Презентация, доклад по изобразительному искусству на тему: Цветоведение

Содержание

Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Слайд 1 Презентацию выполнила учитель высшей квалификационной категории МОБУ “Лицей №8”, г.Оренбург СКРИПНИКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
ЦВЕТО
ВЕДЕНИЕ

Презентацию выполнила учитель высшей квалификационной категории  МОБУ “Лицей №8”, г.Оренбург СКРИПНИКОВА СВЕТЛАНА

Слайд 2
Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из

детского возраста.
Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Слайд 3Теоретические аспекты обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства

Теоретические аспекты обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства

Слайд 4
Цвет, цветовые

сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
В Концепции модернизации Российского образования отмечается необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства, как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.
Школа – важная ступень в формировании личности. Она много делает в развитии и воспитании молодого поколения. Это выражается, прежде всего, в развитии эстетического отношения к жизни и искусству, в развитии зрительных представлений и творческого воображения у школьников. Рисунок и живопись помогают ученикам видеть удивительную красоту многообразных явлений в жизни.



Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства

Слайд 5 ЖИВОПИСЬ – искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является

ЦВЕТ. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Язык цвета младшие школьник и познают на уроках по цветоведению.


.

ЖИВОПИСЬ – искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является

Слайд 6 Организации проведения уроков по цветоведению

уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.
Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и живописи; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.
Но все же, в преподавании изобразительного искусства в начальной школе порой возникает ряд проблем, связанных с тем, что дети, не имея достаточных навыков работы цветом, закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу).




Организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические

Слайд 7 Направление закраски рисунка иногда носит стихийный характер.

Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.
Поэтому учителю уже в начальных классах очень важно, начиная уже с первых уроков, не только использовать интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, прививая им все новые и новые навыки рисования, на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной для них форме.
Из всего этого ясно, что учитель сам, прежде всего, должен хорошо разбираться в вопросах перспективы, светотени, цветоведения. Тогда он сможет научить детей рисовать предметы с учетом точки зрения, передать их величину по мере удаления, а также подобрать цвет для данного задания.

Направление закраски рисунка иногда носит стихийный характер. Если детей не учить изобразительной грамоте

Слайд 8 Общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе на

уроках изобразительного искусства в начальной школе
Общее понятие о цвете  и его значение в образовательно-воспитательном процессе на уроках

Слайд 9 Мир изобразительного искусства полон цвета. Цвет в окружающей

нас действительности – средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве.
Колористка, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.
Наука о цвете возникла давно. Шаг за шагом человек хотел овладеть тайнами цвета. Хотя цвет еще не выделяли из цельной, синкретично воспринимаемой картины мира, но уже тогда возник и широко использовался определенный цветовой язык.

Мир изобразительного искусства полон цвета. Цвет в окружающей нас действительности – средство ориентировки, окраски

Слайд 10





«Цвет – это ведущее

начало, организующее пространство, способное вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Воспринимать цвет – не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение, самочувствие. Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Разумеется, что сила воздействия цвета на разных людей разная. При этом большое значение имеет темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает цвет не только глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и подтвержден современными исследованиями».

«Цвет – это ведущее начало, организующее пространство, способное вызывать у

Слайд 11

И.Ньютон закладывает «физический» фундамент цветоведения. Он

провел эксперимент с преломлением луча света через призму, выделил семь цветов спектра и освободил цвета от конкретной символической привязки. Каждый из семи цветов становится самостоятельным элементом гармонической системы – в зависимости от условий цвет может приобретать то или иное состояние и эмоциональную характеристику.





И.Ньютон закладывает «физический» фундамент цветоведения. Он провел эксперимент с преломлением луча света

Слайд 12

Ломоносов разрабатывал теорию трёх цветов, исходя

из своего понимания физической природы света. Он считал, что белый свет состоит из трёх основных цветов – красного, желтого и голубого. Он стал на эту точку зрения, ибо не мог и не хотел создавать громоздкой теории эфира для семи цветов, и потому, что хорошо видел, что на практике можно получать всё бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных.
Разрабатываемая Ломоносовым теория “трех цветов” имела, несомненно, значение для развития цветоведения. Установив трехмерность многообразия цветов, Ломоносов указывал пути для решения практических задач цветотехники, нашедшей в наше время такое широкое применение в цветной фотографии, печати, кино.


Ломоносов разрабатывал теорию трёх цветов, исходя из своего понимания физической природы света.

Слайд 13НАУКА

Крупные открытия в области цвета происходят в

XX в. На их основе создаются лазеры, голография, компьютерная графика.
Результаты научных исследований все более целенаправленно и спользуются в цветоведении, обучении живописи, влияют на творчество художников различных направлений (кубизм, кинетическое искусство и др.
НАУКА    Крупные открытия в области цвета происходят в XX в. На их основе создаются

Слайд 14Символика цвета



Цвет может также оказывать эмоциональное воздействие, которое зависит от культурных традиций, этнической принадлежности.
Символика цвета – важный аспект его восприятия и имеет национально-историческое и культурную обусловленность. Вот как описывается значение цветов в христианской культуре в Трактате о небесной иерархии (VI в.): «Белый цвет изображает светлость, красный – пламенность, желтый – златовидность, зеленый – юность и бодрость; словом, в каждом виде символических образов ты найдешь таинственные изъяснения». Главными цветами в христианской символике являются белый, как символ чистоты Христа, сияние его Божественной славы и красный – знак пролитой крови Спасителя.

Символика цвета          Цвет может также оказывать эмоциональное воздействие,

Слайд 15Воздействие цвета на наш организм

Белый цвет оказывает нейтральное

воздействие, успокаивает, балансирует нервную систему.
Черный помогает сосредоточиться, но понижает давление, в избытке может ухудшать душевное состояние.
Теплые цвета действуют как раздражители, способствуют возбуждению.
Зеленый оказывает благотворное физиологическое и общее успокаивающее действие, способствует снижению дыхательного ритма.
Голубой снимает нервное напряжение, депрессивность, уменьшает боль, оказывает антисептический эффект. систему.
Коричневый – снижает возбудимость, как бы спускает на Землю, помогает пробудить здравомыслие.

Воздействие цвета на наш организм   Белый цвет оказывает нейтральное воздействие, успокаивает, балансирует нервную систему.

Слайд 16Важно знать

Цвет оказывает сильное

воздействие и на психофизиологическое развитие детей младшего школьного возраста, даже способное вызывать у них активную эмоциональную реакцию
Занятия основами цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим разделом учебного предмета «изобразительное искусство». Именно этот вид деятельности дает самый богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное. Этот тип рисования является наиболее творческим, где школьники решают сложные живописные задачи, а возможно даже и жизненные.

Важно знать      Цвет оказывает сильное воздействие и на психофизиологическое развитие детей младшего

Слайд 17Общие задачи по обучению цветоведению
- учить работать обучающихся с цветом при

выполнении живописных работ;
- научить использовать художественные материалы в творческой работе;
- формирование художественно-образного мышления, как основы развития творческой личности;
- добиваться выразительного цветового решения рисунка;
- формирование умения передавать красками объем формы предметов, особенности распределения света и тени на них;
В числе воспитательных задач на уроках живописи можно назвать следующие:
- развитие зрительной памяти пространственных представлений, образного мышления;
- воспитание художественного вкуса, интереса и любви к изобразительному искусству и к наблюдению самой жизни;
- развитие творческих способностей;
- развитие навыков творческой переработки впечатлений, переживаний.
Общие задачи по обучению цветоведению- учить работать обучающихся с цветом при выполнении живописных работ;- научить использовать художественные

Слайд 18От теории к практике

От теории  к практике

Слайд 19УПРАЖНЕНИЕ 1
основных красок тоже три, но это красный, синий и желтый

- это важно и надо запомнить! Основные краски нельзя получить механическим смешиванием, они или есть у нас готовые, или их нет.
Три основных краски при смешивании между собой дают все остальные цвета, зеленый, оранжевый и фиолетовый.

ПОЛУЧАЕМ НОВЫЕ ЦВЕТА


Возьмите лист бумаги, и любые краски, лучше всего простую детскую акварель. От руки или циркулем нарисуйте большой круг, а в середине круг поменьше. Разделите получившийся бублик на шесть равных секторов.
Один из секторов закрасьте красной краской. Отступите один сектор и закрасьте желтый, затем снова отступите и закрасьте синий сектор. У вас должно поучиться три цветных сектора, разделенных белыми, пустыми промежутками.
Теперь смешайте на палитре красную и желтую краски. У вас получится оранжевый цвет. Закрасьте получившимся оранжевым сектор между красным и желтым.
Так же поступите с двумя другими парами цветов.

УПРАЖНЕНИЕ 1основных красок тоже три, но это красный, синий и желтый - это важно и надо запомнить!

Слайд 20РЕЗУЛЬТАТ

РЕЗУЛЬТАТ

Слайд 21УПРАЖНЕНИЕ 2 Рисование основными цветами и получившимися в процессе смешивания

УПРАЖНЕНИЕ 2   Рисование основными цветами и получившимися в процессе смешивания

Слайд 22УПРАЖНЕНИЕ Рисуем радугу
Как
Отважный
Жан
Звонарь
Головою
Сбил
Фонарь!


Каждый
Охотник


Желает
Знать
Где
Сидит
Фазан!

После дождика закрывает. Разноцветная дуга Солнечная ... (Радуга)

УПРАЖНЕНИЕ  Рисуем радугуКак Отважный Жан Звонарь Головою Сбил Фонарь! Каждый Охотник Желает Знать Где СидитФазан! После

Слайд 23УПРАЖНЕНИЕ 3
Ахроматические цвета
Хроматические цвета

Ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от

самого темного до самого светлого).
Это так называемые нейтральные (бесцветные) цвета. Они отличаются между собой по светлоте в зависимости от коэффициента отражения. Человек различает около 300 ахроматических оттенков


Хроматические цвета:
К другой группе относятся красный, оранжевый, желтый, синий и т.д. все цвета солнечного спектра и их производные.

УПРАЖНЕНИЕ 3Ахроматические цветаХроматические цветаАхроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это

Слайд 24Дидактические игры
Для закрепления знаний о хроматических цветах:

основных и производных очень важна экспериментальная деятельность, когда ребенок, имея всего три основных цвета, может получить любые производные цвета и оттенки. Дети с удовольствием смешивают краски на палитре, поэтому в о время экспериментов с цветом лучше не давать готовых решений, а предлагать им самим определить, какие цвета нужно смешать, чтобы получить тот или иной производный цвет или оттенок. Особое значение для детей имело называние полученных оттенков. Дети сами учились давать название получившимся цветовым сочетаниям (оттенкам), используя названия исходных цветов. Например, желто-зеленый, красно-оранжевый, красно-коричневый. Для закрепления названий цветовых оттенков проводились игры, где подбираются несколько цветных предметов таким образом, чтобы среди них имелись одинаковые предметы, окрашенные в разные оттенки одного цвета, например игра :
"Чего не стало",
"Назови цвет предмета",
"Угадай, какого цвета одежда",
"Разложи предметы по цвету",
"Найди предмет такого же цвета".

Дидактические игры    Для закрепления знаний о хроматических цветах: основных и производных очень важна экспериментальная

Слайд 25
Сообщить детям, что для некоторых цветовых оттенков существуют и другие названия

- "болотный", "розовый", "малиновый" и другие.
При работе с красками дети, промывая кисточки, обратили внимание на изменение цвета воды в баночках. И нам удалось превратить это в веселую игру. Каждый придумывал, что у него получилось в баночке - молоко, какао, апельсиновый сок и др.
Для закрепления знаний о получении производных цветов и называния их, можно проводить художественно-дидактические игры:
"Разноцветный дождь",
"Помоги украсить хвост павлину",
"Палитры потерялись".


Сообщить детям, что для некоторых цветовых оттенков существуют и другие названия -

Слайд 26ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Знакомство с ахроматическими цветами: черный - серый - белый и

различение цветов по насыщенности.
В ходе художественно - дидактических игр:
"Отгадай цвет",
эксперимента "Превращение", занятий по рисованию "Что бывает серое", "Ворона и воробей", дети систематизировали знания об ахроматических цветах, учились получать и называть различные по тону ахроматические цвета. Завершало блок занятие "Как белая и черная краска подружились". Дети узнали, что ахроматические цвета имеют большие изобразительные возможности. В самостоятельной художественной деятельности дети стали шире применять в рисунке графитные карандаши, уголь, используя их изобразительные возможности, черную и белую краски для получения различны оттенков серого цвета.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫЗнакомство с ахроматическими цветами: черный - серый - белый и различение цветов по насыщенности.В ходе художественно

Слайд 27Хроматические цвета
Цвета и чувства (эмоциональное восприятие цвета)
Возможность цветом передавать характер, эмоциональное

состояние, чувства, настроение, рассматривалась в третьем блоке с помощью художественно - дидактических игр
"Угадай настроение клоуна",
"Музыкальная палитра",
занятий "Розовая радость и зеленая тоска", "Какого цвета музыка", "Добрый и злой сказочный герой
Хроматические цветаЦвета и чувства (эмоциональное восприятие цвета)Возможность цветом передавать характер, эмоциональное состояние, чувства, настроение, рассматривалась в третьем

Слайд 28 ТЕПЛОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (теплый-холодный) УПРАЖНЕНИЕ
Принадлежность данного цветового оттенка

к группе холодных цветов или к группе теплых цветов, что характеризует, насколько больше или меньше одно цветовое пятно содержит в себе горячих или холодных оттенков по сравнению с другим цветовым пятном. Цветовая характеристика показывает степень теплоты или холодности каждого цветового пятна, то есть присутствие желто-красных оттенков или присутствие синих оттенков
ТЕПЛОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (теплый-холодный)  УПРАЖНЕНИЕ     Принадлежность данного цветового оттенка к группе

Слайд 30Цветовые контрасты Упражнение

Большое значение в изобразительном искусстве имеют использование цветовых контрастов. В

разнообразии контрастов заключено богатство цветового мира. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предмета, а также на границах его соприкосновения с контрастным фоном.

Цветовые контрасты УпражнениеБольшое значение в изобразительном искусстве имеют использование цветовых контрастов. В разнообразии контрастов заключено богатство цветового

Слайд 31ПЕРЕХОД ЦВЕТА ГРАДАЦИЯ. насыщенность
Упражнение столь же простое, сколь и сложное. Суть его

в том, чтобы, смешивая краски, добиться перехода одного цвета в другой через определенное число градаций (12 например).  Можно начать с ахроматических цветов: взять белую гуашь и, добавляя в нее немного черного, через 12 шагов превратить белый цвет в черный. Дальше нам понадобится цветовой круг.  Второй этап упражнения – смешивание основных цветов. Выбрав одну из пар – желтый-синий или желтый-красный – сделаем шкалу-растяжку так же, как мы добились перехода белого в черный. Желтый-синий делать интереснее. А лучше, конечно, сделать обе градации.
ПЕРЕХОД ЦВЕТА ГРАДАЦИЯ. насыщенностьУпражнение столь же простое, сколь и сложное. Суть его в том, чтобы, смешивая краски,

Слайд 32РЕЗУЛЬТАТ

РЕЗУЛЬТАТ

Слайд 33 Эффективность уроков изобразительного искусства зависит от того, насколько

увлекателен для учеников был материал, рассказанный не только во вводной беседе, но и в течение всего урока. Четко продуманы все этапы урока и организационные моменты в работе с карандашом и красками, при объяснении основ цветоведения нужно использовать более понятные для детей слова. А трудности, испытываемые детьми на уроке, происходят в связи с их возрастными особенностями.
При подготовке к уроку по изучению основ цветоведения необходимо подобрать качественный наглядный материал, который вызовет огромный интерес и привлечет внимание ребят. Если же дети затрудняются что-то нарисовать, учитель должен применять педагогический рисунок. Хотя лучше иметь готовые таблицы по цветоведению, чем педагогу вместе с детьми рисовать красками на листе, прикрепленном в классе к доске. Этот процесс занимает больше времени на уроке, и в результате спешки, если возьмешь больше воды, краска течет, и педагогический рисунок может получиться не очень удачным.

Эффективность уроков изобразительного искусства зависит от того, насколько увлекателен для учеников был материал, рассказанный

Слайд 34
Для того чтобы у детей возникало меньше ошибок

в работе с цветом, нам важно с первых уроков, использовать не только интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке.
Важной и трудной задачей для нас при подготовке к уроку рисования является подбор учебных и методических пособий. Мы обязаны заранее продумать необходимое оборудование, как для ученика, так и для проведения урока. Надо подбирать репродукции картин, таблицы по цветоведению доступные для восприятия школьников. Не следует заранее вывешивать все наглядные пособия, приготовленные для проведения урока на доску сразу, так как дети будут отвлекаться от анализа одной картины, их внимание будет рассеиваться. Еще К. Д. Ушинский указывал, что: «Картины, используемые на уроке, не должны быть заранее известны учащимся, не должны все висеть в классе. Пусть, учитель меняет их тогда, когда содержание одной картины будет беседою исчерпано».
Для того чтобы у детей возникало меньше ошибок в работе с цветом, нам важно

Слайд 35 Итак, исследование вопросов практического характера

по методике ознакомления младших школьников с основами цветоведения на уроках изобразительного искусства позволяет сделать следующий вывод, что организации работе с цветом должно быть уделено особое внимание. Успех занятий во многом будет зависеть от условий выполнения работы: составленного учителем в соответствии с требованиями современных программ по изобразительному искусству методически грамотного плана-конспекта урока по обучению основам цветоведения, наличия необходимых наглядных средств обучения (в том числе ТСО), личного показа учителем приёмов изображения, оборудования рабочего места ученика, умелого анализа результатов работы школьников, который важно проводить в конце каждого урока. Знание о художественных материалах и разных техниках работы с цветом, помогает обучающимся наилучшим способом реализовать свои творческие замыслы в небольшом наброске или законченном рисунке.

Итак, исследование вопросов практического характера по методике ознакомления младших школьников с

Слайд 36Используемая литература
1.  Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник

для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2.  Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – сПб.: Питер, 2006.
3.  Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. – Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984.
4.  Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1979.
5.  Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 1 – М.: Дрофа, 1997.
6.  Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 – М.: Дрофа, 1997.
Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1989.
7.  Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.
8.  Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Просвещение, 1983.

Используемая литература1.  Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева.

Слайд 37СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть