Презентация, доклад по МХК для 10 класса. Театр и музыка на Руси.

Во второй половине 17 века были заложены основы профессионального русского театра.Его возникновение принято относить к 1672 году, когда царю Алексею Михайловичу – гонителю народных потех и большому любителю пышных зрелищ и развлечений – был представлен первый

Слайд 1Театр и музыка

Театр и музыка

Слайд 2Во второй половине 17 века были заложены основы профессионального русского театра.
Его

возникновение принято относить к 1672 году, когда царю Алексею Михайловичу – гонителю народных потех и большому любителю пышных зрелищ и развлечений – был представлен первый спектакль придворного театра. На сцене « комедийной хоромины» в летней резиденции царя, в селе Преображенском под Москвой, был поставлен спектакль на библейскую тему « Эсфирь, или Артаксерксово действо», созданную пастором лютеранской церкви в Москве
Во второй половине 17 века были заложены основы профессионального русского театра.Его возникновение принято относить к 1672 году,

Слайд 3 Будущая царица Эстер родилась в Сузах — столице Персидской империи, простиравшейся

от Египта до Индии. Её еврейское имя было Адасса, однако она предпочитала, чтобы её звали персидским именем Эстер, в честь почитаемой местной богини Иштар. Эстер рано осталась сиротой. Её воспитал дядя Мордехай (тоже названный в честь персидского бога — Мардука) — он занимал видный пост при царском дворе.
Персией в то время правил царь Ахашверош (Артаксеркс). Задумав жениться, он устроил конкурс красоты — собрал в своём дворце самых прекрасных девушек со всей империи. В их число попала и Эстер.
Девушек было много, а царь всего один. Естественно, конкурс на место царицы был очень большим. Однако Эстер удалось победить всех соперниц — выбор Ахашвероша пал на неё. Женившись, царь обычно оказывал благодеяния и семье своей избранницы. Но Эстер, по совету дяди, не сказала царю о своем происхождении. Поэтому никто во дворце не знал, что царица — еврейка, а Мордехай — её близкий родственник.
Будущая царица Эстер родилась в Сузах — столице Персидской империи, простиравшейся от Египта до Индии. Её еврейское

Слайд 4 Царский визирь Аман задумал уничтожить всех евреев: «Всех с жёнами

и детьми всецело истребить вражескими мечами, без всякого сожаления и пощады, в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара». Узнав об этом, Мордехай обратился за помощью к Эстер. Сначала царица отказывалась — мол, она не знает, как помочь, ведь сам царь уже одобрил этот проект. Однако Мордехай настаивал: «Если ты промолчишь в такое время, то свобода и избавление придёт для иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» Слова дяди убедили царицу, и она согласилась сделать всё, что в её силах.
Царский визирь Аман задумал уничтожить всех евреев: «Всех с жёнами и детьми всецело истребить вражескими мечами,

Слайд 5История еврейки, ставшей царицей и спасшей свой народ, с давних пор

привлекала внимание художников: картины с её изображением можно увидеть в лучших музеях мира. Самое известное полотно написано великим голландским художником Рембрандтом.
Английский композитор Георг Фридрих Гендель посвятил Эстер ораторию; великий французский драматург Жан Расин написал трагедию «Эстер». А уже в наши дни американский композитор Альберт Марков сочинил детскую оперу «Царица Эстер».
История еврейки, ставшей царицей и спасшей свой народ, с давних пор привлекала внимание художников: картины с её

Слайд 6Еврейская царица стала главной героиней пуримшпилей – традиционных комических представлений, которые еврейские актёры-любители

давали в праздник Пурим. Не довольствуясь библейским сюжетом, авторы пуримшпилей обычно переписывали классическую историю на злобу дня. Например, в СССР Мордехая и Эстер изображали отказниками, которых персидские (то есть советские) власти не отпускают в Иерусалим. Во время войны в Ираке Амана гримировали под Саддама Хусейна.
В 1672 году русский царь Алексей Михайлович решил завести в Москве придворный театр. По указу царя лютеранский пастор написал пьесу в стихах «Артаксерксово действо». Её героями стали царь Артаксеркс, Мордехай, Аман и царица Эстер. Так что история русского театра фактически началась с пуримшпиля, а Эстер стала первой главной женской ролью русской сцены. Пьеса, между прочим, шла десять часов без антракта и имела большой успех.
Еврейская царица стала главной героиней пуримшпилей – традиционных комических представлений, которые еврейские актёры-любители давали в праздник Пурим. Не довольствуясь

Слайд 7Рембрандт . Артаксеркс, Аман и Эсфирь.

Рембрандт . Артаксеркс, Аман и Эсфирь.

Слайд 8Хорошо известный библейский сюжет и вставные комические сценки с участием дурацкой

персоны, напоминавшей Петрушку, были понятны русской публике. Тем более, что под мудрым древним правителем подразумевался главный зритель спектакля – царь Алексей Михайлович.
Вслед за первой пьесой были поставлены и другие – « Иудифь», « Жалобная комедия об Адаме и Еве», « Темир-Аксаково действо».
Хорошо известный библейский сюжет и вставные комические сценки с участием дурацкой персоны, напоминавшей Петрушку, были понятны русской

Слайд 9Придворные спектакли ставили с большим размахом и роскошью, так как они

должны были отражать пышность и богатство царского двора.

Костюмы шились из дорогих тканей. В спектаклях широко использовались музыка, пение и танцы. Нередко звучали орган, трубы и другие инструменты. Каждый спектакль имел подъёмные декорации и боковые кулисы.
Первыми исполнителями пьес придворного театра были актёры из Немецкой слободы, но очень скоро был отдан приказ
« обучить комедийному строению» русских детей из мещан и подьячих, которые должны были составить профессиональную русскую труппу.

Придворные спектакли ставили с большим размахом и роскошью, так как они должны были отражать пышность и богатство

Слайд 10После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году на смену «

государевой потехе» пришёл школьный театр, опиравшийся на богатейший опыт театров Польши и Украины. Его зарождение было связано с именем Симеона Полоцкого (1629 – 1680)
После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году на смену  « государевой потехе» пришёл школьный театр,

Слайд 12Специально для школьного театра он написал две пьесы – « Комедию

притчи о блудном сыне» и « О Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожжённых»

«Комедия» была написана на евангельский сюжет, она содержала конфликт, типичный для той эпохи, когда «дети» не слушали родителей, тяготились их опекой, уходили из дома в мечтах повидать мир. Проблема поведения молодого человека нашла своё отражение и в повестях второй половины 17 в., таких, как «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повести о Савве Грудицине», «Повести о Фроле Скобееве». Пьеса небольшого объёма, её композиция очень проста, место действия условно, число персонажей небольшое, причём персонажи безымянные (например, Отец, Сью юнейший, Сын старший, Слуга Блуднаго и т.д.). В пьесе нет аллегорий, и всё это сближает «Комедию» со школьными драмами и обеспечивало ей успех.

Специально для школьного театра он написал две пьесы –  « Комедию притчи о блудном сыне» и

Слайд 13Начинается комедия с пролога, который призывает со вниманием посмотреть эту пьесу.

Далее начинается 1-ая часть, где отец раздаёт наследство своим сыновьям, за что они благодарят отца, но младший просит благословения и говорит: «абие хощу путь мой начинати. Что стяжу в дому? Чему изучуся? Лучше в странствии умом сбогачуся». Во второй части Сын юнейший уходит из дома и говорится о его пьянках и разгуле. Третья часть состоит только из одного предложения: «Изыдет Блудный сын похмелен, слуги различно утешают; ви^абнищает». В~4-<ш_части говорвтсал его нищете и голоде. В 5-ой части сын возвращается к отцу, а в 6-ой он показан уже одетым и накормленным, восхваляющим Бога. Далее следует эпилог, в котором говорится о назначении пьесы и наставляет^ запомнить её. Из всего этого следует, что стиль пьесы-поучительный. И несмотря на то, что она названа комедией, по сути своей это притча.
Начинается комедия с пролога, который призывает со вниманием посмотреть эту пьесу. Далее начинается 1-ая часть, где отец

Слайд 15Пьеса « О Навуходоносоре царе»
По приказу царя Навуходоносора, возомнившего себя превыше

богов, халдеи-палачи должны были сжечь в « пещи» непокорных отроков, не пожелавших отказаться от веры христианской. Отроков в белых одеждах вводили в «пещь» и метали в них «плавучую траву», дававшую яркие вспышки пламени. Раздавался гром, и неожиданно сверху спускалась фигура ангела, вырезанная из кожи или пергамента. Поражённые свершившимся чудом, халдеи падали ниц, а отроки выходили из «пещи» и под песнопение уходили в алтарь.
Пьеса « О Навуходоносоре царе»По приказу царя Навуходоносора, возомнившего себя превыше богов, халдеи-палачи должны были сжечь в

Слайд 17« Пещное действо». Картина Николая Рериха.

« Пещное действо». Картина Николая Рериха.

Слайд 18Так , придворный и школьный театры 17 века положили начало развитию

театрального искусства в России и во многом предопределили его будущее.
Так , придворный и школьный театры 17 века положили начало развитию театрального искусства в России и во

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть