Слайд 1ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Тема. Народы гор и степей
4 класс
Урок 18
Автор: Сидоренкова
Любовь Григорьевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь
Слайд 2Тема. Народы гор и степей
Цели: познакомить со своеобразием построек и образа
жизни на Крайнем Севере и в горах Кавказа; дать понятие о красоте многих регионов мира; подчеркнуть связь природных условий
с культурой; продемонстрировать разницу при постройке дома на Крайнем Севере и в горах; познакомить с терминами «иглу», «яранга», «чум», «аул».
Вид деятельности: рисование.
Планируемые результаты: школьники познакомятся со спецификой образа жизни людей в разных условиях; узнают стороны их существования; передадут в своих работах изображение природы и жилища.
Оборудование: принадлежности для рисования, географическая карта мира.
Ключевые слова и понятия: Крайний Север, чум, яранга, иглу, аул.
Слайд 3Повторение пройденного материала
С какой страны началось ваше знакомство с искусством разных
стран мира?
Как еще называют Японию?
Почему с ней связан образ восходящего солнца?
Посмотрите на географическую карту мира.
Слайд 4Повторение пройденного материала
Вы видите, что регионы
мира раскрашены на карте разными цветами. Белые поля означают, что в этих местах постоянно лежит снег. Желтым цветом обозначают пустыни, зеленым — леса, коричневым — горы. В каждом из этих регионов свой климат, свои особенности природы. И почти везде обитают люди. Конечно, из-за разных природных условий им приходится приспосабливаться к среде обитания. От того, где людям приходится жить, зависит, как выглядят их жилище и их одежда, внешний облик людей. Сегодня из островной Японии, которая со всех сторон окружена водой морей и океанов, вы перенесетесь в другие страны,
познакомитесь со спецификой жизни людей, связанной со средой их обитания.
Слайд 5Беседа по теме урока
Самой большой страной мира является наша родина —
России она раскинулась, как поется в нашем гимне, «от южных морей до полярного края». Поэтому в климатически» зонах России присутствуют почти все особенности разных
территорий Земли.
Посмотрите, каким цветом обозначены самые северные части нашей страны. (Белым.)
Это места, которые расположены близко к Северному полюсу, в этих районах никогда не бывает настоящего лета, земля здесь постоянно замерзшая, никогда не оттаивает и постоянно покрыта снегом. Недаром она получила название «вечная мерзлота». Поэтому и на картах она обозначена белым цветом. Однако и в этих суровых условиях живут разные северные народы — ненцы, эскимосы, алеуты. Из поколения в поколение они занимаются оленеводством и охотой. И здешние народы любят свой неласковый северный край.
Слайд 6Беседа по теме урока
В наши дни, например, переезжая с места на
место за оленьими стадами, оленеводы могут погрузить на свои сани под названием «нарты» настоящие складные дома, которые потом собирают ни новом месте. А раньше такие дома надо было строить из того, ч го было под руками. А что имели для создания своих домов жители Севера, кроме снега? Ведь в условиях вечной мерзлоты не растут деревья, нельзя найти глину для того, чтобы из нее вылепить кирпичи. Кроме того, оленеводы долго не живут на одном месте — они постоянно передвигаются из-за того, что оленьим стадам надо находить для своего питания мох под снегом
Съели олени весь мох на одном месте, значит, пришла пора и людям переезжать на другое место, а здесь мох должен вырасти заново.
Вот и придумали люди вырубать из плотно слежавшегося снега огромные плиты, из которых возводили настоящие дома под названием «йглу».
Слайд 7Беседа по теме урока
Из оленьих шкур люди научились делать и жилища
- теплые шалаши, которые называются «чум» или «яранга».
Чум, яранга — жилища народов Севера, сделанные из оленьих шкур.
чум
яранга
Слайд 10Музыкальные инструменты народов Севера
Многие народы мира могут назвать Кубыз музыкальный инструмент,
своим народным, правда название может быть другим, а его устройство и способ игры одинаков. Так например на Алтае его называют «Варган», в Белоруссии «Дымба», в Киргизии «Хомус», во Вьетнаме «Дан Мои», в Венгрии «Доромбы», а на Украине «Дрымбы».
Слайд 11Беседа по теме урока
Раньше тундру называли «халмерь», что означает «пустыня смерти».
Потом в этих местах люди нашли много полезных ископаемых. Стали возникать поселки и города. Но и сегодня на огромных пространствах по-прежнему ходят многотысячные стада оленей, а с ними - люди, в жизни которых сохраняется много традиций прошлого.
Слайд 12Беседа по теме урока
Одно из праздничных развлечений этих народов — гонки
на оленьих упряжках
Слайд 13Беседа по теме урока
Теперь с Крайнего Севера мы перенесемся в противоположную
сторону — на юг, в горную местность.
Если на Крайнем Севере местность плоская, поверхность земли ровная, то в горах ландшафт ступенчатый, зубчатый. Горы расположены так, что, продвигаясь ввысь, человек словно карабкается по огромным ступенькам.
Горное поселение – аул. Кавказские горы
Слайд 14Беседа по теме урока
Несмотря на то что жизнь людей на севере
и юге имеет мало общего, люди в этих областях в основном занимались разведением животных, от которых получали пищу, кожу и мех для одежды. Вот и жители гор также были скотоводами.
Слайд 15Беседа по теме урока
В горных районах можно увидеть множество разных pacтений,
часто они являются уникальными, произрастающими только здесь. Например, горный цветок эдельвейс, который занесен в Красную книгу..
Слайд 16Беседа по теме урока
В горных районах растет виноград, которому не
нужна богатая черноземная почва, для него достаточно и каменистой поверхности
Слайд 17Беседа по теме урока
Поэтому, наверное, и узоры на посуде напоминают виноградные
лозы. Умелые руки мастеров перенесли цветочные орнаменты на поделки, поэтому так богаты детали, украшающие эту посуду.
Слайд 21Задание для самостоятельной работы
Сегодня вам предстоит в своих работах изобразить мир
севера или мир юга — то, что произвело на вас наибольшее впечатление.
Подумайте над композицией ваших рисунков. Можете сделать набросок — примерный эскиз, с помощью которого потом начнете рисовать общую картину.
Чей образ жизни вы нарисуете?
Какие детали ландшафта вы выберете для воплощения?
Какие специальные детали будут показывать образ севера или юга — жилища людей, их одежда, предметы обихода, способы передвижения?
Что вы расположите на переднем плане, а что — на заднем?
Слайд 22Рефлексия
О каких географических регионах Земли вы сегодня узнали?
Расскажите, как выглядит пейзаж
Крайнего Севера.
Чем занимаются люди, которые живут здесь?
В чем заключаются особенности их одежды?
Какие виды жилищ народов Севера вы знаете?
Какими декоративными видами искусства занимаются народы Севера?
Что передают образы их произведений искусства?
Как проводятся праздники народов Севера?
Как выглядит горный пейзаж?
В чем заключаются особенности жилища в горах?
На чем передвигаются люди в горах?
Расскажите об их одежде и предметах декоративного убранства жилища.
Что передают орнаменты, которыми украшена их посуда?
Расскажите о праздниках жителей гор.
Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке. (Рисование.)
Слайд 23Сочинение синквейна
Творческий момент.
Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «Иглу».