инструменты
Слайд 1054 персонажа
Шэн ( мужчина)
Дань(молодая женщина)
Цзин ( мужчина в маске)
Чоу ( клоун,
Слайд 119Национальный костюм
В национальной одежде китайцев: ее форме, цвете, орнаменте, лежит философия
древнего Китая, разработанная Конфуцием.
Преобладающие цвета –
красный и желтый – символизирующие огонь или синий – символизирующий воду.
Интересны мифические изображения животных, например,
дракон – повелитель водной стихии, который дарует людям воду, щедро орошая поля тех, кто, верно, служил ему.
Часто на национальных костюмах можно увидеть иероглифы с благожеланиями.
Древние китайцы не стригли волосы, а собирали их в тугой узел – цзы, укладывали их на темени и закрепляли шпильками.
Непременным атрибутом национального костюма был веер.
Слайд 121Производство шелка в Китае
Шелкопряд
Кокон
шелкопряда
Шелковые нити,
создаваемые
гусеницей
шелкопряда
Производство
шелковых
нитей
Кормление
гусениц шелкопряда
Древнекитайские рисунки
Получение ткани из шелковых нитей.
Слайд 122Китайская танцовщица
в шелковых одеждах.
Артисты
Современное фото Рисунок XIII в.
Театральные представления
Слайд 126литературы
Сделайте вывод
(продолжите предложение).
Общими достижениями культуры Китая, как и
других стран Древнего Востока, было развитие :
письменности
живописи
скульптуры
архитектуры
науки
?
?
?
?
?
?
Слайд 127Домашнее задание.
Рисунок в стиле китайской монохромной живописи.
Нарисовать дворцовый павильон.
Кроссворд по культуре
Китая.