Слайд 1Русский портрет в XVIII веке
Слайд 2 Век портрета
В живописи
XVIII века важное место занимает портрет. Именно по портрету можно судить об этом столетии. В этой области русские художники по праву заняли свое место среди крупнейших портретистов Европы. Важно отметить внутренне единство и цельность русского портрета XVIII века как искусства гуманистического, правдивого.
Лучшие художники исходили из концепции человека XVIII века: ценность человеческой личности определяется её интеллектуальными и душевными качествами, а не местом в социальной иерархии. Отсюда та трезвая и нелицеприятная сдержанность во многих произведениях, даже в портретах августейщих особ. Конечно, художники не были совершенно независимы от своих заказчиков, которым они, по словам Г.Державина высказывали «истину с улыбкой».
Слайд 3У истоков портретной живописи стоит И.Н.Никитин (1680 – 1742). Он ярко
воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой.
Русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета- общепонятный и вполне неповторимый. Художник передает величественность и душевный покой царственной особы. Одна из самых образованных женщин своего времени: писала пьесы, занималась режиссурой, способствовала созданию театра. Нездоровая полнота, замеченная художником, выдает физическое недомогание.
Портрет царевны Натальи Алексеевны
Слайд 4И. Никитин «Портрет напольного гетмана»
В портретах, написанных И.Никитиным интересно его мастерство,
но и та нравственная позиция, которая проступает в них. Художник не льстит моделям, на какой бы ступени социальной иерархии они не стояли, не унижает своего искусства. В облике старого гетмана нет ничего парадного, показного, художник подводит зрителя вплотную к этому интересному, много испытавшему и повидавшему на своем веку, человеку, дает почувствовать его волевую, закаленную превратностями судьбы натуру. В то же время художник не скрывает властного и несколько мрачноватого характера гетмана, затаенные в его глазах настороженность и недоверие. Яркая характерность достигается и колоритом, основанным на сочетаниях теплых золотисто-желтых, красных, розовых тонов.
Слайд 5А.Матвеев «Автопортрет с женой»
Матвеев буквально за руку вводит свою жену в
новый мир. Делает он это с подобающим и своей юности, и юности представляемой им страны достоинством. Молодость персонажей в данном случае как бы является метафорой молодости новой России.. Свет юных лиц счастливых супругов, кажется, не замечает клубящуюся за ними тьму. Непривычное платье и жесты несколько стесняют персонажей автопортрета, но не сбивают с твердо избранного пути, о чем свидетельствует вся динамика диагонального движения композиции.
Слайд 6Середина XVIII века в России связана с именами таких крупных и
значительных художников как И. Аргунов, И. Вишняков, А. Антропов.
Слайд 7И.Вишняков «Портрет Сары Фермор»
И.Вешняков – художник своебычный и во многом загадочный.
Его портретные образы привлекают к себе хрупкой изысканностью. Пробиваясь сквозь условности парадного портрета, Вишняков наделяет свои модели, теплотой затаенных чувств, какой- то трогательной незащищенностью, соединенной с несколько наивной торжественностью композиции. Сложная гамма чувств находит воплощение в красивых оттенках словно вибрирующего цвета. Сара Фермор покоряет трогательной хрупкостью, чистотой и одухотворенностью. Серьезно и чуть напряженно лицо девушки.
Слайд 8 Портрет Сары Фермор
В этом портрете отразились характерные черты искусства середины XVIII
столетия. Это и чисто русское понимание образа, где на первом плане – внимание к духовному миру человека. Это и особенности стиля: сплав европейского искусства рококо и традиций древнерусской живописи. Фронтальная постановка фигуры, плоскостное решение пространства – это от традиционного старого письма, а от рококо – утонченность пейзажа, изысканное сочетание голубого и жемчужно-серого цветов.
Слайд 9 А. Антропов. Портрет А.И. Измайловой
Перед зрителем предстает своенравная и умная старая
барыня с острым, властным и умным лицом, покрытым плотным слоем румян и белил. Это уже не просто статс-дама двора Елизаветы Петровны, цельный и яркий характер, типичный для русского общества той эпохи. Перед зрителем предстает своенравная и умная старая барыня с острым, властным и умным лицом, покрытым плотным слоем румян и белил. Это уже не просто статс-дама двора Елизаветы Петровн, цельный и яркий характер, типичный для русского общества той эпохи.
Слайд 10 И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»
Этот портрет написан в
1784 году и принадлежит к числу самых совершенных совершений художника. Увиденная и воссозданная очень просто и скромно, без всякой манерности, молодая русская крестьянка, исполненная чувства собственного достоинства и словно излучающая ласковую доброту, в изображении крепостного живописца олицетворяет физическую и нравственную красоту народа.
Слайд 11Боровиковский.«Портрет М.И.Лопухиной (1797)» Естественная непринужденность сквозит в артистически- небрежном жесте Лопухиной,
капризно- своенравном наклоне головы, своевольном изгибе мягких губ, мечтательной рассеянности взгляда.
Слайд 12Рокотов. Екатерина II.«писан» в 1763 году, месяц май 20 дня.
Слайд 13 "Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитого горнозаводчика. Левицкий
Слайд 14 Русские художники XVIII века сумели воплотить в красках облик, характеры,
духовный мир своих современников. Именно в портрете создало искусство этого времени свои лучшие произведения. Русские художники XVIII века сумели воплотить в красках облик, характеры, духовный мир своих современников. Именно в портрете создало искусство этого времени свои лучшие произведения.