Слайд 1Верования и сказания народа Коми
Преподаватель: Логинова Т.М.
Слайд 2Мифология Коми-
-комплекс мифологических представлений, общий для трёх коми народов зырян,
пермяков и язьвинцев. К настоящему времени коми мифология была в значительной мере утрачена в процессе христианизации. Древнейший источник «Житие Стефана Пермского» (XV век) повествует о многобожии у коми, о поклонении животным, деревьям.
Слайд 3Космогонические предания Республики Коми
Согласно космогоническим легендам и преданиям Коми народа мир
был создан двумя братьями-близнецами: Еном и Омольом. После сотворения мира и окончания борьбы за обладание космическим верхом Ен отправляется жить на небо и больше в земные дела не вмешивается. Мнение же об участии Омоля в этом творении противоречиво. Он либо лишь портил по ночам то, что Ен творил днём, а сам создавал лишь всяких гадов и вредных насекомых, либо был равноправным с Еном создателем мира.
Слайд 4Колдовской эпос – предания о колдунах
Колдун – человек, чаще
пожилой мужчина, который занимается магией. Суеверный страх перед колдунами покоится на общенародном убеждении, что все они состоят в самых близких отношениях с нечистой силой и что черти не только исполняют все их поручения, но даже надоедают, требуя для себя все новой и новой работы. Можно назвать таких колдунов коми легенд, как :
Кыска
Корт Айка
Шыпича
Чикш
Слайд 5Предания о местных героях, «силачах»
Предания и легенды о героях-богатырях, дарующих или
добывающих блага культуры для людей, побеждающих чудовищ, одолевающих злых богов. Самые знаменитые герои – это:
Кудым-Ош
Йиркап Пера
Комтом-Мартын
Слайд 6Предания о происхождении некоторых видов хозяйственной деятельности
Наиболее часто встречается объяснение происхождения
хлебопашества, кузнечного дела. Связано это с такими героями, как:
Кудым-Ош
Корт-Айка
Слайд 7Происхождение животных и птиц
Примером подобных легенд служит рассказ о рябчике, о
том, что прежде рябчик был огромным, но, шумно взлетев, напугал коня Ильи Великого (по другой версии Стефана Пермского), который упал и проклял птицу, отчего тот стал величиной со свой зоб.
Слайд 8Низшие духи
До недавнего времени у коми сохранялась вера в низших духов
лешего ворса (ср. лесного людоеда Ягморта, пермяцкого Вэрысьморта), водяного (зырянский васа, бауса, пермяцкий ваисьморт, вакуль), домового олысе, злых духов (куль, кутьтя-войса, воплощение порчи шева и др.). Коми были известны представления о трёх душах человека: о душе-дыхании ловья, отделяемой душе Лов и о двойнике человека Орт. Именно после ухода ло"урес". Оставаясь невидимой, душа-орт всю жизнь сопровождала человека. Появление орт (неясный шум и т. п., ср. представления о духе подземного мира Мардус у эстонцев) предвещает смерть.
Слайд 9Религиозные верования
Религиозные верования народов Восточноевропейского Севера -- коми-зырян и коми-пермяков --
заметно отличаются от верований народов Поволжья. Главных отличий два: во-первых, верования эти складывались на основе лесного охотничьего хозяйства, а не земледельческого, как это было в Среднем Поволжье; во-вторых, русская колонизация раньше и глубже затронула эти народы, они были крещены еще в XIV в. (деятельность Стефана Пермского и его преемников); поэтому здесь больше сказалось и влияние русских народных верований, не говоря уже о православии.