Слайд 1 Творчество
Василия Ивановича
Сурикова
(1848-1916)
Презентацию подготовила учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ №25 с.Небуг
Туапсинского района
Краснодарского края
Коротаева Ольга Владимировна
Слайд 2 Василий Иванович Суриков – один из наиболее ярких представителей
исторического жанра в русской живописи. В искусстве и судьбе Сурикова всё ярко, неповторимо, талантливо. Родом он был из старинного русского города Красноярска. Предки художника по отцовской линии – потомственные казаки, те самые, что вместе с Ермаком пришли в Сибирь с Дона. Талант и упорство привели Сурикова из заснеженной Сибири в Петербург, в Академию художеств, которую он закончил с золотой медалью.
В.И.Суриков - история
Слайд 3 Художник создаёт выразительные исторические полотна, делая народ основным героем
своих произведений.
Слайд 4Лучшие из них –
«Меньшиков в Берёзове»
Слайд 8 «Переход Суворова через Альпы»
Слайд 10 Стрельцы – старое допетровское войско, которое Пётр заменил регулярной
армией. Царевна Софья чувствуя недовольство измученных постоянными войнами и нищетой стрельцов, возглавила мятеж. Их бунт расценивался как скрытый поединок между Софьей и Петром, который обернулся казнью более 1000 стрельцов, поверивших Софье.
….Конец 17 века в России – сложное, противоречивое время. Московское восстание 1682 года, стрелецкое восстание 1698 года и жестокая расправа над их участниками стали трагической страницей русской истории.
Слайд 11 Тревожный пейзаж холодного утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная народная
толпа заполнила площадь. Скоро начнётся казнь. Суриков тонко передаёт душевное состояние приговорённых к смерти и свидетелей казни, ощущение длящегося времени.
Слайд 12В центре картины – стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с
народом, низко кланяясь ему, по старинному русскому обычаю.
Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нём нет ни страха, ни смирения.
Слайд 13 Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. «Рыжий стрелец это
могильщик, на кладбище я его увидел, злой, непокорный тип». С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец на своего врага – царя, а тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. В пересечении их взглядов – непримиримость столкнувшихся сил.
Слайд 14 В картине «Боярыня Морозова» Суриков вновь выбирает тему конфликта,
в котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. Боярыня Феодосия Морозова – раскольница, вступившая в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо погребена со своей сестрой в земляной тюрьме в Боровске. В глазах народа она была героиней-мученицей, отдавшей жизнь за правое дело.
Слайд 15 Картина сразу производит сильное впечатление звучностью красок, напряжённым состоянием персонажей.
Дочерна синее пятно, фигура раскольницы, её бледное, вдохновенное лицо – центр огромного полотна.
Слайд 16 Высоко поднятая рука с двуперстием воспринимается как страстный призыв
к народу следовать старой вере. Этот выразительный жест подчёркнут Суриковым особо: он продолжается, зрительно удлиняется линией шубы, спадающей с телеги на снег.
Слайд 17 В многоликой толпе свидетелей духовного подвига Морозовой каждый имеет
свою биографию. Слева от саней – недруги, равнодушные наблюдатели и сочувствующие горожане. Толпа справа от саней объединяет многих единомышленников раскольницы: юродивый, странник, меднолицый татарин, старуха мамка, боярышни, сестра, идущая за санями.
Слайд 18 Среди сочувствующих Морозовой лишь юродивый открыто отвечает двуперстием
на её призыв. В нём сильно горение веры, которое заставляет забывать о физических страданиях. «Я его на снегу писал, на снегу всё пропитано светом, если бы я ад писал, то в огне позировать бы заставил и сам в огне сидел», - говорил художник. Отсюда подлинная правда и жизненность, в которой отмечено в картине всё, начиная с характера действующих лиц и кончая тончайшими бытовыми деталями.
Слайд 19 А теперь обратимся к другой картине художника. Она очень
похожа на семейный портрет, но какие исторические события скрываются за образами её персонажей?
Слайд 20 На картине «Меншиков в Берёзове» изображена тесная, с
низким потолком комната в холодной избе. За простым деревенским столом сидят четыре человека – Меншиков и его дети, последовавшие за ним в ссылку. В сущности перед нами семейный портрет, но дети словно покинутые сироты, отец же их во власти угрюмого одиночества.
Сподвижник Петра I светлейший князь Александр Данилович Меншиков, фактический правитель Российского государства при Екатерине I, попал в опалу при императоре Петре II, был лишён всех своих должностей и сослан в сибирское поселение Берёзов.
Слайд 21 Глядя на картину, замечаешь, что в этой с виду
мирной и спокойной семейной сцене каждый погружён в свои мысли, живёт своей отдельной жизнью, почти не замечая других.
К князю прижалась старшая дочь, Мария, - бывшая невеста императора. Её огромные, невыразимо грустные глаза притягивают внимание. Дочь стала безвинной, безропотной жертвой крутого нрава своего отца, своего времени. Она не вынесла тяжести ссылки и через полгода умерла.
Слайд 22 Позы, жесты персонажей картины повествуют о сложных переживаниях
и чувствах. Им вторит цветовое решение образов. Сравните глубокие тёмные тона в одеждах Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Александры. Она единственная не погружена в горькие думы, а увлечённо читает книгу. Её образ создаёт ощущение уюта и спокойствия.
Слайд 23 Картина рассказывает не только о семейной драме, но и о
трагическом переломе истории после смерти Петра Первого.