Слайд 1Искусство книжной миниатюры Востока
Миниатюра
название, присвоенное исполненным красками картинкам, заставкам, фигурным прописным
буквам, орнаментированным рамкам страниц и вообще иллюстрациям старинных рукописей. Название это происходит от "миниума" — красной краски (киновари или сурика), которой старинные каллиграфы расцвечивали инициалы и отмечали рубрики в своих манускриптах. Украшение рукописей рисунками было известно еще в глубокой древности, у китайцев, индийцев, персов и др. восточных народов. Очень часто употребляли его также египтяне, от которых дошло до нас немало папирусных свитков с иероглифическим текстом и рассеянными среди него раскрашенными фигурами и орнаментами. Однако миниатюра получила впервые значение особой художественной отрасли только у греков. Они передали ее вместе с другими плодами своей цивилизации Риму, где со времени Августа особенно распространился обычай снабжать роскошные, назначенные для знатных и богатых людей списки беллетристических и ученых сочинений полихромными рисунками, служащими пояснением текста.
Книжная миниатюра Востока- одно из замечательных явлений в изобразительном искусстве народов мира. Наивысшего расцвета оно достигла в XIV-XVI столетиях в таких странах, как Иран, Ирак, Афганистан, Азербайджан, Турция и Индия.
Слайд 2ИРАНСКАЯ МИНИАТЮРА
Персидская живопись, известная на Западе как миниатюра, заслуженно знаменита во
всем мире. Портреты, изображения фигур святых лиц или событий не запрещались, но воспринимались неодобрительно исламскими религиозными традициями. Перспектива, объем, освещенность - эти термины долгое время были неизвестны иранским художникам. Каллиграфия, цветочные мотивы и геометрические композиции были основой всех иллюстраций; полихромия применялась только в керамике. Живописцы занимались иллюстрацией текстов Корана, научных трудов, эпических поэм, легенд, воспевающих достижения и подвиги правителей и героев. так развивалось и совершенствовалось искусство миниатюры.
Фрагмент миниатюры
сефевидского периода
Слайд 3Плитка с росписью, первая четверть 17в
При Ахеменидах произведения декоративно-прикладного искусства
- серебряные и золотые сосуды с чеканкой и гравировкой, ювелирные изделия, печати, монеты - украшались растительными мотивами, изображениями животных, сценами охоты, единоборства царя со зверем, геральдическими мотивами.
Слайд 4Неизвестный художник начала 17в.
Дервиш
Согласно дошедшим до нас легендам, первым художником Ирана
и создателем искусства живописи был пророк Мани, основатель гностической религии манихейства, живший около 210-276 гг. н.э. Поклонники Мани верили, что его картины создаются при помощи чудес.
Позже творчество иранских живописцев повлияло на стиль иллюстраций византийских манускриптов, манера которых стала избавляться от условности и излишней жесткости христианского стиля. Иранская миниатюра полна утонченной нежности. Существовало предание, что умельцы иногда пользовались одним-единственным волосом в качестве кисточки. Еще в XI веке иранцы были бесспорными мастерами живописи и остаются таковыми до сих пор
Слайд 5Мухаммад Ширази
иллюстрация к "Шахнаме", 16в.
При монгольских правителях в Иране широко
распространялся художественный стиль Китая, при дворцах правителей работали многочисленные китайские мастера. Бумага также пришла из оттуда в 753 г. н.э., поэтому неудивительно, что в традиционной персидской миниатюре, особенно в начальном периоде ее развития, прослеживается сильное влияние китайского искусства.
В основном, миниатюра выполняла функцию иллюстрации. Это позволяло дополнить художественный текст зрительными образами, делало чтение и понимание текста более легким и приятным. Миниатюра, всегда развивавшаяся на стыке литературы и живописи, сочетала в себе особенности как художественного, так и поэтического языка.
Слайд 6Неизвестный художник
"Парламент птиц",
иллюстрация к поэме Аттара
Литература Ирана породила большое количество
выдающихся произведений, способных вдохновить художников-миниатюристов. Такое огромное число выдающихся литературных произведений дало толчок к появлению множества школ миниатюры, обладающих своим уникальным стилем. Благодаря им искусство миниатюры достигло своего расцвета именно в Иране и Средней Азии. Самые влиятельные школы находились в Ширазе, Тебризе, Исфагане и Герате.
Слайд 7Ширазская миниатюра 14 в.
В 13-14 вв. в Ширазе, столице Фарса, наблюдалось
бурное развитие культуры. Это был период Саади, Кермани и Хафиза. Поэзия процветала, миниатюра тоже. Одной из самых важных работ миниатюристов этого периода был создание иллюстраций к «Шахнаме», и в Ширазе этим занималась большая группа художников. Ширазскую миниатюру 14 в. отличает симметричная композиция, связь со стенными росписями, грубоватый рисунок, крупные фигуры людей, преобладание золота, красных и жёлтых тонов. Часто рисунок вписывался в текст, обрамляя его, подобно рамке.
Слайд 8Тебризская школа
В конце 13в., когда Рашидаддин собрал в Тебризе каллиграфов
и художников для переписки и украшения манускриптов, появляется Тебризская школа миниатюры. Ранняя Тебризская миниатюра значительно отличалась от Ширазской, т.к. сочетала восточные элементы с армяно-византийским стилем живописи. Это последнее влияние можно объяснить географическим положением Тебриза, находящимся на границе областей, населенных армянами. В 30—40-х гг. 14 в. были созданы уникальные по выразительности изображенных сцен (особенно драматических) миниатюры к «Шахнаме». В 15 в. стили Тебризской и Ширазской школы сблизились, что связано с переселениями художников после завоевания Багдада и Тебриза Тимуром. Многие миниатюристы отправлялись в Самарканд, столицу завоевателя, либо ко двору его внука, Султана Искандера, правителя Шираза. На новых местах художники вынуждены были, с одной стороны, приспосабливаться к уже существующим там вкусам и требованиям, с другой – старались придерживаться той живописной манеры, к которой привыкли у себя на родине.
Слайд 9Султан Мухаммад
"Мирадж"
(Вознесение Пророка Мухаммада)
Султан Мухаммад (конец 1470-х-1555), миниатюрист, глава
тебризской школы миниатюры. Ученик Ага Мирека. Работал в шахской библиотеке и занимался художественным воспитанием шаха Тахмаспа I. Произведения Султана Мухаммада – иллюстрации к «Дивану» Хафиза, конец «Шахнаме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами, отдельные миниатюры – отличаются динамичностью и изысканной гармонией композиции, тончайшей декоративностью колорита, чертами реалистичной выразительности в трактовке пейзажа, поз и жестов людей и животных. Исполнял также многочисленные портретные миниатюры, эскизы ковров с изображением сцен охоты, занимался ювелирным делом и производством полуфаянса.
Слайд 10Неизвестный художник школы Султана Мухаммада
Игра в човган, 1524г.
В 16 веке поэзия
стала чрезвычайно популярна по всей территории Ирана и Средней Азии, что обогатило искусство миниатюры новыми темами. Это было начало бурного развития во всех живописных школах Ирана. Тебризская миниатюра того времени служит примером доведенного до совершенства мастерства в изображении на ограниченном пространстве сложной сцены или пейзажа, например, здания дворца с частью двора перед ним, внутренним садом, фрагментом интерьера. Художники тщательно выписывают архитектурные сооружения, природу. Фигуры людей уже не статичны, а полны движения и более естественны. Высокий расцвет пережила Тебризская школа в 1-й половине 18 в. с приходом к власти Сефевидов.
Слайд 11Гератская школа.
Мирак Наккаш
В первой половине 15 века появилась художественная
школа в Герате, столице государства Тимуридов, туда переселяются лучшие художники Тебриза и Шираза. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Уже в раннем Герате миниатюра отличается мастерством, уверенностью в изображении фигур людей, сложностью композиции.
Слайд 12Творчество Камаледдина Бехзада
Беседа
ученых в медресе,
илл. к "Бустану" Саади
Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая окружающую их сцену простым сопровождением и обрамлением. Благоуханная природа, полная ярких красок и гибких линий, весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом – все это образует декоративный фон, на котором разворачивается основное действие. Одним из самых известных живописцев Гератской школы является Камаледдин Бехзад, творчество которого находилось под влиянием поэзии Джами и Навои. В работах Бехзада появляется исключительное внимание к повседневной жизни человека. Картины Бехзада привели искусство миниатюры к его подлинному расцвету.
Слайд 13Строительство мечети
Камаледдин Бехзад (1450-1535) – персидский миниатюрист, глава Гератской
и Тебризской школ миниатюры в конце эпохи Тимуридов и начале правления Сефевидов.
Бехзад является самым известным из мастеров персидской миниатюры, его называют «Восточным Рафаэлем», но прославился он, как создатель особого изобразительного стиля: геометричного, использующего для передачи смысла суфийскую мистику и символику цвета.
Слайд 14Царь Дарий и пастухи,
иллюстрация к "Бустану" Саади
Бехзад рано остался сиротой
и был взят на воспитание известным живописцем Мираком Наккашем, возглавлявшим в Герате дворцовую мастерскую по изготовлению художественных рукописных книг (по др. источникам, учителем Б. был Сеид Ахмед Тебризи). Бехзад пользовался покровительством тимуридского визиря Мир Али Шир Навэя. Ему благоволили Хуссейн Бейкар Тимурид и другие эмиры Герата. После падения династии Тимуридов в 1510, он был призван шахом Исмаилом I Сефеви в Тебриз где, как глава шахских художественных мастерских (с 1522 г.) и придворный художник, оказал влияние на развитие живописи сефевидского периода.
Слайд 15Соблазнение Юсуфа
Он внес новые мотивы в персидскую живопись. Его
миниатюры отличает сложность, но не запутанность, красочность, но реалистичность. Оставаясь в рамках условностей средневековой миниатюры (локальность цвета, плоскостность), Камаледдин Бехзад в изображении человека и природы исходил из живых наблюдений, воплощая их с такой силой и убедительностью, какой до него восточная миниатюра не знала, фигуры людей в его работах лишены статичности, он сумел передать естественные и реалистические жесты и позы. Его работы, высоко ценившиеся уже современниками, отличаются тонким выразительным рисунком, богатством цветовой гаммы, живостью поз и жестов изображенных людей; часто композиция разворачивается на двух смежных листах с большим числом персонажей и обилием точно найденных деталей.
Слайд 16Исфаганская школа
Другими выдающими миниатюристами Герата стали учитель Бехзада и глава
Гератской школы Мирак Наккаш, Касим Али, Хаджа Мохаммад Наккаш и Шах Мозаффар. Исфаганская школа миниатюры сформировалась на рубеже 16-17 вв. при дворе шаха Аббаса I. Для Исфаханской школы характерны возникновение станковой миниатюры (на отдельных листах), преимущественное развитие виртуозного рисунка кистью, с легкой подцветкой (Реза Аббаси). В ней, наряду с книжной иллюстрацией широко распространяются портретные и жанровые миниатюры на отдельных листах, собираемых в альбомы. Основное значение получил виртуозный рисунок, исполненный свободными мазками кисти, с лёгкой подцветкой, придающий фигурам объёмность и живость движения. Вместе с тем в миниатюре Исфаганской школы сохранились и традиционные черты: тончайшая разработка деталей, широкое использование золота в изображении фона и в орнаменте одежд. Прекрасным примером стиля Исфаганской школы служит миниатюра середины 17в. "Коленопреклоненный юноша". Становление стиля Исфаганской школы связано с творчеством её крупнейшего представителя Резы Аббаси.
Слайд 17Творчество Резы Аббаси
Коленопреклоненный юноша,
середина 17в.
Реза Аббаси (1587-1629) –
уникальный художник, ведущий художник Исфаганской школы живописи, мастер виртуозного искусства, сын придворного живописца Кали Ашгара и ученик известного Мусина. Получив художественное образование в мастерской отца, Аббаси еще в молодости был принят ко двору шаха Аббаса I. Исполнял жанровые сценки и портреты (в т. ч. пастухов, крестьян), редко — иллюстрации. Его миниатюры изображают как знатных придворных и изнеженных женоподобных юношей, "стройных, как кипарис", так и крестьян и пастухов, в импрессионистской манере, свойственной придворной живописи Сефевидов.
Слайд 18Портрет португальца
Будучи приверженцем традиционного стиля живописи, Реза Аббаси вводил новые
сюжеты в персидское творчество. Реза Аббаси устанавливает тон для искусства большей части семнадцатого века, поскольку еще долгое время молодые живописцы, чтобы развить собственный стиль, продолжают копировать его работы.. В миниатюрах художников середины и 2-й половины 17 в. фигуры становятся крупнее, пейзаж получает более реалистическую трактовку.
Слайд 20 Грузинский принц
Эволюция творчества
Аббаси, опирающегося на традиции живописи Мухаммади — одного из крупнейших миниатюристов Тебриза, отмечена переходом от поэтически-умиротворенных композиций, где силуэты фигур очерчивает ровная и плавная замкнутая линия, как бы изолирующая фигуру от окружающей среды, к листам, полным глубокого внутреннего напряжения, островыразительным портретам.
Слайд 21 Пастух
Прерывистая линия, острота которой
подчёркивается мягкостью тональных переходов, выявляет пластику фигур, их связь с окружающим пространством.
Мусаввира
Юноша играющий на флейте
Муин Мусаввир (1617-1708) один из самых талантливых и плодовитых миниатюристов 17в., ученика Резы Аббаси. Большая часть работ Мусаввира – иллюстрации к рукописям, в первую очередь, к "Шахнаме" Фирдоуси (в течение 1690-х гг. он создает 21 миниатюру к "Шахнаме"), миниатюры на отдельных листах.
Слайд 23Фонтан жизни
иллюстрация к «Шахнаме»
Начало творчества Мусаввира отмечено влиянием миниатюр Резы
Аббаси, но вскоре он вырабатывает свой собственный стиль. Пример характерного стиля Мусаввира представляет иллюстрация к "Шахнаме" "Див Акван поднимает Рустама" (сер. 17в.).
Див Акван
поднимает Рустама
Самые известные миниатюры художника – Юноша, играющий на флейте (1676г.), портрет придворного лекаря Хаким Шафаа (1674), портрет султана Итимада-аль-Доула, "юноша в оранжевом платье".
Слайд 25Моти Али Современная миниатюра
В 17в. предприимчивые торговцы и послы иностранных
дежав начали завозить в Иран европейские произведения искусства, открывшие для персидских художников новую технику письма, которую те объединяли с традиционным стилем. В 1670-е гг. появилось направление, сложившееся под влиянием европейской живописи. Его представители (художники Мохаммед Заман, Али-Кули-бек, Джабадар и др.) в своих произведениях, нередко на темы христианской мифологии, применяли светотеневую моделировку лиц и одежд, линейную и воздушную перспективу в изображении пейзажных фонов. К началу 18 в. это «европеизирующее» направление становится преобладающим.