Слайд 1ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
И.С. Коробкина
Слайд 2 Наряду с линейной перспективой существует еще и такое
понятие, как воздушная перспектива. Без линейной перспективы, ИЛЛЮЗИЮ глубины не изобразить. Законы линейной перспективы необходимо держать в голове, начиная любой рисунок, а рисунок — царь изобразительного искусства.
Линейная перспектива — это наука геометрия, это построение, это прямые линии, окружности и эллипсы, точки и отрезки, и т. д.
Слайд 3ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Если коротко, то все что мы видим
дальше от нас, менее ярко, менее четко, меньше в размерах, меньше видимых деталей... То есть дальний план, мы видим как бы в «дымке», через слой воздуха.
Не открою секрет, воздух тоже имеет плотность, цвет, и чем больше между нами и предметом расстояние, то и количества воздуха (атмосферы) будет больше, и цвет менее сочный. Если же присутствуют примеси в воздухе: пыль, туман, дым, дождь, то и размытость больше. Поэтому изображаемый предмет, на заднем плане, будет обобщен.
Первым из художников описавшим воздушную перспективу был Леонардо Давинчи. Он и придумал этот термин.
Средствами рисунка (графика) мы также можем создать ИЛЛЮЗОРНОСТЬ пространства.
Слайд 4Если взять наш урок с кубом, то это будет выглядеть примерно
так:
Слайд 5Познакомьтесь с четырьмя приемами, позволяющими передать воздух в рисунке:
1-й прием –
Посмотрите, как уходят в пространство ветви дерева на рисунке Федора Васильева «Ствол старого дуба».
Он изображает контуры близко расположенных веток более резкими, контрастными по отношению к фону, а уходящие вдаль рисует мягкими, по мере удаления все больше сливающимися по тону с фоном.
2-й прием – Обратите внимание, как Ф. Васильев не только варьирует резкость контуров в зависимости от движения ветвей в пространстве, но и мастерски сменяет контраст между светом и тенью на первом плане деликатными тоновыми отношениями на дальнем.
Этот же прием позволил ему усилить ощущение объема в стволе дерева и ветках, расположенных вблизи, и постепенно перейти к плоскостному решению веток, расположенных на дальнем плане.
Слайд 63-й прием – Иван Шишкин в своем рисунке «Лопухи» детализирует первый
план, передает разнообразное движение контуров лопухов, прорисовывает их прожилки, тщательно прорабатывает тоном нюансы освещённости каждого листика. Вместе с тем деревья, расположенные на разном удалении от лопухов в глубину пространства, И. Шишкин делает все более обобщенными, без подробностей, почти силуэтными.
Слайд 74-й прием – Посмотрите на рисунок Алексея Саврасова «Начало весны». Тающий
снег, покрывающий большое пространство поля, выполнен растяжкой от светлого на первом плане к более темному на дальнем.
Темные деревья наоборот, постепенно высветляются по мере удаления в глубину пространства. Результатом таких изменений тона объектов изображения является контраст между светло-серым рыхлым снегом и отражением в воде, заливающей луг, между снегом и деревьями, расположенными вблизи.
Изменение тона объектов изображения, когда светлые предметы притеняются, а темные высветляются, приводит к отсутствию контрастов, к тоновой мягкости.
Слайд 8Алексей Адамов
Воздушную перспективу легче увидеть в живописи, в
пейзажах, чем в рисунках. Хотя в рисунке она так же обязательна.
На картинах можно заметить один общий закон, дальний план не насыщен цветом и тоном. Обычно он рисуется с добавлением белил и с добавлением серого, серо-голубого оттенка.
Таким образом, второй и третий планы становятся более блеклые, чем основной, первый план. Но это все индивидуально, и зависит от поставленной задачи.
Например если картина в красных оранжевых цветах (закат, в кузне, военная тематика...), то и второй план будет в теплых оттенках (красные, оранжевые, желтые), а не в голубых.
Однако тон вторых планов, так же должен быть мягче, чем на переднем плане.
Слайд 9Булыгин Николай
Рекомендуется ближний план изображать в теплых красках, а дальние в
более холодных цветах. Впереди необходимо сделать контрастные, яркие пятна, прорисованные предметы, четкий рисунок и темные тени.
Слайд 10 Изображая туман, или снегопад эффект воздушной перспективы должен
быть усилен.
То есть, чем больше примесей в воздухе между планами, тем размытость больше, и цвет дальних планов становится более однородным.
Но лучше воздушную перспективу увидеть на улице, а еще лучше в сельской местности. Так теория приобретет практику.
Петер Мёрк Мёнстед
Слайд 11 Вторые планы менее четкие по прорисовке.
Детали не обозначают, делают их обобщенными.
Так же и тени от предметов менее насыщены.
Это ярко наблюдается в горной местности.
Ивар Янсонс