Презентация, доклад по изобразительному искусству Народные промыслы

Изделия из обожженной глины популярны у нас в стране. Как известно, в искусстве художественной керамики, центры, создающие глиняную игрушку, несколько обособленны. Здесь игрушка и роспись посуды сохраняют образы и мотивы, связанные с культовыми обрядами, олицетворяющие силы природы.

Слайд 1Народные
промыслы
Выполнил: педагог дополнительного образования
МБУ ДО

ЦДОД «Заречье», Кировского района, г. Казани
Костенкова Марина Владимировна
Народные промыслыВыполнил: педагог дополнительного      образованияМБУ ДО ЦДОД «Заречье», Кировского района, г. КазаниКостенкова

Слайд 2Изделия из обожженной глины популярны у нас в стране. Как известно,

в искусстве художественной керамики, центры, создающие глиняную игрушку, несколько обособленны. Здесь игрушка и роспись посуды сохраняют образы и мотивы, связанные с культовыми обрядами, олицетворяющие силы природы. В силу исторических особенностей отдельные центры производства художественной керамики, развивались по-своему, но все они стали частью культуры художественной керамики нашей страны. Основные географические центры художественной керамики в России:

Филимоновская игрушка - д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области.

Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками. 

Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Изделия из обожженной глины популярны у нас в стране. Как известно, в искусстве художественной керамики, центры, создающие глиняную

Слайд 3Дымковская игрушка
 Кировская область.  самый известный из
глиняных промыслов России. В давние-
давние

времена мастера Дымковской
слободы под Вяткой лепили из глины
игрушки: барынь под зонтиком, румяных
кавалеров, коней, медведей, оленей,
уточек и петухов. Почти все они –
свистульки, празднично расписанные по
белой глине разноцветными полосами и
линиями, кольцами и точечками,
кружочками, похожими на цветы.

Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. В 1958 г. шестьдесят работ мастериц переданы в фонд Международной академии керамики в Женеве. 

Дымковская игрушка Кировская область.  самый известный из глиняных промыслов России. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой

Слайд 4Романовская игрушка получила свое название от одноименного села, расположенного недалеко от

Липецка. Позднее село поделилось на части и та часть, к которой относят романовскую игрушку, стала называться село Троицкое. Романовская игрушка привлекает своей простотой и непринужденностью. Она имеет округлые формы и нарядно декорирована с помощью засечек, гравировки и раскраски в два-три цвета. Благодаря золотистому цвету основания игрушки и мягкости форм теряется ощущение "грубости" глины.

В романовской игрушке насчитывается более сорока сюжетов: от простого свисточка – летящего жаворонка, до респектабельной композиции – тройки. Часто мастера лепили уток, коров, баранов и прочих домашних животных, их изображали в профиль, людей – анфас.

Популярной игрушкой является романушка – берегиня, хранительница домашнего очага, мать. Женщину изображают в свадебном костюме и головном уборе (символ звездного неба), бусы на груди символизируют капли дождя, а рубаха, юбка и передник - землю и растительность. Вдоль подола идут линии – это земля, наполненная влагой.

Романовская игрушка получила свое название от одноименного села, расположенного недалеко от Липецка. Позднее село поделилось на части

Слайд 5Абашевская игрушка из глины традиционно изготавливалась мастерами села Абашево Пензенской губернии

(сегодня – Беднодемьяновского района). Свистульки предназначались для детских игр, однако в то же время уже с тех пор абашевские игрушки обладали мистической функцией – функцией оберега.

Для абашевской игрушки характерны пластическая выразительность, лаконизм, упрощенность скульптурного языка, яркая образность, отсутствие четкой натуралистичности изображения. Абашевская игрушка, сделанная руками истинного мастера, несет в себе черты сатирического мироосмысления.

Традиционно мастера-гончары производят глиняные игрушки-свистульки такого размера, чтобы они помещались на ладони. Кроме того, существуют и устойчивые мотивы подобных изделий: домашние и дикие животные, городовые, офицеры, барыни.

Абашевская игрушка из глины традиционно изготавливалась мастерами села Абашево Пензенской губернии (сегодня – Беднодемьяновского района). Свистульки предназначались

Слайд 6Гончарный промысел в с. Доброе Липецкой области зародился в XVII-XVIII вв. и

по сравнению с другими гончарными центрами данной области просуществовал дольше всех.

Добровская глиняная игрушка

Глиняная добровская игрушка разнообразна:  напоминают романовскую глиняную игрушку – для них характерны те же образы животных, та же роспись и выполнены они в виде свистульки.

Другой вариант добровской игрушки достаточно тесно переплетается с гончарным делом – нижняя часть женских и мужских фигур повторяют форму глиняной чашки. Что касается цветов, то в основном использовали коричневый, желтый или зеленый ангоб (жидкая глина с пигментом, нанесенная на изделие до обжига), а закрепляли прозрачной или коричневой глазурью.

Производство игрушек занимало второстепенную роль, выполнялись они прежде, прежде всего, для детей, родственников, в подарок, но не на продажу. 

Много игрушек разбивалось, т.к. дети играли с ними, т.е. сначала игрушка именно выполняла практическую функцию, намного позже она стала появляться в коллекциях России и за рубежом.

Гончарный промысел в с. Доброе Липецкой области зародился в XVII-XVIII вв. и по сравнению с другими гончарными центрами

Слайд 7Жбанниковская игрушка
Промысел Жбанниковской игрушки возник в начале XX в в деревнях

Жбанниково, Рыжухино, Ромпино и др. Городецкого района Нижегородской области, центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково.

По форме игрушки однотипны. Олень от коня или от петуха отличается только моделировкой головы. Туловище, лапки, хвост одинаковы. Однотипна и роспись эмалевыми красками. Сначала вся игрушка с помощью кисти покрывается краской одного цвета, а после того как фоновая краска подсохнет, поверх нее наносится губкой-«тычкой» другая, будто свистульку припудривают.
Рога, уши, мордочка, лапки и хвост свистка покрываются алюминиевым «серебром». Алюминиевой же краской нередко обозначается «ошейник». Вот и готова игрушка. Можно теперь любоваться ею, можно свистеть.

Жбанниковская игрушкаПромысел Жбанниковской игрушки возник в начале XX в в деревнях Жбанниково, Рыжухино, Ромпино и др. Городецкого

Слайд 8каргопольская игрушка
Это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргополе Архангельской области
Каргопольская игрушка,

в сравнении, к примеру, с дымковской, выглядит достаточно архаично. Тем не менее, она имеет узнаваемый стиль, типажи и роспись. Каргопольскую игрушку можно назвать действительно народной, потому что ее исполнение достаточно свободное. 

Сюжеты условно делятся на две категории. Первая – это архаичные типы, например, Берегиня (женцина, держащая в руках голубей), полкан (см. выше), лошадки и другие животные. 

Традиционная роспись каргопольской игрушки – это выбеленная фигурка, разноцветно расписанная, но без лишних деталей, безо всякого «глянца». Краски, несмотря на наличие разных, в том числе ярких, цветов, выглядят достаточно приглушенно. Роспись лица очень условная, как бы «плоская». 

каргопольская игрушкаЭто глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргополе Архангельской областиКаргопольская игрушка, в сравнении, к примеру, с дымковской,

Слайд 9Чернышенская игрушка
Деревня Чернышено расположена не далеко от города Новосиля (одного из

древнейших на Орловской земле) — один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России. Долго считалось, что промысел в Чернышено прекратил свое существование в 30-х гг двадцатого века, в действитльности игрушки в деревне Чернышено лепили вплоть до конца 50-х гг. Сюжеты чернышенских игрушек традиционны и связаны с верованиями и обрядами,. Изображались в виде, коньков, птиц. Образ кукушки связан с обычаями и поверьями предков: кукушка — "божья" птица, вещая

— предвещала сроки жизни и смерти, а также судьбу человека и природных явлений. Кукушка представляла собой птичий образ женского божества, наделенного тайной силой пророчества что оказало влияние на роспись остальных игрушек, напоминающую ее оперение, — коньков — свистунъков, коровок, барашков, всадников, кукол — все они также обильно украшены чередующимися полосками. Формы коньков —весьма условные: приземистые, неуклюжий вытянутый корпус, маленькие ножки — бугорки, вытянутые шеи и крошечные упрощенные головки, скорее напоминающие доисторических динозавров. Особенно хороши чернышенские куклы—барыни, кормилки, их головные уборы и роспись одежды напоминает костюмы конца XIX начала XX вв.

Чернышенская игрушкаДеревня Чернышено расположена не далеко от города Новосиля (одного из древнейших на Орловской земле) — один

Слайд 10Старооскольская глиняная игрушка
 Старооскольском районе Белгородской области. Известен с начала XVIII века.
В

XIX веке старооскольская игрушка продолжает свое развитие. В ряду образов «всадников» появляются образы «Конька» и «Барашка», игрушки становятся более пластичными, формы — более отточенными, больше проявляется стиль.

На этих игрушках уже просматриваются следы ангобной росписи в виде вертикальных полос, но роспись довольно архаична. В ряду прежних образов появляются «Барыни» со свистком в характерных для 1810-1820 годов головных уборах, «Козлики», «Козлики» с седлом и новый тип «Всадника» в характерном головном уборе начала XIX века. Игрушки пользовалась большим спросом.

Старооскольская глиняная игрушка Старооскольском районе Белгородской области. Известен с начала XVIII века. В XIX веке старооскольская игрушка продолжает свое

Слайд 11Хлудневская игрушка
Зародился он в деревне Хлуднево, находящейся на юге Калужской области,

где для изготовления посуды использовались местные глины, предположительное время его появления XVI век. 

Игрушка д.Хлуднево очень многообразна по сюжетам и многофигурным композициям. Отличительным сюжетом Хлудневского промысла является древо жизни. Основное назначение его - оберег. При помощи наполнения дерева в различных комбинациях птицами, животными, людьми, оно приобретает каждое свой особый смысл. 

Особое место занимают Хлудневские игрушки-перевёртыши. Это мелкие свистки с двумя и более сюжетами в одной фигурке. Перевёртыши разделяются на две группы, те, которые надо как- то повернуть, чтобы увидеть второй смысл, и те, на которые надо только смотреть и заметить второй сюжет, не меняя положения игрушки. Это своего рода народные головоломки. Есть перевёртыши простые, а есть сложные, но зато сколько радости, когда загадка разгадана. Ещё одна особенность Хлудневского промысла, это ”мокрый соловей  маленький горшочек, скрученный на гончарном круге со вставленным в него свистком.Если в него налить немного воды и подуть, то получается интересный, переливчатый звук, очень похожий на трель соловья.

Хлудневская игрушкаЗародился он в деревне Хлуднево, находящейся на юге Калужской области, где для изготовления посуды использовались местные

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть