Слайд 1Тамбовский костюм
Учитель Изобразительного искусства
Рябец Надежда Сергеевна
Слайд 2Тамбовский костюм
Тамбовский костюм включал рубаху с косыми поликами. К
свадьбе шили рубаху-длиннорукавку (плакательную), где верхняя часть рукава была богато украшена полосами браного (вышитого узорами) ткачества, а нижняя подшивалась из тонкой ткани. Кроме понёвы была в быту юбка-андарак, шитая из нескольких полотнищ тонкой ткани и собранная на поясе на шнурок-вздержку. Верхнюю одежду — шушун делали из домотканой шерстяной или кашемировой ткани, украшая вышивкой крестом, набором, отделывая бахромой. Головной убор — рогатая кика с поднизью сзади бисерным набором или лентами.
Слайд 3Наряд
Типичной одеждой замужних женщин юга России была
понева. Исследователи русского народного костюма считают поневу древнейшим типом женской одежды, Существует несколько видов понев: из не сшитых между собой полотнищ, распашная, понева е прошвой и понева-юбка из клетчатой поневной ткани. В некоторых селениях Тамбовской, Рязанской, Калужской, Пензенской, Тульской, Орловской губерний в XIX в существовал обряд первого надевания поневы. Обычно девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные поясками. С того момента, когда девушка впервые надевала поневу, она считалась невестой, и к ней уже можно было свататься. Первую поневу нередко шила сестра, а надевал брат или мать (родная или крестная). К концу XIX в. этот древний обычай сохранился лишь в отдельных местах, а понева осталась признаком замужества.
Слайд 5Схемы поневы и шушпан
Рубаха с. Красная Дубрава сохранила
архаичный туникообразный покрой. На примере кроя этой рубахи можно проследить крестьянскую традицию разумной экономии ткани. Она сшита из двух сложенных полотнищ ткани, образующих перед и спинку, причем одно полотнище — на четверть короче. Его задняя часть до плечевого сгиба остается цельной, а от второй, передней, по долевой нити отрезают половину, которой надставляют (удлиняют) оставшуюся часть короткого переднего полотнища (см. схему кроя). Край спинки загибается и соединяется с составной частью переда. Вверху этот сгиб разрезается для вшивания рукава. Друг ой рукав пришивается к кромке цельного полотнища. Под рукава вшиты клиновидные ластовицы. Особенностью данной рубахи является архаичная длина узких рукавов, почти скрывающих кисти рук.
Слайд 7Воротник
Невысокий воротник-стойка, застегивающийся на две пуговицы, вшит в округлое отверстие для
головы, которое прорезано в месте сгиба полотнищ. Для расширения нагрудной части в полотнищах рубахи сделаны длинные продольные разрезы. В которые вшиты плечевые вставки — косые полики, пришитые по основе. Каждый полик состоит из двух сшитых между собой деталей трапециевидной и треугольной форм. Они выкроены из прямоугольного куска ткани, разрезанного наискось. Необходимость изготовления полика из двух составных деталей, а не из одного цельного куска, опять же обусловлена принципом экономии материала. Основные конструктивные линии и краи рубахи отмечены полосами тканого и вышитого несложного геометрического узора красного и черного цветов, дополненных зелеными, желтыми и лиловыми нитями, а также нашивками желтых лент и тесьмой-вилюшкой.
Слайд 8Оформление пояса
Высокими художественными достоинствами отличается пояс с. Красная
Дубрава, Он сплетен на дощечках из очень тонких шерстяных нитей основного лилового с добавлением белого, зеленого и красно-коричневого цветов. Концы пояса завязаны узлом, ниже каждый конец обшит цветными и серебряными нитями, металлическими блестками, белым и черным бисером. Затем нити основы плотно обвиваются серебряной нитью и переплетаются между собой, образуя два сложных узла, соединенных друг с другом двумя пуговнцами. Пояс заканчивается кистями из разноцветных серебряных нитей с большими ворварками, обнизанными цветным бисером. На кончиках кистей подвешены металлические блестки и бусины черного бисера.
Слайд 9Внешний вид - шушпан
Комплекс праздничного девичьего костюма завершал шушпан — нагрудная
туникообразная одежда с короткими рукавами. Глухой (нераспашной) шушпан имеет древнее происхождение. Существует мнение, что подобные шушпаны носили девушки и женщины в Древней Руси. Шушпан сшит из цельного отбеленного конопляного полотна, нешироких прямоугольных бочков и вставок из темно-красной шерсти, расположенных между ними и по низу. В месте плечевого сгиба центрального полотнища вырезана горловина трапециевидной формы с грудным разрезом. По линиям кроя шушпан орнаментирован полосками счетной вышивки, ткачества. металлическими блестками.
Слайд 10Использованная литература
Статья из книги: С.В. ГОРОЖАНИНА. Л.М. ЗАЙЦЕВА. Русский народный свадебный
костюм