Слайд 2Рисунок – это наиболее древний и традиционный вид графического искусства. Его
истоки можно видеть в наскальных изображениях эпохи палеолита, которые обнаружены во всех частях света.
Слайд 3Через рисунок происходило познание мира и своего места в нём. Первобытный
человек кремнёвым резцом процарапывал (гравировал) изображения на костях и камнях, иногда рисовал просто пальцами на мягком слое глины на стенах пещеры, раскрашивал рисунки минеральными красками, нанося их примитивными кисточками (пучком травы) или просто руками. Сюжеты для своих рисунков он брал из жизни, изображая животных, сцены охоты на них, людей, преимущественно женщин.
Слайд 4В искусстве Древнего мира господствовал контурный линейный рисунок. Его великолепные образы
дошли до нас в древнегреческих росписях и вазописи, где основу изображения, как и в первобытные времена, составляют линия, силуэт и цветовое пятно.
Слайд 5В Средние века принципиального различия между рисунком и живописью не было.
Средневековые миниатюры и витражи обычно представляют собой расцвеченный рисунок. Только в позднее Средневековье живопись и рисунок отделились друг от друга. Вначале рисунок играл вспомогательную, подготовительную роль при работе над картиной, скульптурой, фреской. И только с конца 15в. он стал существовать как самостоятельный вид искусства.
Слайд 6Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства – живописи, скульптуры,
архитектуры, дизайна.
Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по темам и жанрам,
по назначению:
Академический (учебный) – выполняется с целью обучения рисованию. Он выполняется длительное время;
Творческий – образно выражает мысли, чувства и миропонимание художника.
по использованию изобразительных средств:
Линейный – используется только одно изобразительное средство – линия, которая создает иллюзию пластической формы;
В тоновых рисунках кроме линии используются такие изобразительные средства, как штрих и пятно.
Слайд 9Выразительные возможности линейного рисунка
Изменяя толщину и силу тона линии, можно передать
глубину пространства в линейном рисунке. Для этого требуется знание законов линейной перспективы и умение проводить карандашом линии различной толщины и тона. Этот приём часто используется художниками в зарисовках и светотеневых рисунках.
Слайд 10На рисунке художник В.Серов изобразил ворону, расхаживающую на первом плане. Работая
толстыми и тёмными по тону линиями, он выделяет её, а павлинов, расположенных на втором и третьем плане, изображает более тонкими и светлыми линиями. Этот приём позволяет выделить не только композиционный центр, но и создать ощущение пространства в линейном рисунке. Особенно хорошо эта иллюзия чувствуется в изображении павлина, идущего вслед за вороной, его тело и хвост, благодаря сложному ракурсу и изменению толщины и тона контурной линии, уходит в глубину пространства.
Слайд 11С помощью изменения толщины и тона линии можно влиять на пространственное
восприятие формы предметов. Посмотрите, как художник, используя одну заготовку, вначале создал иллюзию куба, а затем иллюзию усечённой четырёхгранной пирамиды.
Изменение пространственного восприятия формы за счёт изменения толщины и тона линии
Слайд 12Передача глубины пространства с помощью изменения толщины линии и тона
Слайд 13Выполните линейную зарисовку ветки дерева или комнатного растения с целью передачи
пространственного расположения его веток и листьев с помощью толщины и тона линий.