Слайд 1ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Тема. Материнство
(окончание темы)
4 класс
Урок 27
Автор: Сидоренкова Любовь Григорьевна
Учитель
начальных классов
МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь
Слайд 2Тема. Материнство
Цели: повторить особенности жанров «портрет» и «автопортрет»; завершить рисование
портрета; создать его фоновое решение; научить выбирать выразительные средства для рисунка; продемонстрировать подбор колорита для раскрашивания; выяснить назначение единых средств выразительности; повторить термины «холодные тона», «теплые тона», «телесный колорит».
Вид деятельности: рисование.
Планируемые результаты: школьники закрепят приобретенные знания о жанре портрета; завершат начатые работы; приобретут навыки связных повествований о картинах.
Оборудование: принадлежности для рисования.
Ключевые слова и понятия: материнство, силуэт, линия, колорит.
Слайд 3Повторение пройденного материала
Что изображено на картине, которая создана в жанре портрета?
Сколько
человек может быть изображено на портрете?
Чем отличается портрет индивидуальный от портрета парного?
В чем отличие портрета группового?
Какой была тема прошлого урока?
Какие картины вы рассматривали?
Что на них было изображено?
Какие чувства оставили у вас эти картины?
В чем проявляется отношение самих художников к тому, что изображено на этих картинах?
Что вы хотите рассказать в своей работе?
Слайд 4Народные высказывания о маме и ее доброте.
Родных у человека много, а
мать роднее всего.
С мамой жить — ни скуки, ни горя не знать.
Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
Маменька родимая — свеча неугасимая.
Сердце матери лучше солнца греет.
Самое ценное и дорогое у человека на свете — это его мать и отец.
Слайд 5Народные высказывания о маме и ее доброте.
Наша мама, как весна:
То, как
солнце, засмеется,
То, как летний ветерок,
Головы моей коснется.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала,
То, как радуга, она:
Поглядит — и засияла!
Как заботница-весна,
Не присядет, не устанет.
Вот придет домой она,
И тотчас весна настанет.
Слайд 6Народные высказывания о маме и ее доброте.
Мама с самого рождения находится
рядом с ребенком, она оберегает его, охраняет от беды, помогает и заботится. Мама читает книжки и рассказывает сказки, поет ласковые колыбельные, чтобы ребенок спокойно уснул. А если малыш заболеет, мама не спит но нами, охраняя его покой, стремясь, чтобы он поскорее выздоровел Мама развлекает ребенка, дарит ему подарки, смотрит, чтобы он всегда был веселым, радостно смеялся и был в хорошем настрое нии. Мама всегда стремится угостить его чем-то вкусным, чтобы ребенку было понятно: о нем заботятся, его любят.
Слайд 7Актуализация знаний
Слово «портрет» произошло от французского выражения «черта в черту», т.
е. главное условие при создании портрета - передача индивидуального сходства с оригиналом.
Художники пишут портреты знакомых, близких или просто интересных им людей. Однако портрет отражает не только вне шность, но и характер человека, его настроение.
Слово «автопортрет» произошло от греческого «авто», что означает «сам». Чаще всего автопортреты рисуют с помощью зеркала или даже нескольких зеркал, поставленных так, чтобы художнику было удобно видеть себя в нужном ракурсе. Обычно художник, создавая автопортрет, хочет передать свои мысли, желания, продемонстрировать свое окружение, свою роль в мире искусства.
Слайд 8Физкультминутка
( Руки соединены над головой, наклоны в стороны.)
Он
с подарочным мешком
Каждый праздник входит в дом.
(Маршируют на месте.)
Он подарки нам подарит —
(Складывают ладони вместе и раскрывают «книжечкой».)
Книгу, и воздушный шарик,
(Вытягивают руки вперед, закругляя их.)
И коробку шоколада (Облизываются.)
Все мы клоуну так рады!
(Подпрыгивают, поднимают руки вверх, произносят: «Ура-а-а!».)
Слайд 9Самостоятельная работа
Прежде чем приступить к рисованию мелких деталей лица, надо его
воображаемыми линиями разделить на три части. Детали лица лучше рисовать, начиная сверху.
Вспомните, какую часть лица занимает лоб. (Почти одну треть.)
Иногда при рисовании портрета про это забывают. Давайте сделаем оформление лица мысленно, в уме проведя нужную работу.
Сначала работаем над верхней частью лица, где главными ориентирами у вас должны стать следующие:
брови рисуют на лбу;
глаза расположены ниже бровей.
Слайд 10Самостоятельная работа
Используя разные виды линий, вы можете придумать внешний вид рисунка
так, чтобы он получился в нужном ансамбле, а линия поможет вам передать его особенности. Плавность лини и, ее повороты, изгибы, цветовые сочетания, взаимодействие с другими линиями воспринимаются нами как музыка, как певучесть,
Вот еще несколько правил использования линий.
Толстые, жирные линии утяжеляют форму, создают впечатление массивности.
Вертикальные линии создают ощущение устойчивости.
Горизонтальные линии передают ощущение покоя.
Линии по диагонали создают ощущение динамики.
Кривые линии передают чувство замкнутости или певучести
Слайд 13Завершение самостоятельной работы
Если вы оформили лицо портрета мелкими деталями и выбрали
подходящий по настроению колорит рисунка, то можно подумать о дополнениях к нему. Если образ того, кого вы изображаете на портрете, поясной или поколенный, полный, то понадобится нарисовать и раскрасить одежду. Но ведь, как правило, портрет не занимает весь альбомный лист, на нем остается еще достаточно места, чтобы обогатить его дополнительными деталями.
Подумайте, как можно дорисовать задний план вашего рисунка, что там может быть изображено. Для этого надо вспомнить, где и в какой обстановке вам привычнее всего видеть маму.
Где может находиться ваша мама в момент, когда художник запечатлевает ее образ в рисунке? (На кухне, у окна, на даче, в саду, на работе.)
Слайд 15С каким жанром изобразительной деятельности вы сегодня вновь встретились?
Приведите примеры картин-портретов.
Что
такое «автопортрет»?
Чем пользуются художники для рисования автопортрета?
Приведите примеры картин-автопортретов.
Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке.
Какие принадлежности вам понадобились?
Какое настроение вы хотели передать своими рисунками?
В каких случаях вы использовали холодные тона в рисунке?
В каких случаях вы использовали теплые тона в рисунке?
Какие виды линий вы использовали?
Слайд 16Сочинение синквейна
Творческий момент
Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «портрет»
по своим работам