Слайд 1Декоративно- прикладное искусство России
Подготовила
Сологубова екатерина анатольевна
Слайд 2Народные промыслы России Гжель
Гжель — это самый известный русский народный керамический
промысел. Подмосковный район из 30 деревень славился своими гончарными изделиями еще с XVI века. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
Слайд 5Вологодское кружево
Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной,
одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.
Слайд 8Каргопольская игрушка
Ка́ргопольская игру́шка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя
Архангельской области.
. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.
Слайд 11Палех
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая
миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
Слайд 14Абашевская игрушка
Село Абашево Пензенской области - старинное русское село с глубокими
историческими, религиозными и художественными корнями.
Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже. Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник - мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы. Занималось этим 162 хозяйства.
Слайд 17Городецкая роспись
Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги.
Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов.
Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.
Слайд 20Мезенская роспись
Мезенская, или палащельская роспись, как русский народный промысел, берёт свои
истоки в начале 19 века. На реке Мезень, что в Архангельском крае, жили русские люди и долгими зимними вечерами претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования.
Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.
Слайд 23Мстерские лаковые изделия
Изготовляются народными мастерами поселка Мстера, находящегося в Вязниковском районе
Владимирской области в 14 км от станции того же наименования Горьковской железной дороги, Мстера с XVII века была значительным центром иконописного промысла и народных художественных ремесел.
Мстерские мастера выпускают лаки того же ассортимента, что и мастера других центров лаковой живописи — Федоскина, Палеха, Холуя. Это разные по формам и размерам шкатулки, ларцы, пудреницы, туалетные коробочки, марочницы, очечники, папиросницы и другие предметы декоративно-бытового назначения. В тематике мстерских миниатюр преобладают пейзажи, мотивы, заимствованные из народных сказок, песен и литературы, а также отражающие жизнь советской деревни; встречаются индустриальные мотивы, новостройки и пр. Сцены изображаются на фоне очень красочных, декоративно решенных пейзажей, составляющих отличительную особенность мстерского стиля. Композиция обычно обрамляется тончайшим золотым орнаментом. Отдельные вещи (шкатулки и ларцы) содержат не одну, а несколько сюжетно связанных миниатюр, расположенных на крышке и на боковых стенках изделия. Выпускаются также изделия, расписанные только орнаментальными рисунками из узоров трав, листьев, фруктов.
Слайд 26Тульские самовары
Самовар и Тула неразделимы. В любом уголке России и далеко
за ее пределами можно встретить тульский самовар.
Тульские мастера веками ковали оружие и делали самовары. Это традиционные промыслы тульского края, как гармонное производство, белевские кружева и пастила и многое другое.
Слайд 29Федоскинская лаковая миниатюра
миниатюры на изделиях из папье-маше - табакерках, чайницах, баулах,
коробках, очешниках, игольницах - отличались от европейских миниатюр своим ярко выраженным национальным характером сюжетов и своеобразными приемами письма. Наибольшую популярность получили тройки, мчащиеся то по пыльным дорогам - "летние тройки", то среди снежного пейзажа - "зимние тройки". В первом случае тройки связываются со свадебными обрядами, во втором - с праздником веселой русской масленицы.
Создавались миниатюры и на всевозможные крестьянские мотивы: хороводы, пляски, работы на полях, бытовые сцены и т.п. При этом художники-миниатюристы опирались на русскую литографию первой половины XIX в., на картины русских художников, которые являлись как бы прототипами федоскинских миниатюр-импровизаций.
Слайд 32Хохлома
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XIIV веке в округе
Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности
Традиционные элементы Хохломы — травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Слайд 35Оренбургский пуховый платок
Пуховые изделия оренбургских мастериц давно получили широкую известность не
только в России, но и далеко за ее пределами.
Оренбургские пуховые платки не имеют равных себе по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло. Особым изяществом отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Несмотря на большой размер — 210 х 210 сантиметров, «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо.
Слайд 38Павловопосадские платки
Шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим
в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х гг.
Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) — один из старейших российских текстильных центров. В XVIII — первой половине XIX вв. богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотой нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х гг. начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом. Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.
Слайд 41По опросу Россиян «Относится ли декоративно-прикладное искусство к культурным ценностям страны?»
92% думают – да, 8% - нет.