Слайд 1 Тема:
«Использование этносемиотических знаков для изучения культурно- исторических мест
на
примере села Хагын Вилюйского улуса»
Выполнил работу: Сергин Дьулустан
ученик 10 б класса
Руководитель: Николаева Акулина Николаевна
учитель обществознания и права
МБОУ « Вилюйская общеобразовательная гимназия»
Слайд 2Актуальность исследования: В период внедрения в жизнь мегапроектов в Республике Саха
(Якутия), в сельской местности остро стоит проблема патриотического воспитания молодежи. Забываются названия местностей, забываются события и история населенных пунктов. Человек, не знающий историю своего народа, как дерево без корней. В человеческой судьбе имеет большое значение место, время рождения человека. Исходя из этого, можно обосновать, что Родная земля, культурно-исторические места несут в себе этносемиотическое (знаковое) значение.
Слайд 3
Объектом исследования является применение этносемиотических знаков для изучения культурно- исторических мест
с. Хагын .
Предмет исследования: Этносемиотические знаки.
Цель исследования: Изучения культурно-исторических объектов в информационном обществе, с опорой на семиотические знаки.
Слайд 4Задачи исследования:
- исследовать историю и этносемиотические группы культурно-исторических мест села Хагын;
Методы
исследования:
Структурно-функциональный анализ истории священных мест, классификация групп культурно-исторических мест, опрос – анкетирование для выявления влияния этносемиотических знаков.
Слайд 5 Новизна и теоретическая значимость
в том, что
предлагается новое, актуальное изучение культурно-исторических объектов, с помощью знаковой системы (этносемиотики) села Хагын Вилюйского улуса.
Практическая значимость исследования:
Работа предлагает новое, актуальное изучение истории родного края. Работа принесет много пользы в воспитании подрастающего поколения, будет польза и путешественникам из других улусов, государств в изучении неповторимой истории региона.
Слайд 6
Теоретические основы этносемиотического подхода в краеведении
Семиотика (греч.
semeiotikon, от semeion -- знак, признак) - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). Существует несколько определений семиотики. Распространенным, классическим определением является следующее: "Семиотика - это наука о знаках и/или знаковых системах". В основе положен объект семиотики - знаки и системы знаков.
Слайд 7
Таким образом,
семиотика - это средство рассмотрения чего угодно в качестве знаков и знаковых систем. Ее объектом является все, что означает.
Этносемиотика молодая и быстро развивающаяся наука, в ней нет еще общепризнанных обобщающих теорий. Этнознаки, этносимволы показывают корни народа, насколько глубоки знания об истоках культуры. Этнознаки изображают быт, архитектуру, язык, национальную кухню, одежду, утварь, узоры, обычаи, традиции, верование, песни, танцы, игры, юмор, фольклор, литературу, искусство этноса другим народам. Наравне с этим помогают узнать характер, индивидуальные особенности, национальность отдельных людей. Таким образом, все виды национальной культуры с этносемиотической точки зрения, дают информацию об образе жизни, мировоззренческих взглядах на общество
Слайд 8Типы знаков и знаковых систем в семиотике
Каждому человеку более
или менее понятна семиотика его родной культуры, т.е. родная этносемиотика. Что же касается чужой культуры, то, даже приложив огромные усилия, трудно достичь такого же уровня, на каком находится понимание родной культуры. Язык любой культуры своеобразен и уникален. Но во всех культурах используются одни и теже типы знаков и знаковых систем. Поэтому знать их необходимо для понимания любой культуры.
Слайд 9
В Якутии культурно-историческими местами называются местности, находящиеся
внутри и вне наслега, с богатой историей. В таких местах наши предки оставили для нас разные знаковые символы. Например, знак о жизни наших предков – сэргэ. Развалины балаганов, сэргэ никогда не трогают.
Якуты никогда не отделяют свой быт и жизнь от природы, родной земли. Родная природа для них - живая мать. Она радуется, когда ее дети становятся сильными, справедливыми, добрыми, печалится, когда совершают неблагочестивые поступки. В природе все имеет душу: лес, поля, озера, реки. Есть вера, что духи родной земли постоянно помогают, дают силу и энергию людям.
Слайд 10 У каждой населенной местности есть свои предания.
Раньше дети росли на таких преданиях, знали прошлое своего народа, рода, поэтому были уверены в будущем. Но в наш высокоинформированный век у детей очень много негативной информации. Ее можно заменить другой информацией: о истории местности их проживания людей.
Нам всем известны такие символы, как красная звезда, серп и молот, пионерский галстук и.т.д. – связанные с советским периодом. Пирамиды, прически и внешний вид египтян- символы Древнего Египта. Сэргэ, чороон, олонхо, чаппараах – знаки якутского народа.
Например, плачущий человеческий глаз- символ войны. Дети будут всегда ассоциировать этот знак с бедой. Они будут относиться к войне как к горю, которое может придти к каждому из нас. Чаще всего используются: шар-символ планеты, рука-указ, рукопожатие-договор, кулак- могучий, крест на бугре - умер, крест на бугре с саблей-убили, сэргэ – жили люди и.т.д.
Слайд 11
Культурно-исторические места села Хагын.
Каждое знаковое формируется помощью преданий
понятие о событиях, прошедших в той местности, людях, живших там, о времени событий. Культурно-исторические места несут предупреждающую, воспитательную информацию.
Знаковые места ДьячковскайК.Д. разделил на четыре группы:
1. «Священные места природы» -алаасы, озера, реки, горы, курганы и.т.д.
2. «Священные места проживания»-поселения, места проживания людей, крупные предприятия и.т.д.
3. «Священные места красоты»- памятники культуры, парки культуры, места проведения праздников и.т.д.
4. «Почитаемые, памятные священные места»- памятники, захоронения, места военных действий, места гибели людей, места в которых проводили старинные обряды, места камлания шаманов и.т.д.
Мы покажем эти группы на примере культурно- исторических мест села Хагын.
Священные места природы.
Хагын – историческая местность.От поколения в поколению передаются легенды о предводителях родов – о хосунахБулгумар и Ту8рэчэн, живших в эпоху «кыргыс». Место, где жил Булгумар–хосун, названа мысом Булгумара. В легендах рассказывается о том, как местные жители якуты сражались с тунгусами, но не указывают с какими именно тунгусами.
В своем историческом романе «Тулайах о5о» ("Глухой Вилюй") якутский народный писатель В.В. Яковлев - Далан описывает о жизни тунгусских родов и их столкновений с якутами, проживавших по реке Вилюй. Некоторые события романа рассказывают о Туерэчээн хосуне, живший на озере Сохообут. В 1944г. Д.П. Афанасьев написал легенду из уст жителя нашего наслега Данила Лукина, который вошел в 1960 г. в книге «Исторические предания и рассказы Якутов».
Слайд 13 Священные места проживания людей.
В
эту группу мы внесли само селоХагын.
Когда и кем был основан Хагын точно неизвестно, так таковых точных документальных данных практически отсутствуют. Сам наслег образовался позднее, в результате объединения трех родов: Юкалинского, Эджанского и Хагынского. Люди жили по отдельным аласам, крайне бедно. Вокруг одного озеро проживало порядка от 1 до 5-6, а в некоторых озерах проживали и до 12-13 семейств. К примеру, по сельскохозяйственным подсчетам 1917г. вокруг озеро Сохообут, проживало до 13 хозяйств. Названия многих аласов сохранены именами глав семейства, живших на этих местах. Например: Тыкай ете5е, Чоо5уй ете5е и др. зажиточные семьи содержали рогатый скот на отдельных летниках (Сайылык), осенниках (отор), зимниках (кыстык Архивные материалы музея
Слайд 14 Из этой глубинки вышло много именитых людей
нашей республики. Народное поверье говорит: «Все , кто пил воду одного из самых красивейших и больших озер – становятся умными и талантливыми людьми»Таким озером является в Вилюйском улусе озеро Сохообут. Ярким примером этой приметы является достойные люди села Хагын.
Вокруг озера издревле жили великие шаманы: Сабба Мордолоьо»,Испирдиэн которые до сих пор живы в памяти жителей деревни.
Село Хагын является знаковым местом благодаря своим жителям: отважным труженикам, известным ученым, не забывающим историю своего села, молодым поколением.
Священные места красоты
В эту группу священных мест мы вносим парк культуры и отдыха села Хагын. Издавна в этом месте собираются жители села, чтобы радоваться и проводить разные праздники. Из года в год парк культуры дополняется новыми сооружениями. Каждый год на ысыахе в этом месте раздаются разные песни, осуохай.
Есть еще такие красивые места: Озеро «Сохообут», «Линдэ» место граничащаяся между Хагынским наслегом и Жиганским улусом, орустардыыта, мыраан. Все близлежащие к наслегу озера имеют живописные места,Кул-место проведения ысыаха,
Слайд 18 Почитаемые, памятные священные
места
В такую группу священных мест, входят места людской печали, скорби, священного почитания.
1.Местность Кэнээр где по рассказам старожилов там захоронены 4 великих шамана Хагына..
2. Памятник посвященный погибшим в войне 1941-1945гг. воинам установленные в С.Кирово, местности Сарданга, местности Дьуукула., бывшие центры колхозов «Киров», «Микоян», «Чернышевский».
3. Старинный амбар на 12-ти сваях из дерева, предназначенный для хранения зерна и муки в местности Дьуукула.
4.Остров на озере Сохообут, происходили столкновения между племенами саха и тунгусов
5. Иччилээх (место, где по преданию была раскопана могила богатой невесты алчными людьми, с тех пор она стала показываться путникам до тех пор пока не разрушился мост соединяющий берега небольшого ручейка) и.т.д.
Слайд 22Знак священные места природы означает: рыба и озеро – нельзя ловить
рыбу, дерево – нельзя рубить деревья. Рыба, заяц, птица – они очень беззащитны, береги живой мир.
Знак священное место проживания людей: сэргэ–память о предках, солнце – жизнь. Здесь священное место проживания людей (Туэлбэ ытык сир).
Знак священные места красоты: салама – знак радости, чороон – знак изобилия. Здесь можно проводить торжества, радоваться, петь и танцевать.
Знак почитаемые, памятные места: форма шаманского бубена – знак почитания, крест – символ многих религий. Тихо! Веди себя достойно, это место скорби и печали.
Слайд 23 Хагын – историческая местность. Выделены четыре священных
мест. «Священные места природы» -алаасы, озера, реки, горы, курганыи.т.д. «Священные места проживания»-поселения, места проживания людей, крупные предприятия и.т.д.«Священные места красоты»- памятники культуры, парки культуры, места проведения праздников и.т.д. «Почитаемые, памятные священные места»- памятники, захоронения, места военные действий, места гибели людей, места в которых проводили старинные обряды. Этому содействует школьный музей. Создана четыре этнознаки по священным местам
Вывод Большинство жителей села относятся положительно им интересна проводимая работа, они стали больше интересоваться историей родного края, родители довольны знаниями своих детей о истории родного села, так как дети хорошо объясняют значения знаков. Знакомы с правилами поведения в культурно-исторических местах.
Слайд 24 Заключение
Предоставленные
в данной работе знаки могут быть изменены, они не являются окончательным видом знаков культурно –исторических мест.
При проведении нашегоисследования, выяснилось, что знаки и символы могут дополняться другими знаками, например: места проживания великих писателей, народных мастеров, олонхосутов и.т.д.
В итоге работы доказана возможность такого этносемиотического подхода к краеведению, который при изучении истории родного края, мог бы гармонизировать виды знаково-символической системы человека.