Слайд 1Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.
Слайд 2Новая форма рождает новое содержание.
Искусство всегда было вольно от жизни,
и на
цвете его никогда не отражался цвет
флага над крепостью города.
В. Шкловский.
Слайд 3План.
О модернистских направлениях в искусстве начала века. Понятие «авангард».
Художественные объединения и
их представители.
Русский авангард.
Авангард в литературе (поэзии). Футуризм.
Слайд 4«Авангардизм»
происходит от французских слов «avant», что переводится как «передовой», и
«qarde» - «отряд».
- условное обозначение европейских художественных течений XX века, выраженных в коренном обновлении всех видов искусства, модернистском начинании в искусстве:
кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм (начало века), сюрреализм (двадцатые-тридцатые годы), акционизм, поп-арт (работа с предметами), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм (шестидесятые-семидесятые годы), театр абсурда, электронная музыка и др..
Слайд 5Лозунг авангарда:
«Новаторство во всех областях искусства».
Наивная вера художников в наступление
особого и необычного исторического времени – эра чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой.
Отказ от норм классического изображения, деформация форм, экспрессия. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя.
Слайд 6Художественные объединения
Союз московских художников
«Бубновый валет».
В основу их живописи был
взят
предмет как таковой,
в его чистом виде. Причём
предмет устойчивый, взятый
«в упор», лишённый какой-либо
недосказанности или
философской двусмысленности.
Слайд 7Основные представители и их работы
Союз московских художников «Бубновый валет».
Пётр Петрович
Кончаловский (1876-1956) «Возвращение с ярмарки»,
«Сирень», «Сухие краски»
Илья Иванович Машков (1881-1944) «Камелия», «Снедь московская:
хлебы»,
«Натюрморт с магнолиями»
Александр Куприн (1880-1960) «Тополя», «Завод», натюрморты,
индустриальные пейзажи.
Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) «Старая Руза», «негр», «Бухта в
Балаклаве»
Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) «Звон», «У Иверской»,
«Автопортрет»,
«Крекинг нефтеперегонного завода»,
«Овощи»
Слайд 8Семейный портрет. 1911 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Снедь московская. Хлебы. 1924 г.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
Портрет Г. Б. Якулова. 1910 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Илья Иванович Машков (1881-1944)
Синие сливы. 1910 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956)
Слайд 9Василий Блаженный. 1913 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Старая Руза. 1913 гг.
Государственный Русский
музей,
Санкт-Петербург.
Звон. Колокольня Ивана
великого. 1915 г.
Натюрморт с синим подносом. 1914 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Аристарх Васильевич Лентулов
(1882-1943)
Александр Куприн (1880-1960)
Роберт Рафаилович Фальк
(1886-1958)
Слайд 10Группа живописцев
«Ослиный хвост».
Обращались к примитивизму, к традициям русской иконописи
и лубка; часть группировки была близка к футуризму и кубизму.
Слайд 11Основные представители и их работы:
Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964) «Провинциальная
франтиха», «Отдыхающий Солдат», «Петух», «Лучизм».
Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) «Крестьяне, собирающие яблоки», «Подсолнухи», «Рыбная ловля», «Евреи. Шабаш».
Марк Шагал (1887-1985) «Я и деревня», «Скрипач», «Прогулка», «Над городом», «Святое семейство».
Владимир Евграфович Татлин (1885-1953)
«Матрос», «Натурщица», «Контррельеф», «Проект памятника III Интернационалу», «Летатлин»
Слайд 12Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964)
Петух. 1912 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Лучизм. Фрагмент. 1912
г.
Собрание Чудновских, Санкт-Петербург.
Отдыхающий солдат. 1910 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Провинциальная франтиха. 1907 г.
Музей изящных искусств Республики
Татарстан, Казань.
Слайд 13Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962)
Крестьяне, собирающие яблоки. 1911 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Евреи.
Шабаш. 1912 г.
Музей изящных искусств Республики
Татарстан, Казань.
Слайд 14Марк Шагал (1887-1985)
Прогулка. 1917-1918 гг.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Над городом. 1917
г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Я и деревня. 1911 г.
Музей современного искусства,
Нью-Йорк.
Скрипач. 1911-1914 гг.
Стеделийк-музей, Амстердам.
Слайд 15Владимир Евграфович Татлин (1885-1953)
Матрос. 1911 г.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Натурщица. 1910-е г.
Государственный
Русский
музей,
Санкт-Петербург.
Контррельеф. 1914-1915 гг.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Летатлан. 1930-1931 гг. Фотография.
Проект памятника III Интернационалу.
1919-1920 гг.
Слайд 16Русский авангард.
Эксперименты с формой (примитивизм, кубизм) сочетались в творчестве представителей авангарда
с поисками новых «ритмов времени». Стремление воссоздать динамичность предмета, его «жизнь» в разных ракурсах.
Слайд 17Основные представители и их работы:
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)
«Дома в
Мурнау на Обермаркте», «Импровизация Кламм», «Композиция VI», «Композиция VIII», «Доминирующая кривая».
Павел Николаевич Филонов (1883-1941)
«Крестьянская семья», «Победитель города», «Иллюстрация к книге Велимира
Хлебникова», «Формула империализма», «Формула весны».
Казимир Северинович Малевич (1878-1935)
«Цветочница», «Дама на остановке Трамвая», «Корова и скрипка», «Авиатор»,
«Супрематизм», «Косарь», «Крестьянка», «Чёрный супрематический квадрат».
Слайд 18Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)
Доминирующая кривая. 1936 г.
Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Композиция VIII. 1923
г.
Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Импровизация Кламм. 1914 г.
Городская галерея Ленбаххауз,
Мюнхен.
Композиция VI. 1913 г.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Дома в Мурнау на Обермаркте. 1908 г.
Собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано.
Слайд 19Павел Николаевич Филонов (1883-1941)
Иллюстрация к книге Велимира Хлебникова.
«Изборник». 1914 г.
Крестьянская
семья.
(Святое семейство). 1914 г.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Формула империализма. 1925 г.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Формула весны. 1928-1929 гг.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Слайд 20Казимир Северинович Малевич (1878-1935)
Косарь. 1912 г.
Художественный музей.
Нижний Новгород.
Цветочница1903 г.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Корова
и скрипка. 1913г.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Авиатор. 1914 г.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Дама на остановке трамвая. 1913 г.
Городской музей. Амстердам.
Слайд 21
Крестьянка. 1928-1932 гг.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Супрематизм.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Чёрный супрематический квадрат.
1914-1915 гг.
Государственный
Русский музей,
Санкт-Петербург.
Слайд 22Авангард в литературе (поэзии). Футуризм.
Литературно-художественное направление начала XX века в
Италии и России.
Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее – наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни.
Для живописи футуризма характерны «энергетические» композиции с раздробленными на фрагменты фигурами, в ней преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные зигзаги, спирали, эллипсы, воронки.
Один из основных принципов футуристической картины – симультанность (одновременность), т.е. совмещение в одной композиции разных моментов движения.
Слайд 23Ф. Т. Маринетти
. "Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без
агрессивности". А ещё признавался "Мы хотим разрушить музеи, библиотеки. Сражаться с морализмом:".
Слайд 24В феврале 1914 г. Маринетти появился в знаменитом петербургском подвале "бродячая
собака", где собирались артистическая молодёжь и творцы "нового искусства".
Слайд 25Впервые слово "футуризм" появилось в названии группы поэтов, именовавших себя "Эгофутуристами".
Правда, направление это было отнюдь не монолитным, а его изобретение целиком принадлежало поэту Игорю Северянину (И.В. Лотарёву, 1887-1941).
Слайд 26Ядро литературного объединения "Гилея" - первого крупного содружества футуристов.
Слайд 29Литература.
1. Аксёнов М., Майсурян Н. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2.
Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство XVII – XX веков. М.: Аванта +, 2005г.
2. Аронов А. А. Мировая художественная культура. Россия конец XIX-XX век. М.: Издательский книгопечатный Центр, 1999г.
3. Горелова И., Брагин А. Искусство. М.: АСТ, 2003г.
4. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 1, 2 части. 11 класс. М.: Владос, 2007 г.