Презентация, доклад по изобразительному искусству на тему Жизнь и творчество И.И.Шишкина (6 класс)

Содержание

Ела́буга  — город (с 1780 года) в Республике Татарстан.Шишкин родился в Елабуге в семье небогатого купца в январе 1832 г. Отец художника, Иван Васильевич Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором “Истории

Слайд 1Иван Иванович Шишкин Жизнь и творчество
И. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина,

1873. Фрагмент

Составитель: Ковальчук Елена Викторовна,
(учитель изобразительного искусства)

Иван Иванович Шишкин Жизнь и творчествоИ. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина, 1873. ФрагментСоставитель: Ковальчук Елена Викторовна,(учитель

Слайд 2Ела́буга  — город (с 1780 года) в Республике Татарстан.
Шишкин родился в Елабуге

в семье небогатого купца в январе 1832 г. Отец художника, Иван Васильевич Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором “Истории города Елабуги”. Он был единственным из близких, кто поддержал (после долгих колебаний) желание сына стать художником.
Ела́буга  — город (с 1780 года) в Республике Татарстан.Шишкин родился в Елабуге в семье небогатого купца в январе

Слайд 3В 1844 году отец отдал мальчика в Казанскую гимназию, там будущий

художник нашел себе несколько товарищей, с которыми “мог рисовать и рассуждать” об искусстве. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям, и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, “чтобы не стать чиновником”.

Первая мужская гимназия в Казани была первой в России не считая столичных.

В 1844 году отец отдал мальчика в Казанскую гимназию, там будущий художник нашел себе несколько товарищей, с

Слайд 4В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния,

где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа.

О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант.

Аполлон Мокрицкий

В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона

Слайд 5Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его

прежнего наставника Мокрицкого, в связи с поступлением Шишкина в Академию: “Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии”.

Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями.

Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого, в связи с

Слайд 6Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней

работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать

Слайд 7Камни в лесу. Валаам. 1858-1860

Камни в лесу. Валаам. 1858-1860

Слайд 8В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга,

пейзажиста Федора Васильева — Евгения Александровна. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.

Они прожили вместе всего 6 лет. В 1872 г. у художника началась черная полоса в жизни: сначала умер его отец, потом – маленький сын Владимир. От чахотки скончался брат жены Федор, с которым Шишкин был очень дружен.

А на следующий год болезнь забрала и любимую жену, спустя еще год умер сын Константин. У художника осталась только дочь Лидия. О том периоде он вспоминал с ужасом: «Белый свет померк, все, как в черно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга».

В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева — Евгения Александровна.

Слайд 9
На покосе в дубовой роще. 1974

На покосе в дубовой роще. 1974

Слайд 10Но живопись спасла его от отчаяния. В этот период художник создает

картины, которые позже назовут его программными произведениями, прославляющими красоту русской природы. Однако на самом деле эти пейзажи вряд ли можно назвать идиллическими. На одной из самых известных его картин – «Рожь» – одна деталь заставляет некоторых исследователей сделать предположение о том, что она не написана с натуры, а добавлена преднамеренно.

Рожь, 1878

Погибшее дерево на заднем плане выглядит диссонансом на фоне этого торжества и могущества жизни. Возможно, таким образом автор обозначил личную трагедию: он сам чувствовал себя высохшим деревом.

Но живопись спасла его от отчаяния. В этот период художник создает картины, которые позже назовут его программными

Слайд 11Возродиться к жизни ему помогла не только родная Елабуга, но и

новое чувство, вспыхнувшее к художнице Ольге Лагоде.

Ольга Лагода-Шишкина. Автопортрет. Наброски, 1880

Ее смерть стала страшным ударом для художника, в письме другу он признавался: «Какую утрату я понес… Что это был за человек. Женщина, жена, мать, вместе с тем талантливая художница. Сердце замирает от боли».
Сестра Ольги Виктория заменила новорожденной мать. Она жила в семье Шишкина, заботясь и о племяннице, и о его дочери от первого брака, и о нем самом.

Она была одной из первых 30 женщин, принятых в качестве вольнослушательниц в Академию художеств. Ольга стала ученицей Шишкина, а в 1880 г. – его второй женой. У супругов родилась дочь Ксения, а через полтора месяца после ее рождения Ольга скончалась от воспаления брюшины.

Возродиться к жизни ему помогла не только родная Елабуга, но и новое чувство, вспыхнувшее к художнице Ольге

Слайд 12Иван Иванович тяжело переживал утрату. И вот, однажды, будучи за городом,

Шишкин увидел в поле могучий одинокий дуб и вспомнил стихотворение Мерзлякова “Среди долины ровныя…” Все это переплелось с судьбой художника. В личном плане он опять одинок.

В 1883 г. Иван Иванович написал картину, которую так и назвал “Среди долины ровныя…” Многие отнесли картину к редкому жанру пейзажа-автопортрета. Успех полотна «Среди долины ровныя» превзошел все ожидания. Привыкшие считать Шишкина «царем леса», «дедушкой лесов», «пейзажистом-лесовиком», зрители увидели перед собой обширную равнину, почувствовали настроение...

Иван Иванович тяжело переживал утрату. И вот, однажды, будучи за городом, Шишкин увидел в поле могучий одинокий

Слайд 13Художника привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую

натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».

У берегов Финского залива. 1889

Художника привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных

Слайд 14Утро в сосновом лесу. 1889

Утро в сосновом лесу. 1889

Слайд 15Дубы. Вечер. 1887
Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно

он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.
Дубы. Вечер. 1887Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей

Слайд 16Сосны, освещенные солнцем. 1886

Сосны, освещенные солнцем. 1886

Слайд 17Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали

ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Потому в картинах Шишкина “Туманное утро” (1885) и “Сосны, освещенные солнцем” (1886) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета.

Это и великолепный по красоте и верности в передаче атмосферного состояния образ природы, и наглядная иллюстрация такого равновесия между предметом и средой, между общим и индивидуальным.

Туманное утро. 1885

Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства,

Слайд 18Это же свойственно пейзажам “Дубы” (1887), “Мордвиновские дубы” (1891), “Осень” (1892),

“Дождь в дубовом лесу” (1891).

Дубы. 1887

Это же свойственно пейзажам “Дубы” (1887), “Мордвиновские дубы” (1891), “Осень” (1892), “Дождь в дубовом лесу” (1891).Дубы. 1887

Слайд 19Мордвиновские дубы. 1891

Мордвиновские дубы. 1891

Слайд 20Осень. 1892

Осень. 1892

Слайд 21Дождь в дубовом лесу. 1891

Дождь в дубовом лесу. 1891

Слайд 22В 1891 году в Академии художеств состоялась персональная выставка Шишкина (более

600 этюдов, рисунков и гравюр). Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры.
В 1894 году вышел альбом “60 офортов И. И. Шишкина. 1870 — 1892”. В этой технике он тогда не знал себе равных и тоже экспериментировал в ней.
Какой-то период он преподавал в Академии художеств. В процессе обучения, как и в своей работе, для лучшего изучения природных форм он использовал фотографию.
В 1891 году в Академии художеств состоялась персональная выставка Шишкина (более 600 этюдов, рисунков и гравюр). Художник

Слайд 24Его смерть стала для всех полной неожиданностью. Шишкину было 66 лет,

он не жаловался на здоровье и продолжал писать. В то утро он, как обычно, занимался с учеником и работал над новой картиной «Лесное царство». Неожиданно он вздрогнул, уронил голову на грудь, ученик бросился к нему, но было уже поздно – смерть наступила мгновенно. Прибывший врач констатировал разрыв сердца.

В 1898 году художника не стало…

Его смерть стала для всех полной неожиданностью. Шишкину было 66 лет, он не жаловался на здоровье и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть