Слайд 1Зарубежное искусство
XX века
учитель изобразительного искусства
МБОУ «СШ №21 им. Н.И.
Рыленкова»
Гурикова Юлия Александровна
Слайд 2Культура XX века - культура переломная, а не просто новый период
ее истории. Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении. Видоизменения, которые претерпевает культура XX века от этапа к этапу своего развития, концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах. Невозможно определить некий общий единый стиль искусства в XX в.
Слайд 3 Направления в искусстве XX века
Символизм
Фовизм
Сюрреализм
Постимпрессионизм
Абстракционизм
Дадаизм
Модерн
Абстракционизм
Авангард
Абстрактный экспрессионизм
Баухауз
Конструктивизм
Кубизм
Экспрессионизм
Футуризм
Примитивизм
Поп-арт
Оп-арт
Пьер Пюви де Шаванн.
Безумная на берегу моря
Поль Синьяк.
Порт Сен-Тропез
Сальвадор Дали.
Сон
Слайд 4Одно из стилевых движений, возникнув на рубеже веков, вошло большим мотивом
в глубь XX в; оно общеизвестно под названиями "ар нуво" в Бельгии и Франции, "Югендштиль" в Германии, в русском языке его обозначили как "модерн", что значит современный.
Слайд 5Модерн
Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Как украшения, использовались
растительные мотивы, однако в столь преобразованном виде, что в них трудно узнать реальное растение. Главная роль отводилась красивым плавным линиям, которые поодиночке или целыми пучками покрывали поверхность, поникшие лепестки, извивающиеся водоросли, ирис и всевозможные экзотические тропические цветы, которые изображались словно бы увядающими. Иногда среди растительных мотивов помещались грациозные женские фигуры.
Слайд 6В архитектуре стиль "модерн" расцвел особенно бурно и пышно. Он в
значительной мере окрасил собой целый период в истории архитектуры конца ХIХ - начала XX вв. Однако нигде он не стал государственным стилем: для зданий не прижились его романтические вольности. Его главными центрами стали Вена и Брюссель.
Слайд 7Одним из самых сложных, самых спорных направлений в модернизме был и
остается до сих пор абстракционизм. Название это расплывчато и не выражает действительной сущности данного явления. Поэтому нередко употребляют название "беспредметное искусство".
Кандинский Импровизация №31, 1913
Слайд 8 АБСТРАКЦИОНИЗМ
Пит Мондриан. Композиция с красным, синим
и жёлтым
Это наиболее крайнее течение модернизма возникло в 10-х годах XX столетия. Сложился абстракционизм в живописи, скульптуре и графике, творцы которых отказались от изображения реальных предметов и явлений. Основоположниками течения считаются Пит Мондриан, Василий Кандинский, Казимир Малевич.
«Нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость», - утверждал Пит Мондриан, придавая при этом особое значение равновесию вертикалей и горизонталей.
Создавая «новую образность», Мондриан желал выразить мистическую «чистую реальность», свободную от каких-либо привнесённых человеческих переживаний и эмоционального восприятия мира.
Слайд 9
Абстракциони́зм (лат. "abstractio" – удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося
от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.
Слайд 10Василий Васильевич Кандинский
(16 декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен,
Франция) — русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.
Кандинский Дамы в кринолинах
Слайд 12В. Кандинский
Импровизация №31, 1913
Слайд 14Казимир Малевич
«Красный квадрат» — картина Казимира Малевича, написанная в 1915 году.
Назван на обороте «Женщина в двух измерениях». Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата.
Экспонировался на выставке 1915 года. В каталоге выставки 1915 года он получил второе название — «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях».
Отмечено, что «Красный квадрат», как и «Чёрный квадрат», обладает тем свойством, что площадь белого фона равна площади закрашенного квадрата.
Слайд 17К. Малевич. Черный квадрат
Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5
сантиметров. На нём изображён чёрный квадрат на белом фоне.
Картина была написана Малевичем летом и осенью 1915 года. По утверждению художника, он рисовал её несколько месяцев.
Картина была выставлена на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Черный квадрат».
Слайд 18Кузьма Петров-Водкин.
Купание красного коня
Слайд 19В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в имении близ
Камышина. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. А также написан 1-й, несохранившийся вариант полотна, известный по черно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург.
Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нем верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.
Слайд 20Футуризм
футуризм подарил поэзии трех гениев Маяковского, Хлебникова, Пастернака.
Футуризм — направление
в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века.Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.
Слайд 21Футуризм (от латин. futurum - будущее) как и кубизм относится к
тем художественным направлениям внутри модернизма, которые встали на путь последовательного отказа от реалистических основ искусства. Футуризм не случайно зародился в Италии. Группа художников, которым надоело бесконечное преклонение в их стране перед искусством прошлого, попытались создать новое искусство, искусство будущего, как они говорили. Они изложили свои взгляды в футуристических манифестах, призывавших отвергнуть достижения прошлого и возвеличивающих технику и промышленный дух нового времени. Их восхищали железные дороги, опутывающие земной шар, стальные мосты, огромные мосты, огромные города, кишащие автомобилями.
Слайд 22Антонио Сант Элиа
Урбанистический рисунок
Слайд 23Поп-а́рт (англ. pop art, сокращение от popular art — популярное, общедоступное
искусство; второе значение слова связано со звукоподражательным рop — отрывистый удар, хлопок, шлепок, то есть производящее шокирующий эффект) — направление в изобразительном авангардистском искусстве 1950—1960-х годов, возникает как оппозиция беспредметному абстракционизму и знаменует переход к концепции нового авангардизма, «раскрывает эстетические ценности» образцов массовой продукции: потребительские товары (банка супа), персонажи новостей (Мао Цзэдун) или кино (Мэрилин Монро). Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:
изменяются масштаб и материал;
обнажается приём или технический метод;
выявляются информационные помехи и др.
Поп-арт приходит на смену абстракционизму, ориентируясь на новую образность, создаваемую средствами массовой информации. Поп-арт характеризует яркий и контрастный колор.
Слайд 24Опарт
Оп-арт ( англ. оp art, сокр. От optical art - оптическое искусство)
– направление в искусстве, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Оп-арт как движение зародился в 1950-е гг. внутри абстракционизма, продолжив его рационалистическую линию – геометрическую абстракцию, представителем которого был французский художник венгерского происхождения Виктор Вазарели – основоположник и лидер оп-арта.
Слайд 25
Основа оп-арта – в художественно организованных оптических эффектах ) эффектах пространственного
перемещения, парения, слияния форм), которые достигались геометризированными комбинациями линий и пятен с введением резких цветовых и тональных контрастов, ритмических повторов, извивающихся линий, пересечением спиралевидных и решетчатых конфигураций. Применение зеркал, линз, дрожащих металлических пластинок и проволок, установок меняющегося света, динамических конструкций, усиливает эффект воздействия создает особую эстетическую среду, достигающую высокой степени абстрагирования от конкретного. Иллюзия движения, вспышек света, меняющейся формы и последовательной смены образов возникают в произведениях оп-арта автоматически, т.е. фиктивно, присутствуя только в ощущениях зрителя.
Слайд 26
В 1960-х гг, оп-арт получил недолгое, но широкое признание не только
в живописи, но и в прикладном искусстве: в графике, дизайне (мебели, текстиля, росписи стен), в сфере моды и декоративного макияжа.
Слайд 27
Мастера оп-арта: Виктор Вазарели, Бриджит Райли, Ричард Анушкевич, Хесус Рафаэль Сото,
Лари Пунз, Карлос Крус-Диес
СИМВОЛИЗМ
Направление в европейском и русском искусстве 1870 – 1910 гг. представители которого стремились с помощью символа выразить интуитивно постигаемый смысл явлений материального и духовного мира, воплотить его вневременную идеальную сущность.
А – чёрный, белый – Е, И – красный, У – зелёный,
О – синий… Гласные, рождений ваших даты
Ещё открою я. А – черный и мохнатый
Корсет жужжащих мух над грудою зловонной.
Е – белизна шатров и в хлопьях снежной ваты
Вершина, дрожь цветка, сверкание короны;
И – пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный
Иль опьяненный покаяньем в час расплаты.
У – цикл, морской прибой с его зеленным соком,
Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком
Алхимией запечатлен в тиши ночей.
О –первозданный Горн, пронзительный и странный,
Безмолвье, где миры, и ангелы, и страны,
Омега, синий луч и свет Её Очей.
Артюр Рембо
Гласные
Каспар Давид Фридрих.
Путник над морем тумана
Слайд 33 Арнольд Бёклин. Остров мертвых
В конце XIX века проявились
признаки разочарования в реализме.
Его критики утверждали, что искусство существует не для того, чтобы решать
какие-то социальные проблемы.
Искусство творит свой собственный мир, и в этом состоит его предназначение.
Искусство ради искусства – такой была формула творчества символистов.
Пьер Пюви де Шаванн.
Безумная на берегу моря
Тоска
Меня не веселит ничто в тебе, Природа:
Ни хлебные поля, ни отзвук золотой
Пастушеских рогов, ни утренней порой
Заря, ни красота печального захода.
Смешно искусство мне, и Человек, и ода,
И песенка, и храм, и башни вековой
Стремленье гордое в небесный свод пустой,
Что мне добро и зло, и рабство, и свобода!
Не верю в Бога я, не обольщаюсь вновь
Наукою, а древняя ирония, Любовь
Давно бегу её в презреньи молчаливом.
Устал я жить, и смерть меня страшит. Как челн
Забытый, зыблемый приливом и отливом,
Моя душа скользит по воле бурных волн.
Поль Верлен
Микалоюс Чюрлёнис. Соната аллегро
Джеймс Уистлер.
Ноктюрн. Синее и золотое.
Старый мост Баттерси
Густав Моро.Единороги
Обри Бёрдслей.
. Иллюстрация к книге
«Смерть короля Артура»
Слайд 40ФОВИЗМ
Фовизм (от французского fauve – дикий) – течение во французской живописи
начала XX века. С фовизма начинается революция цвета в искусстве XX века.
В Париже на осеннем салоне 1905 г. Были выставлены картины группы художников, удививших искушенную французскую публику резкостью и смелостью сочетания ярких цветов, примитивностью форм. Критик Луи Воксель назвал молодых бунтарей «дикими», вследствие чего всё направление получило странное и неуклюжее название «фовизм».
Анри Матисс (1869 – 1954) говорил: «Картина должна спокойно висеть на стене. Не следует вызывать у зрителя беспокойство и смятение, надо осторожно привести его в такое состояние, чтобы он не ощущал потребности раздвоиться, выйти из себя. Картина должна доставить глубокое удовлетворение, отдых и чистейшее наслаждение обремененному сознанию».
Анри Матисс.
Танец
Слайд 42Анри Матисс. Красные рыбки
Освобождая зрителей от тревожащего
потока мыслей, художник отказался от
многих
традиций живописи, от сложных
форм и сюжетной повествовательности.
Мотивы полотен Матисса удивляют
своей простотой: цветы, пёстрые ткани…
Царствует плоскость, объём предметов
лишь чуть намечен. Настроение
создаётся с помощью контрастного
сопоставления тонов, сочных и ярких.
Лаконичная условность и декоративность
так можно охарактеризовать стилистику
многих картин художника.
Подобная живопись не рассчитана на
углублённое толкование. Она приглашает
к созерцанию любимой матиссом
радостной простоты «чистой» краски.
Предметы окружающего мира не исчезли
с полотен фовистов, но они утеряли своё
смысловое значение, превратились в
носителей цвета.
Слайд 44КУБИЗМ
Авангардное – направление в живописи начала XX века.
Основоположники – французские художники Пабло Пикассо и Жорж Брак.
Современники видели в кубизме революционный отказ от «условностей оптического реализма» в угоду новому художественному видению действительности сквозь призму геометрических фигур (куб, конус, цилиндр).
Название «кубизм» возникло из негативной оценки работ этого направления, названных критикой «скопищем кубиков»
Пабло Пикассо.
Музыкальные инструменты
Слайд 45Пабло Пикассо. Странствующие гимнасты
Французский художник испанского
происхождения Пабло Пикассо
(1881 – 1973)
В 1901 г. начался так называемый
«голубой период» его творчества.
Работы этого времени окрашены
в элегические голубые тона,
на них появились характерные персонажи:
задумчивые женщины, хрупкие
болезненные дети, акробаты и
комедианты. Обращают на себя
внимание печальная
сосредоточенность их лиц,
невидящие глаза, говорящие о
полном смирении, покорности
судьбе.
Слайд 46Пабло Пикассо. Девочка на шаре
С 1904 по 1906 гг. длится «розовый
период»
в творчестве художника. В его полотнах
зазвучали тонкие поэтические настроения,
переданные изысканной гаммой розово-
золотистых и серебристо-голубых тонов.
Нервный и точный рисунок, которым в
совершенстве владел Пикассо, придаёт
его полотнам утончённую неповторимость.
Одна из самых известных картин Пикассо
«Девочка на шаре» (хранится в Музее
изобразительных искусств им. А.С.Пушкина)
Тонкая пластичная, несколько угловатая
девочка олицетворяет хрупкость и
незащищенность красоты в жестоком мире.
Угрюмый, застывший атлет подчёркивает
выразительность детского образа.
Слайд 47Пабло Пикассо. Авиньонские девицы
Картина «Авиньонские
девицы» (1907)
открыла кубистический
период в творчестве
художника. Из этого
полотна
словно
«выкачан» воздух,
розовые фигуры
Резвящихся женщин
прижаты к плоскости,
раздробленной на
мелкие планы голубого,
синего и коричнего
цветов. Гротесковые
образы подчеркнуто
геометричны,
необъёмны, нарочито
заострены.
Слайд 48Пабло Пикассо. Герника
Особое место среди произведений Пабло Пикассо занимает полотно «Герника»,
написанное
под впечатлением зверского разрушения испанского города
фашистскими бомбардировщиками в 1937 году. Над этой картиной художник
работал очень долго. Полотно громадных размеров (350 – 782 см) кажется
бесконечным. Представленные в виде абстрактных символов обезумевшие люди
мечутся в судорогах ужаса и страха, взывают о помощи, но ждать её неоткуда.
Образы «Герники» излучают ненависть к злу и насилию, предостерегая
человечество от грядущих военных катастроф.
Слайд 49Жорж Брак. Портрет
В 1907г. В мастерскую Пикассо пришёл молодой художник
Жорж Брак (1882 - 1936). Объединив усилия, живописцы
разработали основы кубизма, памятуя о том, что еще Сезанн приказывал видеть природу сквозь геометрию шара, конуса и цилиндра. Пикассо и Брак были уверены, что, отбросив
реалистичную натуру, модель,
перспективу, правдоподобие
светотеневой игры, геометрически
разложив предметы на плоскости,
они открыли «первоэлементы» вещей, по-новому взглянули на живопись.
Слайд 51 ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Эдвард Мунк.
Крик
Течение в художественной культуре начала XX века.
Проникнуто глубочайшим пессимизмом; его творцы видят жизнь удивительно
однобоко, «в чёрном цвете».
Они превратили живопись – в неистовство деформированных образов, музыку
- в безысходно гнетущую трагедию, театр – в драму крика и боли, тем самым
открыв новую, быть может, самую мрачную страницу мировой художественной
культуры.
Вся гармония мира не стоит слезинки замученного
ребёнка – этот постулат нравственности
Ф.М.Достоевского во многом близок взглядам
экспрессионистов.
Но на персонажах экспрессионистских произведений
не лежит груз ответственности за чужие судьбы.
Стечение обстоятельств «выдергивает» человека
из привычной колеи жизни – и вот уже перед нами
не личность, а человекоподобное существо,
испытывающее муки бессилия,
охваченное животным ужасом и задающееся
бессмысленным вопросом: «За что?»
Слайд 53Эдвард Мунк. Танец Жизни
Экспрессионизм утверждал: в мире нет Бога, на земле
«правит бал» слепая
сила, калечащая души и тела, не оставляя надежды на любовь и счастье.
Слайд 54Эмиль Нольде. Пляска вокруг золотого тельца
«Выплескивая»
на полотна свои
страхи, боль,
экспрессионисты
редко говорили о
социальных
или
нравственных
проблемах. Но
картина Эмиля
Нольде (1867 –
1956) «Пляска…»
исключение из
правил. На
полотне
полуобнажённые
женщины с
искаженными
пропорциями
тела в каком-то
экстазе совершают таинственные
движения – символ
бессмысленного
поклонения человечества
власти денег.
Слайд 55Отто Дикс. Инвалиды войны играют в карты
Отто Дикс (1819 – 1969)
Главный
и самый печальный
Жизненный опыт художник приобрёл во время Первой мировой войны, в окопах которой провёл несколько лет. Война стала главной темой его творчества. Более чем в ста портретах и рисунках Дикс запечатлел её ужасы и мерзости, разработав для этого специальную технику – «кромсание на куски»: форма предмета разбивалась на отдельные составные части
Слайд 56Отто Дикс. Семь смертных грехов
В год прихода Гитлера к власти
Отто Дикс
создал полотно «Семь
смертных грехов» - яркую
карикатуру на диктатора,
изображенного в виде
недоразвитого подростка,
оседлавшего старуху-зависть
Слайд 60 СЮРРЕАЛИЗМ
Сальвадор
Дали. Метаморфозы Нарцисса
Сюрреализм (от фран. surreulisme – сверхреализм) провозгласил источником искусства подсознание человека, его сновидения, галлюцинации, инстинкты, освобожденные от контроля разума.
«Сюрреализм не побоялся стать догмой абсолютного бунта, тотального неподчинения, саботажа, возведённого в правило, и если он чего-либо ожидает, то только от насилия. Простейший сюрреалистический акт состоит в том, чтобы с револьвером в руке выйти на улицу и стрелять наугад, сколько можно, в толпу». Андре Бретон
Австрийский психолог Зигмунд Фрейд открыл для науки подсознательные, инстинктивные области человеческого «я». Он утверждал, что низменные сексуальные влечения индивидов, «загнанные» контролем разума и нравственным «табу» вглубь подсознания, являются как фундаментом жизнедеятельности, так и основным стимулом творчества
Слайд 61 Сальвадор Дали. Сон, вызванный полётом
пчелы вокруг
граната за миг до пробуждения
В сюрреалистической живописи любая
композиция воплощает тот или иной комплекс подсознательного, несет иррациональный смысл. Порой фотографическая точность элементов окружающего мира, взятых в абсурдных сочетаниях, служит основой цели этого искусства – поставить под сомнение привычные представления о реальности. В картинах сюрреалистов твёрдые предметы растекаются, мягкие твердеют, всё живое тронуто тленом, гниёт и разлагается, а безжизненное обретает признаки бытия. Нередка художники эстетезируют «сладострастные объятия смерти» и воспевают эротику в её самых физиологических формах.
Сальвадор Дали. Постоянство памяти
Слайд 62Сальвадор Дали. Сон
В творчестве испанского
живописца Салвадора Дали (1904-1989) сюрреализм нашёл наиболее
законченное и талантливое выражение.
«Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создаю, их тоже не понимаю», - таков был ответ Дали на вопрос о «загадках» его полотен.
Слайд 63«Всё, что придумали мы, сюрреалисты, уже есть у Рафаэля. Все наши
открытия – крохотная, почти неприметная находка художника, сознательно найденная им частица его тайных и явных откровений. Но всё в Рафаэле так цельно, так едино и целостно, что
мы не видим эту частицу отдельно.»
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали. Сон Иоанна Крестителя
Сальвадор Дали.
Предчувствие гражданской войны
Слайд 67 ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
Мастеров постимпрессионизма объединяло только
отношение к импрессионизму, своему «прародителю», из источника которого каждый почерпнул важные для себя творческие идеи.
От импрессионистов они унаследовали чистоту цвета, их работы отличаются эмоциональностью, одухотворенностью
Крупнейшие представители: Винсент ван Гог, Поль Сезанн, Поль Гоген, Анри де Тулуз Лотрек
Слайд 68Винсент ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом
Винсент ван Гог
(1853 – 1890 гг.)
Крупнейший голландский
Художник, одаренный острым
чувством трагического.
Живопись была для Ван Гога
способом воплощения своего
Внутреннего «я», вместившего
Боль одиночества, мучительные
Страдания, проблески радости
И надежды. Творческая
деятельность мастера охватывает
Всего 10 лет, протекала она в
Невыносимых условиях нищеты
И прогрессирующего психического
Заболевания, порождая приступы
Отчаяния. В состоянии безумия
Ван Гог отрезал себе ухо и
«подарил» его нищей женщине
Слайд 69
Винсент ван Гог. Автопортрет
Полотна Ван Гога отличаются
Экспрессивной нервозностью
Образный строй его полотен
Звучит
как мощный «оркестр»
Кричащих цветовых диссонансов,
Гибких беспокойных мазков,
Сгущенного колорита и
Динамичных линий. С
Повышенной эмоциональностью
Он воспринимал и людей,
И природу, и обыденные
Вещи. Под кистью художника
Самые простые предметы
Обретают трагические
Черты и наполняются
Горькой безнадёжностью
Слайд 70Винсент Ван Гог. Едоки картофеля
Слайд 71Винсент ван Гог. Подсолнухи
Винсент ван Гог. Доктор Гаше
Слайд 72В Государственном
музее
изобразительных
искусств
имени Пушкина
в Москве
находится
знаменитое
полотно «Красные
виноградники в
Арле» (1888).
Сочетание чистых
пурпурных,
буро-красных,
киноварных,
малиновых,
оранжевых,
чёрных и
синих цветов
создают напряжённый
колорит картины,
привлекающей почти
гипнотической
пластической
выразительностью.
Винсент ван Гог. Красные виноградники в Арле.
Слайд 73Винсент ван Гог. Море в Сен Дени
Слайд 74Поль Гоген. Автопортрет
Самостоятельным, оригинальным путём шёл в искусстве Поль Гоген (1848-1903).
Его судьба была необычной: в скитаниях провёл художник большую часть своей жизни. Живописью он стал заниматься очень поздно, в тридцатилетнем возрасте оставив службу в банке. В поисках собственной манеры письма Гоген обращался то к японской гравюре, то к египетской архаике, то к первобытному искусству. Наконец он «нашёл себя», поселившись вдали от Европы, где под тропическим солнцем Полинезии и Антильских островов, в особенности на Таити, открыл мир красочный и безмятежный. В своих таитянских работах Гоген фиксирует простые и понятные жизненные ситуации и настроение аборигенов, наполняя поэзией, казалось бы, обыденные сюжеты.
Особое внимание художник придавал колориту – носителю настроений и ощущений.
Первозданная тропическая природа – пурпурно-розовые пески, коралловые рифы, лазурное море – дышит покоем вечности. Столь же торжественно-неподвижны персонажи гогеновских полотен – дикари с бронзовой кожей, словно застывшие в своих пластичных позах. Полотна Гогена – это абсолютная гармония человека и природы в том экзотическом мире, куда лишь изредка доносятся нотки тревожных размышлений о судьбах человечества
Слайд 76 Поль Гоген. Таитянские пасторали
Слайд 77Поль Гоген. Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?
Поль Гоген
Таитянские женщины
Слайд 78Поль Сезанн. Последний день карнавала
Поль Сезанн (1839-1906) жил в Провансе замкнутой
жизнью отшельника, и со временем его имя обросло многочисленными легендами. Лишь в 1985 году торговец картинами уговорил мастера послать свои работы на столичную выставку. 150 полотен Сезанна потрясли Париж. Он был сразу признан вождём нового поколения живописцев. Сезанн не стремился к «дематериализации действительности», как многие его современники-символисты. Однако реализм тоже был чужд художнику, воспринимавшему мир сквозь призму чистых красок и простых форм.
Слайд 79Поль Сезанн.
Натюрморт
с драпировкой
«Всё в природе лепится в форме шара,
конуса, цилиндра, надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете всё, что захотите. Нельзя отделять рисунок от красок, нужно рисовать по мере того, как пишете, и чем гармоничнее
становятся краски, тем точнее делается рисунок.»
Поль Сезанн
Слайд 80Анри де Тулуз-Лотрек.
Афиша Мулен-Руж
Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901) вошёл
в историю постимпрессионизма как тонкий колорист, мастер гибкого энергичного рисунка, автор многочисленных пастелей, эстампов, литографий и афиш, запечатлевших быт парижской богемы. Родом из знатной французской аристократической семьи, он был инвалидом (в детстве сломал обе ноги), найдя отдохновение души в искусстве. Его творчество сформировалось в специфическое художественное среде Мон-марта и парижского «полусвета». Ироничный наблюдатель, Лотрек зорко подмечал и показной ночной блеск большого города, и его реалии в свете дня – нищету, страдания, несчастья. Имя художника навечно переплелось с пёстрой жизнью театров, балаганов, варьете, и, конечно же, знаменитого кафе «Мулен-Руж», обитателей которого – танцовщики, певцы кабаре, «ночные бабочки» - стали моделями его работ.
Слайд 81Анри де Тулуз-Лотрек Афиша для танцевального зала Мулен-Руж
Слайд 82Анри де Тулуз-Лотрек. Танец в Мулен-Руж
Слайд 83 ДАДАИЗМ
Марсель Дюшан
Крайнее авангардное направление европейского искусства, возникшее в середине 10-х гг. XX века. Ему свойственно отрицание классической традиции и всех существующих форм искусства, использование техники коллажа, создание абсурдных произведений из случайных предметов.
«Дада» - слово, взятое случайным образом из словаря, имеет несколько значений, одно из них – «ослиный хвост».
Основоположником дадаизма, организатором многих оригинальных выставок был Марсель Дюшан.
Слайд 85Граффити
Граффити (итал. Graffiti, от graffiare - царапать; другое название spray-art – «пульверизаторное
искусство») – произведения, представляющие собой крупноформатные изображения на стенах зданий и сооружений, выполненные с помощью аэрозольных баллончиков с краской.
Слайд 86
Граффити пришли их древности: так археологи называли надписи и рисунки, найденные на
стенах античных памятников. Как широкое движение оформился в 1970-е гг. с массовым появлением разных надписей на вагонах нью-йоркского метро, на стенах общественных зданий и магазинов. Первыми граффитистами были выходцы из этнических меньшинств и маргиналы, выражавшие подобным образом протест против своего бесправного положения. К началу 1980-х гг. сформировалось уже целое направление полупрофессиональных художников, некоторые даже пытались выставлять свои творения в галереях и получили известность в художественных кругах.
Слайд 87
Современное граффити – это ни на что не похожий стиль в монументальном
искусстве, символ урбанизации и высоких технологий. В нем можно выделить два направления – сюжетное и шрифтовое. Первое – декоративные композиции на сюжеты «массовой культуры: изображения самолетов, автомобилей, повседневная жизнь, фрагменты фильмов, комиксов, пейзажей и т.д. Второе направление считается high-классом в уличной живописи и являет собой переплетенные в замысловатом узоре слова и аббревиатуры. Здесь сложилось несколько стилей: Bubble (пузырь) – дутые, округлые буквы, похожие друг на друга; Wild Style (дикий стиль) – самый виртуозный стиль, отличающийся нечитаемостью букв; 3D style (объемный стиль) – самый виртуозный стиль, отличающийся абсолютным объемом букв; Messiah Style - буквы, словно написаны на отдельных листах и наложены друг на друга.
Слайд 92
В современной жизни замысловатые рисунки граффити стали неотъемлемой частью городов в
самых разных странах мира. Выполненные с невероятной фантазией и мастерством они олицетворяют дух свободного творчества и являют миру непреходящее желание творить Красоту.
Слайд 94Практическая работа.
Задание: Выполнить эскиз росписи-граффити, отвечающей на один из вопросов:
1.Какие проблемы волнуют
человечество, о которых хочется кричать?
2. Какие проблемы волнуют мою страну?
3. Что лично я хочу сказать людям?
Слайд 95
Алгоритм действий:
1. Составление композиции.
2. Прорисовка и уточнение отдельных деталей.
3. Цветовое решение.
Слайд 96Советы:
Подумайте над композиционным решением, создавая целостный образ.
Слайд 97Советы:
Обратите внимание на асимметрию – интереснее смотрится асимметричная, динамичная композиция
Слайд 98
Не старайтесь делать изображения слишком многоцветными (лучше взять за основу три
цвета) или слишком перегруженным мелкими деталями.