Филимоновская игрушка - д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области.
Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.
Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. В 1958 г. шестьдесят работ мастериц переданы в фонд Международной академии керамики в Женеве.
В романовской игрушке насчитывается более сорока сюжетов: от простого свисточка – летящего жаворонка, до респектабельной композиции – тройки. Часто мастера лепили уток, коров, баранов и прочих домашних животных, их изображали в профиль, людей – анфас.
Популярной игрушкой является романушка – берегиня, хранительница домашнего очага, мать. Женщину изображают в свадебном костюме и головном уборе (символ звездного неба), бусы на груди символизируют капли дождя, а рубаха, юбка и передник - землю и растительность. Вдоль подола идут линии – это земля, наполненная влагой.
Для абашевской игрушки характерны пластическая выразительность, лаконизм, упрощенность скульптурного языка, яркая образность, отсутствие четкой натуралистичности изображения. Абашевская игрушка, сделанная руками истинного мастера, несет в себе черты сатирического мироосмысления.
Традиционно мастера-гончары производят глиняные игрушки-свистульки такого размера, чтобы они помещались на ладони. Кроме того, существуют и устойчивые мотивы подобных изделий: домашние и дикие животные, городовые, офицеры, барыни.
Добровская глиняная игрушка
Глиняная добровская игрушка разнообразна: напоминают романовскую глиняную игрушку – для них характерны те же образы животных, та же роспись и выполнены они в виде свистульки.
Другой вариант добровской игрушки достаточно тесно переплетается с гончарным делом – нижняя часть женских и мужских фигур повторяют форму глиняной чашки. Что касается цветов, то в основном использовали коричневый, желтый или зеленый ангоб (жидкая глина с пигментом, нанесенная на изделие до обжига), а закрепляли прозрачной или коричневой глазурью.
Производство игрушек занимало второстепенную роль, выполнялись они прежде, прежде всего, для детей, родственников, в подарок, но не на продажу.
Много игрушек разбивалось, т.к. дети играли с ними, т.е. сначала игрушка именно выполняла практическую функцию, намного позже она стала появляться в коллекциях России и за рубежом.
По форме игрушки однотипны. Олень от коня или от петуха отличается только моделировкой головы. Туловище, лапки, хвост одинаковы. Однотипна и роспись эмалевыми красками. Сначала вся игрушка с помощью кисти покрывается краской одного цвета, а после того как фоновая краска подсохнет, поверх нее наносится губкой-«тычкой» другая, будто свистульку припудривают.
Рога, уши, мордочка, лапки и хвост свистка покрываются алюминиевым «серебром». Алюминиевой же краской нередко обозначается «ошейник». Вот и готова игрушка. Можно теперь любоваться ею, можно свистеть.
Сюжеты условно делятся на две категории. Первая – это архаичные типы, например, Берегиня (женцина, держащая в руках голубей), полкан (см. выше), лошадки и другие животные.
Традиционная роспись каргопольской игрушки – это выбеленная фигурка, разноцветно расписанная, но без лишних деталей, безо всякого «глянца». Краски, несмотря на наличие разных, в том числе ярких, цветов, выглядят достаточно приглушенно. Роспись лица очень условная, как бы «плоская».
— предвещала сроки жизни и смерти, а также судьбу человека и природных явлений. Кукушка представляла собой птичий образ женского божества, наделенного тайной силой пророчества что оказало влияние на роспись остальных игрушек, напоминающую ее оперение, — коньков — свистунъков, коровок, барашков, всадников, кукол — все они также обильно украшены чередующимися полосками. Формы коньков —весьма условные: приземистые, неуклюжий вытянутый корпус, маленькие ножки — бугорки, вытянутые шеи и крошечные упрощенные головки, скорее напоминающие доисторических динозавров. Особенно хороши чернышенские куклы—барыни, кормилки, их головные уборы и роспись одежды напоминает костюмы конца XIX начала XX вв.
На этих игрушках уже просматриваются следы ангобной росписи в виде вертикальных полос, но роспись довольно архаична. В ряду прежних образов появляются «Барыни» со свистком в характерных для 1810-1820 годов головных уборах, «Козлики», «Козлики» с седлом и новый тип «Всадника» в характерном головном уборе начала XIX века. Игрушки пользовалась большим спросом.
Игрушка д.Хлуднево очень многообразна по сюжетам и многофигурным композициям. Отличительным сюжетом Хлудневского промысла является древо жизни. Основное назначение его - оберег. При помощи наполнения дерева в различных комбинациях птицами, животными, людьми, оно приобретает каждое свой особый смысл.
Особое место занимают Хлудневские игрушки-перевёртыши. Это мелкие свистки с двумя и более сюжетами в одной фигурке. Перевёртыши разделяются на две группы, те, которые надо как- то повернуть, чтобы увидеть второй смысл, и те, на которые надо только смотреть и заметить второй сюжет, не меняя положения игрушки. Это своего рода народные головоломки. Есть перевёртыши простые, а есть сложные, но зато сколько радости, когда загадка разгадана. Ещё одна особенность Хлудневского промысла, это ”мокрый соловей маленький горшочек, скрученный на гончарном круге со вставленным в него свистком.Если в него налить немного воды и подуть, то получается интересный, переливчатый звук, очень похожий на трель соловья.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть