Слайд 1Архитектура и скульптура Древней и Средневековой Индии.
Учитель ИЗО и МХК Алексеева
Е.С.
Слайд 2Культура Индии — одна из древнейших культур человечества, непрерывно развивающаяся в
течение нескольких тысячелетий. На протяжении этого времени многочисленные народы, населяющие территорию Индии, создали высокохудожественные произведения литературы и искусства.
Культура Древней Индии начала складываться уже в 3 тысячелетии до н.э., в период разложения первобытно-общинного строя и становления классового общества. Пережитки первобытно-общинных отношений в Индии сохранились вплоть до средних веков.
Слайд 3Первые известные нам произведения индийского искусства относятся к периоду неолита. Археологические
находки, сделанные в долине Инда, открыли древнейшие культуры, восходящие к 2500 - 1500 гг. до н.э.; важнейшая из них обнаружена в поселениях Мохенджо-Даро (в Синде) и Хараппа (в Пенджабе) и относится к бронзовому веку. Общество этого времени находилось на уровне раннеклассовых отношений. Найденные памятники свидетельствуют о развитии ремесленного производства, наличии письменности, а также и о торговых отношениях с другими странами.
Слайд 4Хараппа и Мохенджо-Даро являлись, как предполагают, центрами индской цивилизации, существовавшей в
3-м тысячелетии до н. э. Проводимые раскопки позволили обнаружить города площадью около 1,5 км2 с правильной планировкой, сложной системой канализации, остатками больших сооружений (среди которых «купальня», «зернохранилище», «училище» и др.). При раскопках обнаружено также большое количество печатей и фигурок из камня и бронзы. Индская цивилизация имела свою письменность, но язык ее не разгадан. Кроме того, археологами не обнаружено ни одной гробницы, ни одного здания, поддающегося идентификации (храм, дворец и т. п.), ни одного символа власти или привилегий. Таким образом, данные выше названия городских сооружений носят предположительный характер.
Слайд 5Мохенджо-Даро – остатки крупного города, принадлежавшего древнейшей цивилизации Индии. Город состоял
из двух частей: цитадели, возведенной на возвышении – глиняной платформе, и «нижнего города», где жили рядовые горожане. В цитадели раскопано большое здание , видимо дворец правителя, а также прямоугольный бассейн. Этот город был центром древнего государства, в котором большую власть имели жрецы, и в бассейне совершались ритуальные омовения.
Город был четко распланирован, главные улицы имели ширину до 10 м., и пересекались под прямыми углами.
Слайд 9Появление буддизма повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших пропаганде
его идей. При Ашоке строились многочисленные храмы и монастыри, высекались буддийские моральные предписания и проповеди. В этих культовых сооружениях широко использовались уже сложившиеся традиции архитектуры. В скульптуре, украшавшей храмы, отразились древнейшие легенды, мифы и религиозные представления; буддизм вобрал в себя почти весь пантеон брахманских божеств.
Слайд 10Одним из главных видов буддийских культовых памятников были ступы. Древние ступы
представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам. На вершине ступы ставился кубический «божий дом», или реликварий из драгоценного металла (золота и др.). Над реликварием возвышался стержень, увенчанный убывающими кверху зонтами — символами знатного происхождения Будды. Назначением ступы являлось хранение священных реликвий. Ступы строились в местах, связанных, по легендам, с деятельностью Будды и буддийских святых.
.
Слайд 11Большая ступа в Санчи
Наиболее ранним и ценным памятником является ступа в
Санчи, выстроенная при Ашоке расширенная и обнесенная каменной оградой с 4 воротами.Общая высота ступы в Санчи 16,5 м, а до конца стержня 23,6 м, диаметр основания - 32,3 м. Лаконичность и монументальность тяжелых и мощных форм характерны как для этого памятника, так и вообще для культового зодчества периода Маурья.
Слайд 12Зонтики также могут выступать и как знаки особого почитания, которыми одаривают
объекты и отдельных персонажей; кроме того, три зонтика символизируют три драгоценности: Будду, Закон и монашескую общину, или сангху. Наиболее известная из сохранившихся ступ раннего периода находится в Бхархуте; этот один из величайших памятников, относящихся к 100 году до н.э., со времен раскопок, произведенных в XIX в., все еще представляет гору булыжников.
Значение этих ранних ступ - в богатстве представленных на них образов: жанровые сцены, джатаки и самостоятельные фигуры могут
служить наглядной энциклопедией искусства раннего периода. Последние исследования показали, что рельефы в Бхархуте исполнены тонко и умело, в разнообразной технике и с многочисленными вариациями в манере повествования.
Слайд 13Сарнатхская капитель сделана из полированного песчаника; все изображения, выполненные на ней,
воспроизводят традиционные индийские мотивы. На абаке помещены рельефные фигуры слона, коня, быка и льва, символизирующие страны света. Животные на рельефе переданы живо, их позы динамичны и свободны.
Слайд 14
Фигуры львов наверху капители более условны и декоративны. Являясь официальным
символом мощи и царственного величия, они значительно отличаются от рельефов в Санчи.
Слайд 17Храм в Элоре
В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных храмов.
Буддийские храмы и монастыри высекались прямо в массивах скал и представляли подчас крупные храмовые комплексы. Суровые, величественные помещения храмов, разделенные обычно двумя рядами колонн на три нефа, украшались круглой скульптурой, резьбой по камню и живописью.
Слайд 18Внутри храма помещалась ступа, расположенная в глубине чайтьи, против входа. От
времени Ашоки сохранилось несколько небольших пещерных храмов. В архитектуре этих храмов, как и в других каменных сооружениях периода Маурья, сказались традиции деревянного зодчества (главным образом в обработке фасадов).
Слайд 20В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными
были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств и правила их создания.
Слайд 21В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийская, греко-римская и среднеазиатская. Именно
здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв.
Слайд 22В матхурской школе, рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой, особое значение
получает светская среда, на ряду с чисто религиозными архитектурными композициями. Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурская школа испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского искусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии (фигуры богинь матери, местных божеств и т.д.).
Слайд 23 В 7—8 вв. в расцветающих центрах Индии продолжали возводиться грандиозные
пещерные храмы, крупнейшими из которых были поздние пещеры Аджанты (7 в.)
Слайд 24храм Шивы на острове Элефанта (7 в.)
Слайд 26На севере Индии в 13 в. началось широкое строительство новых культурных
сооружений, минаретов, мечетей и мавзолеев, образы и строительные приемы которых были привнесены из стран Среднего Востока. Вместо прежней сухой кладки напуском постепенно вводится кладка на растворе, позволившая возводить широкие арки и купола, прежде никогда не применявшиеся в Индии. Религия ислама с его запретом изображать людей в культовых зданиях внесла существенные перемены и в прежнюю систему взаимодействия архитектуры и скульптуры. Четкий геометрический орнамент пришел на смену пластичности храмовых скульптур, а гладкие плоскости стен — криволинейным усложненным объемам индуистских культовых зданий.
Слайд 27Стройный ствол минарета достигает высоты 73 м. Его массивные грани, сочетание
золотистого и красного песчаника, узорные балконы, приостанавливающие его неудержимый рост кверху, придают ему характер материальности, монументальности и пластичности. Красота камня подчеркивается простыми, строгими и вместе с тем разнообразно чередующимися в ярусах гранями, то острыми, то округлыми, придающими ему пучкообразную форму.
Слайд 28Излюбленным материалом становится белый мрамор, из которого выстроен один из самых
значительных памятников Агры этого времени — мавзолей Тадж-Махал (1632—1650), созданный строителями Индии, Турции, Ирана, Средней Азии и Афганистана.