Слайд 1Реализм – художественный стиль эпохи
Создатель презентации Милюшкина Кристина Павловна ученица 10
класса
МОБУ СОШ №5
с.Нагорное Приморский край Пожарский район
Слайд 2Реализм
Метод художественного объективного и всестороннего отображения действительности в искусстве
Слайд 3Реализм
Правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду
искусства
Никакого приукрашивания внешнего или внутреннего Реализм не допускал
Слайд 4Реализм
realis (от латинского слова – вещественный)
В широком смысле обозначает
стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях
Реализм изменчив и неопределен, стилистически многолик и многовариантен
Слайд 5Этапы реализма:
Первобытность – наивный реализм
1
Античность –мифологический реализм
2
Возрождение – подражание природе
3
Просветительский реализм
– 18 в
4
Реализм – 19 – 20 в
5
Слайд 6классицизм
романтизм
Конец XVIII в.
Начала XIX в.
разум
чувства
реализм
Середина XIX в.
истина
Слайд 7Вопросы для размышления:
Существует ли абсолютный реализм?
Разве творчество романтиков или
классиков лишено реалистических тенденций?
Когда появился реализм в искусстве?
Слайд 8Реализм в художественной деятельности
Не существует абсолютного реализма
Это воспроизведение действительности
такой, какая она есть
Реализм родился вместе и одновременно с искусством
Слайд 10Гюстав Курбе
(1819 – 1877 гг.)
1855 г. Персональная выставка «Павильон реализма»
Слайд 11В центре внимания реалистов:
Окружающий мир
Природа
Общественные отношения
Индивидуальные особенности человека
Слайд 13Реализм – правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни.
М. Горький
Слайд 14Реализм в России
В 30 – 40-е годы XIX века в
русском
изобразительном искусстве, так же как и в литературе появляются и развиваются ростки нового направления – реализма.
Слайд 15В середине XIX века реализм становится ведущим и наиболее влиятельным стилем
искусства. Русский художественный критик и историк искусства Стасов называл реализм свежим веянием в искусстве- новым художественным движением. Иными словами, перед искусством стояли новые задачи, была определена новая суть художественного стиля.
Слайд 16Понятие «реализм» очень сложное и многогранное, поскольку применимо как к повседневной
жизни, так и к сфере искусства . Можно дать определение данного понятия и в широком смысле слова, и для повседневной жизни, и для сферы художественной деятельности.
В искусстве не может быть и не существует абсолютного реализма, т.к. творчество художников не ограничивается рамками только лишь одного художественного стиля.
Слайд 17Только в XIX в. реализму суждено было обрести свой особый почерк
и оформиться в новое художественное направление, которое проявилось в различных видах искусства: живописи и графике, скульптуре, музыке и в особенности в литературе.
Воспроизводя действительность такой, «как она есть», художники- реалисты не стремятся к её точному копированию, в их произведения остается достаточно места для творческого воображения и фантазии (часто реализм путают с натурализмом- точное копирование явлений действительности)
Слайд 18П.А. Федотов – основоположник реализма в живописи. (фильм)
Автопортрет
Ради искусства он пожертвовал
своим личным счастьем. «Меня не станет на две жизни, на две задачи, на две любви», - писал он.
Слайд 19Федотов Павел Андреевич
(1815-1847)
Слайд 20Реальная жизнь героев разных общественных сословий в творчестве П. Федотова
«На брюхе - шёлк, а в брюхе – щёлк» - это народное изречение Федотов вспоминал, работая над картиной.
«Завтрак аристократа»
(Не в пору гость)
Слайд 21«… начинается рассказ
О том, как люди на свете живут,
Как иные
за чужой счет жуют,
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся…»
«Майор толстый,
бравый,
Карман дырявый.
Крутит свой ус:
«Я, дескать, до денежек
Доберусь...»
«Сватовство майора»
Слайд 22Типы и характеры в произведениях Федотова
«Свежий кавалер»
(Утро чиновника, получившего накануне
первый крестик)
Слайд 25Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847) (фильм)
Слайд 26«Ничего не изображать иначе, как только в натуре» (А.Г. Венецианов)
В его творчестве представлена целая галерея образов русских крестьян, их тяжелого крестьянского труда и быта.
Организовал живописную школу, которая стала первым учебным заведением в России, где обучались в основном крепостные крестьяне, мастеровые и мещане.
Слайд 29Художник утвердил простого человека в праве стать героем картины, доказал его
физическую и моральную красоту.
«Девушка с васильками»
«Девушка с телёнком»
Слайд 30Особенно полны жизни и правды образы детей.
А. Венецианов «Захарка»
А.
Венецианов «Девушка в платке»
Слайд 31Крестьянские дети в поле
Вот те и батькин обед
Слайд 32
Вторая половина
19 века
(1850-1870 гг.) -
Обличительная направленность
Реализм
в России
1870
– 1890 гг. –
Передвижники
(цель – показ облика России
и души русского народа)
Слайд 33Передвижники обязаны своим успехом и влиянием П.М. Третьякову и В.В. Стасову.
Их основная цель – отражать жизнь со всеми её острыми социальными проблемами, приобщать к искусству провинцию и, наконец, помогать художникам в сбыте их произведений.
Слайд 34Павел Михайлович Третьяков (15 [27] декабря 1832 года — 4 [16]
декабря 1898 года) — российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства.
Слайд 35Влади́мир Васи́льевич Ста́сов (2 [14] января 1824 — 10 [23] октября
1906 ) — русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель.
Слайд 37В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно- исторические формы и творческие
методы- просветительский, критический и социалистический.
Слайд 38Просветительский реализм-
обращение к изображению повседневной жизни людей; его развитие связано с
творчеством мастеров эпохи Просвещения
Слайд 41Реализм XIXв. - критический
Критике подвергались антигуманная сущность эксплуататорского строя, бедствия и
страдания обездоленного народа, система нравственных отношений, политика и жизненная философия власть имущих
Слайд 42Критический реализм был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставление
их жизни богатым слоям, сочувствие человеческой неблагополучной судьбе.
Слайд 44В.Г. Перов – один из самых правдивых и горьких художников.(фильм)
Автопортрет
Тема безотрадного горького детства
в произведениях В. Перова.
Судьба и участь обездоленных детей. Именно через них он передавал безмерность людского горя,
нищеты, отчаяния.
«Спящие дети»
Слайд 46«Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало
тут во всем величии: оно рисовало жизнь, оно «объясняло», и оно произносило свой приговор над её явлениями» - писал Стасов.
В.Г. Перов «Проводы покойника»
Слайд 47
В.Г. Перов «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» Фильм
Слайд 48
В. Г. Перов «Чаепитие в Мытищах»
Слайд 49
В.Г. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом»
Слайд 50Социалистический реализм утверждал в доступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых
людей и новых общественных отношений.
Слайд 52- Интерес к жизни простого человека
- Бытовые картины жизни
- Реалистического пейзажа
-
История и реальность
Содержание изобразительного искусства реализма:
Слайд 62Суриков Василий Иванович
(1848-1916)
Слайд 71ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
СТР. 160-181
Приготовить доклады:
Репин Илья Ефимович
Суриков Василий Иванович